28.11.2013

Контроль должен быть осмысленным

Действующим Федеральный закон № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Федеральный закон № 115-ФЗ учитывает требования Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). В соответствии с параграфом 10 «Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» февраля 2012 года (подробнее здесь) и пунктом 11 главы 1 подготовленного Группой разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег ФАТФ «Руководства по применению подхода, основанного на оценке риска, для торговцев драгоценными металлами и камнями» от 17 июня 2008 года (подробнее здесь) сделки с драгоценными металлами и драгоценными камнями подлежат контролю только в случае, сумма операции превышает 15000 евро и оплата сделки осуществляется наличными денежными средствами.

До недавнего времени операторы розничной торговли руководствовались пунктом 2.6 информационного письма Федеральной службы по финансовому мониторингу № 2 от 18.03.2009, в соответствии с которым анкета покупателя могла не оформляться при покупке ювелирных изделий на сумму, не превышающую 600 000 рублей либо эквивалента данной суммы в иностранной валюте.

Сегодня Федеральный закон № 115-ФЗ от 07.08.2001 обязует организации и индивидуальных предпринимателей при реализации ювелирных изделий идентифицировать клиента. В соответствии с действующей редакцией закона идентификация покупателей ювелирных изделий должна осуществляться независимо от суммы покупки и вида оплаты.

Ассоциация «Гильдия ювелиров России» и вся ювелирная общественность не ставят под сомнение важность и необходимость мер по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем и финансированием терроризма. При этом отечественные ювелиры недоумевают: почему реализация антиквариата, предметов искусства, наручных часов, шуб, мобильных телефонов, стоимость которых может исчисляться десятками и сотнями тысяч рублей, не подпадает под действие данного закона, а при продаже колечка из драгоценного металла стоимостью 500-1000 рублей закон обязывает ювелира идентифицировать покупателя. Чем руководствовался законодатель, устанавливая столь драконовские меры в отношении реализации ювелирных изделий — не понятно!

Кроме того, одной из основных целей действующего закона является противодействие отмыванию незаконных денежных средств. Из материала, приведенного выше, следует, что международная организация по борьбе с отмыванием денег рекомендует отслеживать сделки по покупке ювелирных изделий только в случае, сумма операции превышает 15000 евро (свыше 600 000 руб.) и оплата сделки осуществляется наличными денежными средствами.

На наш взгляд данное положение применимо и на территории Российской Федерации. Например, в Москве средняя заработная плата учителя в I квартале 2013 года составила 64 тыс. руб. в месяц (интервью главы департамента образования столицы ). Таким образом, в Москве рядовой учитель может купить себе один раз в 2-3 года ювелирное изделие за 100 и более тысяч рублей. И где здесь легализация преступных доходов?

Кроме того, проведение сплошной идентификации покупателей ведет к дополнительным затратам операторов розничной торговли, которые слагаются из:

  • стоимости доработки программы розничной торговли;
  • стоимости рабочего времени менеджера на заполнение одной анкеты;
  • необходимость наличия дополнительного менеджера (в зависимости от размера салона) во избежание конфликтных ситуаций с покупателями из-за увеличения времени ожидания;
  • стоимости расходных материалов на копирование документов;
  • организации места хранения оригиналов анкет и копий документов;
  • дополнительной защиты техники (конфиденциальность информации).

Практическая реализация данного вида контроля уже привела к увеличению затрат розничных операторов на 50 - 100 руб. при реализации единицы продукции.

По данным Пробирной палаты России в 2010-2012 гг. ежегодно клеймилось более 80 млн. шт. ювелирных изделий. По итогам 2013 года падение производства ювелирных изделий не ожидается. Следовательно, проведение сплошной идентификации покупателей приведет к дополнительным затратам розничных операторов в размере не менее 4 млрд. руб. по итогам текущего года.

К настоящему моменту назрела необходимость законодательного решения данного вопроса в связи с участившимися прокурорскими проверками операторов розничной торговли и предъявления им требований о необходимости идентификации покупателей независимо от суммы сделки.

Поскольку Федеральным законом № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предусмотрено, что контролю подлежат операции на сумму от 600 000 руб., то и идентификация покупателей ювелирных изделий, на наш взгляд, также должна осуществляться лишь при превышении указанной суммы.

Со своей стороны Ассоциация «Гильдия ювелиров России» обратилась в Федеральную службу по финансовому мониторингу с предложением по внесению изменений в Федеральный закон № 115-ФЗ от 07.08.2001 в отношении сделок с ювелирными изделиями с целью отмены обязательной идентификации покупателей ювелирных изделий на сумму до 600 000 рублей.

Генеральный директор Ассоциации
«Гильдия ювелиров России»
В. К. Ячменихин