04.06.2019

Лицензированию обработки — нет, лицензированию скупки — да!

31 мая в ТПП РФ состоялся круглый стол Комитета по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, посвящённый подготовке предложений ко второму чтению проекта ФЗ №643266-7 «О внесении изменений в ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Законопроект был принят в первом чтении 15 мая 2019 г. Согласно ему, предлагается дополнить перечень лицензируемых видов деятельности «обработкой (переработкой) лома и отходов драгоценных металлов и скупкой у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий».

Многие участники рынка увидели в законопроекте противоречия с нормами действующего законодательства, а также неоднозначность толкований, которая создаёт угрозу предъявления претензий производителям ювелирных изделий со стороны правоохранительных органов.  

Тогда, 31 мая, позицию участников ювелирного рынка озвучил генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин. Сегодня редакция нашего сайта предлагает вашему вниманию тезисы этого выступления.


1) Представленный проект предусматривает введение лицензирования обработки (переработки) лома и отходов драгоценных металлов. Основной источник лома – скупки, ломбарды и магазины.

При производстве ювелирных изделий образуются лом и отходы драгоценных металлов,  которые сами производители собирают, очищают, обрабатывают и запускают в производственный цикл. Те, кто знаком с лепкой пельменей, меня поймут.

И эти операции повторяются после каждого производственного цикла:

                             - после литья;

                             - после монтировки;

                             - после закрепки;

                             - после полировки.

Таким образом, лицензировать предлагается не отдельный вид деятельности, как возмездную услугу сторонней организации, а одну из стадий производственного процесса, неразрывно включенную в  общий технологический цикл производства.

По сути – это лицензирование производства ювелирных изделий. Лицензирование  неотъемлемой  части производственного производства — равнозначно лицензированию всего вида деятельности.         

2)  Ст. 20 ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» устанавливает право производителей ювелирных изделий самостоятельно обрабатывать (перерабатывать) отходы собственного производства, либо передавать их на аффинаж.

Все прочие виды отходов и лом ювелирных изделий (приобретенные, полученные в качестве давальческого сырья) должны передаваться на аффинаж. Но, перед передачей на аффинаж, они могут пройти стадию предварительной обработки (переработки), а могут быть переданы на аффинаж без обработки.

Таким образом, имеются два источника лома и отходов – собственные и привлеченные.

3) В 2018 году ювелирная промышленность использовала для производства ювелирных изделий 37 тонн золота. Аффинажные заводы произвели из ломов и отходов 36,5 тонн золота. Следовательно, весь лом и все отходы прошли аффинаж, т.е. требование закона исполняется.

Введение лицензирования – это не самоцель регулятора, цель – обеспечить прохождение через аффинаж всех ломов и отходов, чтобы исключить приток нелегального сырья в отрасль.

Лицензирование скупки и требование Закона по обязательной передаче скупленного лома на аффинаж – эту задачу решают.

Зачем тогда требуется лицензирование переработки?

В пояснительной записке к проекту указано, что Закон направлен на совершенствование системы и порядка организации государственного контроля за оборотом ДМДК.

Каким образом лицензирование в сфере производства ювелирных изделий решает эту задачу? Все организации и ИП стоят на специальном учёте по всем кодам ОКВЭД. Им выдается  свидетельство о постановке на учет, и они заносятся в общую базу данных.

4) Лицензирование производства ювелирных изделий (отдельных производственных процессов) – это явно избыточная мера государственного регулирования и, безусловно, излишний административный барьер для предпринимателей.

  • Это выполнение лицензионных требований.
  • Это дополнительные расходы денег.
  • Это дополнительные затраты времени.   
  • Это дополнительные риски.

    По статье 14.1 КоАП штраф от 2 до 200 т.р.

    • Штраф от 2 до 200 т.р.;
    • Административный запрет на деятельность на 90 суток.
    • Конфискация сырья;

    По ст. 171 УК

    • Штраф от 300 т.р.;
    • Лишение свободы до 5 лет.

    По данным ФНС в сфере оборота ДМДК:

    • по  кодам «производство и ремонт» числится 4800 юридических лиц и индивидуальный предпринимателей;
    • по коду «переработка» - 1900 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    Львиная доля из этих 1900 – магазины, осуществляющие скупку или обменные операции с ювелирными изделиями.

    С введением лицензии на скупку, большинство из них откажется и от переработки и от скупки, оставив только профильный бизнес – розничную торговлю. Производителям сложнее, им либо придется  оформить лицензию, либо   отказаться от профильного бизнеса.

    5) ФЗ «О лицензировании  отдельных видов деятельности» устанавливает, что лицензирование осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования в иных целях не допускается.

    В пояснительной записке указано, что при обработке (переработке) ломов и отходов используются химические вещества, отнесенные к первому классу опасности.

    Это как раз об аффинаже!

    Но деятельность по аффинажу не лицензируется, значит безвредна? А, если вредна, то  почему не лицензируется? В обработке (переработке) собственных отходов производители, как правило, вообще не используют никаких химических веществ.

    В основном используются механические и металлургические процессы, так как отсутствует необходимость в повышении процентного содержания драгоценного металла в сплаве.

    6) Законодательство, регулирующее оборот ДМДК, в последнее время трансформировалось в сторону крайнего ужесточения контроля и надзора:

                   - надзорные каникулы отменены;

                   - ограничения по плановым проверкам сняты;

                   - административная ответственность усиливается многократно;

                   - уголовная ответственность также усиливается;

                   - система отчетности усовершенствуется;

                   - внедряется ГИИС по контролю за оборотом ДМДК;

                   - вводится лицензирование скупки лома и отходов.

    Этого вполне достаточно для обеспечения эффективности КНД.

    А вот продажи ювелирных изделий продолжают неуклонно падать. Покупательская способность российского потребителя снижается, административные барьеры для выхода на внешние рынки не устраняются, а для внутреннего рынка устраняются медленно, долговая нагрузка потребителей растет.

                 Отрасль уже «на ладан дышит».

                 Лицензирование производства у многих убьет желание заниматься этим видом бизнеса.

                 Это отечественное производство.

                 Это малый бизнес.

                 Это рабочие места.

                 Это вековые традиции национального ювелирного искусства.

    В конце концов, это одна из немногих отраслей промышленности, которая способна производить достойную,  конкурентоспособную, на внешних рынках,  продукцию.

    Сегодня часто обсуждается неразумность давно устаревших и изживших себя законов. Но какие законы придут на смену им, сегодня зависит от нас.            

    7) Предлагаем внести в проект поправку:

    «Убрать лицензирование обработки (переработки), оставив только лицензирование скупки».


    Презентация: Лицензирование обработки (переработки) лома и отходов драгоценных металлов