28.08.2019

Регуляторная «гильотина» в сфере «Драгоценные металлы и камни»

28.08.2019.

27 августа 2019 г. в Правительстве РФ прошло установочное заседание, посвящённое вопросу формирования рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере «Драгоценные металлы и камни».

Перечень рабочих групп, которые будут работать над механизмом «регуляторной гильотины», формировался в соответствии со сферами деятельности федеральных органов исполнительной власти. В этот перечень вошёл и Минфин РФ, несмотря на ранее предоставленные им в Правительство РФ возражения. По сферам деятельности Минфина России создаются две рабочие группы — «Драгоценные металлы и камни» и «Саморегулируемые организации аудиторов».

Таким образом, на основании «Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины» №4714п-П36 от 29 мая 2019 года, вся нормативно-правовая база в сфере ДМДК, содержащая обязательные требования, подпадает под механизм «регуляторной гильотины».

На совещании обращалось внимание на то, что принято решение проведения через «гильотину» всех актов, регламентирующих контрольно-надзорную деятельность сферы ДМДК, действующих до даты вступления в силу обновлённого регулирования (т.е. до 1 января 2021 года, включая объёмные или даже недавно принятые акты).

Парадигма новой системы регулирования носит революционный характер. В первую очередь она должна защищать те объекты, которые могут нанести существенный вред здоровью, а также причинить материальный, экологический или культурный ущерб.

В июле 2019 года в Правительстве РФ под руководством Заместителя Председателя Правительства – Руководителя Аппарата Правительства Константина Чуйченко прошел семинар для руководителей федеральных органов исполнительной власти (ФОИВов), являющихся участниками реализации механизма «регуляторной гильотины». В ходе мероприятия был озвучен план реализации «гильотины». На первом этапе анализа контрольно-надзорные органы должны определить, какие объекты нуждаются в исключении из перечня поднадзорных. В некоторых случаях издержки на такой контроль выше, чем возможный урон. На втором этапе необходимо понять — с какими рисками ведомство планирует работать методами контроля и надзора? Наконец, третий шаг — это пересмотр способов управления рисками, выбранных на предыдущем этапе.

В настоящее время к мероприятиям по «гильотине» подключаются эксперты — формируются списки рабочих групп. Как указано в «Положении о рабочей группе по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере "Драгоценные металлы и камни"», рабочая группа создается в целях обсуждения и согласования:

  • новой структуры нормативно-правового регулирования в сфере «Драгоценные металлы и камни»;
  • перечня планируемых к принятию нормативных правовых актов (НПА), а также соответствующих проектов НПА, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), при рассмотрении дел об административных правонарушениях (также предполагается и обсуждение самих обязательных требований, оценка соответствия которым должна проверяться в рамках разрешительной деятельности»). 

Деятельность группы распространяется на федеральный пробирный надзор и государственный контроль, как при ввозе драгоценных камней и драгоценных металлов (а также сырьевых товаров их содержащих) в РФ из стран, не входящих в Евразийский экономический союз, так и при их вывозе из РФ в данные государства.

Полномочия рабочей группы, изложенные в «Положении», довольно широкие. Группа не только рассматривает проекты НПА, подготовленные ФОИВами, но и сама разрабатывает проекты НПА, устанавливающие обязательные требования в отрасли. Полномочия позволяют участникам группы предлагать решения по проектам НПА для обсуждения аналогичными рабочими группами в иных сферах общественных отношений.

Рабочая группа в сфере «Драгоценные металлы и камни» будет формировать по проектам НПА таблицы разногласий с ФОИВами, а также участвовать в рассмотрении:

  • структуры нормативного регулирования;
  • перечня планируемых к принятию НПА;
  • непосредственно проектов НПА в рамках исполнения ФОИВами плана мероприятий («дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины».

Без заключения рабочей группы — новый НПА не будет зарегистрирован. В случае не устраненных в рабочем порядке разногласий с ФОИВами, документ будет отправляться на правительственную комиссию.

Структура рабочей группы предусматривает наличие сопредседателей, ответственного секретаря и членов группы. Предполагается, что в рабочей группе будет два уровня: руководители и эксперты. Если на руководящем уровне заседания планируется проводить раз в месяц, то на экспертном — гораздо чаще, по мере движения работы.

Без сомнений, начавшийся процесс, происходящий в рамках «регуляторной гильотины» — это революция в экономике. А для сферы ДМДК – уникальное «окно возможностей» развития. Лишь бы оно не превратилось в щелочку, а затем и вовсе замуровалось.

Эдуард Уткин
Генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России»