28.12.2018

В новый ювелирный год!

Отраслевые проблемы и планы на следующий год

Уже не первый год главные проблемы отечественных ювелиров — это падение продаж. Всё это следствие снижения покупательской способности потребителей. К не менее значимым проблемам можно отнести рост издержек на администрирование растущих требований контрольно-надзорных и регулирующих органов, а также отсутствие видимых перспектив для развития бизнеса.

Задача Ассоциации — ставить вопрос перед государственными органами о необходимости решения этих проблем и, конечно, содействие их разрешению.  Именно этой работой мы и занимались в 2018 году. Мы подготовили объёмный «План мероприятий по приоритетным направлениям деятельности Ассоциации на 2019 г.». Сейчас идёт его обсуждение, внесение дополнений, после этого он будет утверждён Советом Ассоциации. Документ предусматривает решение задач по трём направлениям.

К первому можно отнести популяризацию ювелирных изделий как товарной группы, формирование квалифицированного спроса на ювелирную продукцию, устранение недоверия потребителей к отечественным ювелирным изделиям и производителям.

Второе направление задач связанно с недопущением новых и устранением существующих избыточных мер государственного регулирования, а также  избыточных расходов на их администрирование. Но тут сразу оговорюсь, что если дело касается принятия необходимых и давно назревших мер — то мы будем всеми силами это приветствовать.

К третьему направлению задач мы относим улучшение условий ведения предпринимательской деятельности на нашем рынке. В частности, речь об устранении барьеров для экспорта ювелирных изделий.

Первое направление задач наиболее сложное. По сути, изменился характер потребления, изменились психология и предпочтения. На смену эмоциональному демонстративно-показному потреблению пришло потребление экономно-рациональное. Цена сегодня стала ключевым фактором, определяющим успех продаж. В ритейле отмечают, что всё большее число покупателей приобретают только тот товар, на который предлагается существенная скидка. Если учесть, что у нас сложная товарная группа, то гребень высокого спроса довольно узок. Первое, что перестают покупать в кризис, это украшения. Как только начинается экономический рост — с покупкой ювелирных изделий тоже не торопятся.

К сожалению, доходы населения тают уже пятый год подряд, а вот расходы на товары и услуги первой необходимости — всё это время растут. Дорожают продукты, одежда, коммунальные услуги, и, наконец, расходы на уплату налогов. Дельта между доходами и минимально-необходимыми расходами уменьшается. А ведь именно она и определяет спрос на товары не первой необходимости, к которым и относятся ювелирные изделия.

Впрочем, следует признать, что в описанной ситуации динамика продаж ювелирных изделий выглядит не так уж и плохо. Это если сравнивать с другими отраслями лёгкой промышленности. Но всё же «пирог» уменьшается. Увеличить продажи можно только убедив покупателя в преимуществах ювелирных изделий перед другими товарами.

Второе направление задач Ассоциации на 2019 год я бы охарактеризовал как самое ёмкое. Оно предполагает колоссальный объём работы, здесь речь идёт об изменениях в нормативно-правовом регулировании. В следующем году ювелирный рынок ожидает:

1)     Прекращение срока действия надзорных каникул для предприятий малого бизнеса;

2)     Снятие ограничений по числу и частоте проверок субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих операции с драгоценными камнями и драгоценными металлами;

3)     Существенное усиление административной ответственности за правонарушения в сфере оборота драгоценных камней и драгоценных металлов;

4)     Отмена НДС на аффинированные драгоценные металлы;

5)     Риск исключения возможности применения специальных налоговых режимов в сфере оборота драгоценных камней и драгоценных металлов (УСН и ЕНВД);

6)     Рост издержек на администрирование требований «антиотмывочного» законодательства;

7)     Внедрение интегрированной информационной системы прослеживания движения драгоценных камней и драгоценных металлов на всех стадиях оборота и маркировки ювелирных изделий (соответственно, возникновение новых обязанностей и новых затрат);

8)     Введение лицензирования отдельных видов деятельности в сфере оборота драгоценных камней и драгоценных металлов;

9)      Подписание соглашения об особенностях оборота драгоценных камней и драгоценных металлов в ЕврАзЭС, которое предусматривает взаимное признание пробирных клейм Государств-членов.

Сегодня эксперты регулятора и эксперты от ювелирного сообщества по-разному оценивают долю нелегального оборота. Мы её оцениваем в 8-10%,  регулятор —50-60%. Из этой оценки и строятся выводы о необходимости кардинальных мер для осуществления государственного регулирования и контроля. Регулятор считает существующие меры недостаточными, а мы их считаем избыточными.   

В этой ситуации нужен диалог, нужна объективная статистика. Многие данные о параметрах рынка противоречивы, а, следовательно, их вряд ли можно считать достоверными.

Третье направление задач — если можно так выразиться, все дополнительные инициативы, связанные с улучшением бизнес климата. Среди них:

  • Отмена ввозных пошлин на все цветные камни и бриллианты весом до 0, 29А;
  • Установление добровольных режимов клеймения ювелирных изделий из серебра весом до 100 г.;
  • Отмена повышающего коэффициента к размеру государственной пошлины при клеймении изделий с камнями; 
  • Отмена требований по идентификации клиента при оплате персонифицированной банковской картой;
  • Исключение ювелирных изделий из серебра из сферы контроля в соответствии с ФЗ-115;
  • Исключение ювелирных изделий из категории товаров, в отношении которых осуществляется контроль в соответствии с ФЗ-115 при использовании безналичной формы оплаты.

Экспорт

Рост внутреннего рынка и рост экспорта ювелирных изделий невозможны без изменений в регулировании предпринимательской деятельности в сфере оборота драгоценных камней и драгоценных металлов. Здесь нужно сделать следующее:

  • Снять ограничения для дистанционных способов продаж на внутреннем рынке и устранить барьеры для интернет покупок наших изделий за рубежом;
  • Снять запрет ан реализацию ювелирных изделий физическими лицами за наличный расчёт на зарубежных выставках;
  • Упростить требования к оформлению процедуры переработки сырья на таможенной территории;
  • Разработать эффективный механизм субсидирования участия в зарубежных выставках;
  • Ввести упрощённый порядок таможенного оформления в отношении ювелирных изделий, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
  • Упростить процедуру государственного контроля при экспорте ювелирных изделий и разработать регламент идентификации изделий при реимпорте;
  • Добиться разработки и утверждения государственной программы развития ювелирной отрасли России.

Последний пункт, пожалуй, самый важный. Эта программа, кроме корректировки законодательной базы, должна предусматривать льготное кредитование, субсидирование отдельных программ и проектов, содействие в популяризации российских ювелирных изделий.

Такая работа уже ведётся в Минпромторге и Министерстве финансов. Предполагается, что к ней подключится и Министерство экономического развития.

Насколько реальны обозначенные цели?

Их реалистичность зависит от нас. От нашего сообщества. В различных общественных организациях ювелиров сегодня состоит не более 200 участников. Это те, кто занимает активную позицию, кому не безразлична судьба его бизнеса и отрасли в целом. Это те, кто готов тратить для достижения общей для нас цели свои силы, энергию, интеллектуальные способности и средства. Остальные участники рынка делятся на «премудрых пескарей», деревенских куркулей и безучастных созерцателей. Первыми движет страх. Лучше не высовываться — авось не заметят? Вторые считают, что найдутся те, кто побогаче. Они за всё и заплатят, а моя хата с краю. Третьи рассуждают «от нас ничего не зависит!». Странно сталкиваться с этой психологией, учитывая сколько времени прошло после отмены крепостного права.

Участие в отраслевом сообществе даёт право голоса субъекту рынка при решении важнейших для его бизнеса вопросов. Когда этого голоса нет, то за вас решают другие. Как они решат, так и будут жить «пескари», «куркули» и «созерцатели». Это и есть безучастность в отношении собственной судьбы.

Достижения

В качестве главного достижения будет правильным отметить, что в уходящем году министерства и ведомства наконец-то повернулись к отрасли лицом. Они стали проявлять интерес к нашим проблемам, стали вникать в них. Ощущается искренность в желании помочь ювелирам. Что произошло? Отчасти, как говорят в таких случаях, достучались «снизу». Отчасти постучали и «сверху». И нельзя сбрасывать со счетов тот фактор, что на государственной службе всё больший вес набирают молодые, грамотные, амбициозные и честолюбивые сотрудники. Они полны энергии и открыты для общения с отраслью. Именно на плечах этих людей лежит весь объём ведомственной работы. И конечный итог этой работы зависит именно от них.

В 2018 г. число участников Ассоциации увеличилось на 25 %. Пришли и крупные, известные на рынке компании, пришли и представители микробизнеса. С точки зрения сохранения баланса интересов и выработки взвешенных решений по ключевым вопросам — это позитивный фактор. Часто интересы крупного и малого бизнеса разновекторны. Если внутри ювелирного сообщества не выработать компромиссные решения, то и регулятором оно не будет восприниматься как решение участников рынка.   

Прогнозы

2019 г. будет переломным. И для отрасли, и для каждого субъекта ювелирного рынка. У многих экспертов есть ощущение начала глобальной трансформации рынка. Для кого-то самым насущным станет вопрос выживания, а кого-то ожидает рост доли на рынке. И в этой непростой ситуации необходима консолидация участников рынка по основным отраслевым проблемам, необходимо временное «водяное» перемирие по спорным вопросам.

Я искренне желаю всем удачи, везения, благополучия в 2019 г. Пусть те, для кого это сейчас актуально — сумеют сохранить свой бизнес и рабочие места. Руководителям компаний желаю мудрости, мужества и упорства, сотрудникам — терпения, покупателям — достойных заработков. Представителям власти тоже хочу пожелать дальнейшего взаимовыгодного диалога с нашей отраслью. Ну а тем чиновникам, что ещё не спустились «на землю», желаю сделать это как можно скорее.

Хочу поблагодарить всех за работу и помощь в уходящем году. Конечно, в первую очередь это касается членов нашей Ассоциации. Спасибо за совместную работу и остальным участникам ювелирного рынка, сотрудникам Минфина, Минпрома, Минэка, Пробирной палаты, Евразийской экономической комиссии, ФТС, ФНС, Торгово-промышленной палаты, Гохрана России и Российского экспортного центра. Пусть 2019 год, несмотря на все трудности, всё же принесёт нам хорошие новости!

С Новым годом и Рождеством вас!  

Генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России»

Эдуард Уткин