28.02.2017

А. С. Горыня: «Вместо Координационного совета должно быть управление в Минэкономразвития либо Министерстве промышленности и торговли, который отвечает за ювелирную отрасль»

ССЫЛКА НА ОРИГИНАЛ СТАТЬИ

С 2008 – 2009 г в отрасли ничего не поменялось ни в законодательстве, ни в бюрократическом аппарате. Ситуация дошла до предела – назрела необходимость что-то делать: либо с законами, любо с чиновниками. Комментарии по Резолюции совещания общественных организаций ювелиров России и стран ЕврАзЭс, которая будет обсуждаться на предстоящем совещании в Минфине, в телефонном разговоре нам дал председатель Союза ювелиров СЗФО Александр Сергеевич Горыня. 

«Не понимаю я этого трепа: “Участники совещания признают, что разрозненность сил ювелирного сообщества и несогласованность действий многочисленных общественных организаций, объединяющих ювелиров, не позволяют достигнуть положительного результата в решении задач по защите интересов всего сообщества…”  Мы работаем в экономическом пространстве, а значит, должны создаваться в первую очередь экономические условия для деятельности предприятий. Что дает нам появление Координационного Совета глав общественных объединений ювелиров России и стран-членов ЕврАзЭс? Какова его цель?  Только щеки надувать…Ведь уже есть Гильдия ювелиров России, почему она не может взять на себяподготовку обращения к Президенту РФ? У нее для этого есть все полномочия. Другое дело, что вместо Координационного совета на практике должно быть управление или отдел в Минэкономразвития либо Министерстве промышленности и торговли, который отвечает за ювелирную отрасль. Необходимо создавать не еще один совещательный орган, а орган исполнительной власти  - управление по драгоценным металлам, драгоценным камням и ювелирной промышленности которое бы курировало добычу, аффинаж и переработку драгоценного сырья, по типу  Главного управления драгоценных металлов и алмазов "Главалмаззолото" при Совете Министров СССР. Начальник такого управления раньше был на правах министра. Необходимо постепенно вводить этот отраслевой орган исполнительной власти в систему управления страной. Что касается обращения к Президенту РФ, то готовить соответствующий документ надо не только на его имя, но и в адрес Председателя Правительства РФ.

Вызывает вопросы пункт 5 Резолюции. Во-первых, “введение отраслевых стандартов и их жесткое соблюдение всеми участниками рынка”. Отраслевые стандарты действуют у нас со времен СССР, кто этого не знает? Куда делся ОСТ 117-3-002-95? Во-вторых, “полное и честное раскрытие информации об изделии, включая исчерпывающую информацию по вставкам, в форме, удобной для потребителя”. Это тоже четко прописано в действующих нормативных документах. В-третьих, “усиление внутриотраслевого контроля (со стороны общественных организаций)”. Если я как представитель Союза ювелиров СЗФО приду на какое-нибудь предприятие с целью «проконтролировать», то, боюсь, мне ответят очень грубо. Усиление внутреннего контроля возложено на Государственные инспекции пробирного надзора. Именно для этого они созданы и наделены соответствующими правами. Общественные организации могут только общественно порицать. Но если у компании 500% прибыли, то порицайте ее хоть до потери пульса, ей безразлично. Поэтому пункт 5 – вообще словоблудие. Если речь идет о том, чтобы привести все отраслевые стандарты стран ЕвроАзЭс к единому “знаменателю”, то это надо делать. Но это не функция не общественных организаций. Они должны сформулировать такую  задачу перед исполнительной властью.

Введение QR-кодов доступно по большей части лишь крупным отраслевым предприятиям. Для малого бизнеса это весьма трудоемко, затратно и проблематично. То есть 90% фирм этого сделать не смогут и в результате, при обязательной регистрации в некой общей базе QR-кодов, вынуждены будут уйти с рынка. Они неподготовлены. Останется 10% крупных игроков. Я не против введения такой системы, но в будущем, в течение 5 – 7 лет после принятия соответствующего отраслевого стандарта.

Прочтя пункт 6 (“Участники совещания отмечают учащение претензий налоговых органов по уплате НДС и претензий правоохранительных органов в части нарушений требований законодательства при использовании лома и отходов ювелирных изделий”). хочется спросить “ну и что?”. Эти органы действуют в полном согласии с существующим законодательством. Совершенствуйте, кто же против! Но зачем включать это в Резолюцию? Вообще у меня сложилось впечатление, что текст писал человек, который ничего не понимает в ювелирной индустрии. И на месте бюрократа я бы рассмеялся над таким документом.

А вот пункт 8, касающийся роста издержек ювелирного бизнеса на администрирование требований законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, – жизненно необходим. Вся продукция, производимая ювелирной отраслью, - частная собственность, в ней нет доли государства. При росте этих издержек товарооборот снижается в разы, и государство теряет налоги. Кроме того, сейчас априори подразумевается, что все представители ювелирной отрасли – преступники наравне с наркодилерами. Это наносит громадный моральный ущерб как потребителям, так и производствам. Но все полумеры, которые предлагаются в Резолюции, - мелкое прохиндейство. Если, как отмечено, “добиваться вывода ювелирных изделий из серебра из-под действия закона по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем”, то серебро автоматически перейдет в разряд бижутерии. Это полностью нивелирует его привлекательность как драгоценного металла в глазах потребителей. И подобных «замаскированных» уловок в Резолюции много…

Единственный пункт, с которым я согласен безоговорочно, - пункт 9. Все перечисленные меры для развития экспорта ювелирных изделий необходимо срочно принимать. 

Пункт 10 сформулирован весьма расплывчато. “Участники совещания признают различия в жесткости контроля рынков ювелирных изделий стран ЕврАзЭс. В связи с этим, признают и риски поступления с некоторых направлений незаконно ввезенных ювелирных изделий из дальнего зарубежья” Мы констатируем, что будут трудности. Ну да, будут.

Предлагаю дополнительно  ввести обязательную отчетность по клеймению (по штуках, массе и металлу) органами пробирного надзора, открытую для всех участников рынка, имеющих регистрационные удостоверения ГИПН. Услуга может быть платной. На Западе задача бюрократов  - информировать о состоянии рынка всех его участников. А у нас чиновники только лижут задницы своим начальникам. Информацию собирают, но никому ее не раскрывают. Если обязать их это делать, то рынок начнет активно развиваться. Тогда чиновники будут нужны. Они, в принципе, полезные люди, но почему-то мы все время оказываемся с ними по разные стороны баррикады. Уже 25 лет никто ничего не знает не только о ювелирной отрасли, но и обо всей экономике страны.  Вот нам говорят: ВВП поднялось на 0,01%. А откуда взялся этот показатель? Мне, как экономисту, непонятно. Построений нет, а есть какие-то непроверяемые цифры».