Ф. Ф. Гумеров
Вышло долгожданное Постановление Правительства РФ №394 от 12 мая 2016 года, расширяющее разрешенную сетку пробирных клейм. Безусловно, это знаменательное для отрасли событие, добрый шаг власти навстречу ювелирному бизнесу. Бизнес оказался услышанным властью, и это радует.
Есть надежда, что конструктивный диалог бизнеса и власти будет продолжаться в том же позитивном ключе. Пора забыть все обиды двух сторон друг на друга и относиться к естественным разногласиям с пониманием и любовью!
Простят меня читатели за красивые, но чужие слова – приведу цитату апостола Павла – «Любая истина, сказанная без любви – есть ложь». Если мы говорим о моментах, сильно нас раздражающих, мы должны всегда стараться понять точку зрения каждой из сторон. Это особо важно сегодня, когда всем понятно, что кризис продолжается и речь идет о выживании отрасли. В этих условиях тратить силы и время на выяснение отношений между собой крайне опасно.
Мне кажется, сегодня необходимо сделать выводы из ошибок прошлых лет. Надо четко сформулировать отраслевые задачи, которые будут восприниматься и властью, и бизнесом. Цель должна быть одна – сделать Россию ведущей мировой ювелирной державой.
Для начала необходимо определить глубинные причины, почему это не случилось до сих пор. Не хотелось бы повторять банальные вещи, но все же: страна, имеющая прекрасную сырьевую базу по алмазам, золоту, платине, палладию, серебру, имеющая ювелирные предприятия, технологически оснащенные современным оборудованием, имеющая прекрасную ювелирную школу, представители которой завоевывают на международных ювелирных конкурсах высшие награды, по доле мирового выпуска ювелирных изделий отстает от стран, ничего подобного у себя не имеющих.
Не претендуя на уникальность высказываний, я вижу несколько причин, перечислю их.
Самое важное. Понятно, что в России два последних десятилетия была сырьевая экономика. Это коснулось и сферы драгоценных металлов и драгоценных камней. Государство, регулятор больше обращал внимание на рост экспорта сырья, чем на развитие внутреннего производства готовых изделий. Только вдумайтесь: из добытых в России алмазов лишь около 10 процентов были огранены в бриллианты внутри страны, и лишь один процент их было использовано в составе российских ювелирных изделий. Остальные алмазы ушли на экспорт в виде сырья. Такая же картина и с золотом, платиной, палладием, серебром.
Почему это происходит? И что можно было бы сделать, чтобы изменить ситуацию в пользу глубокой переработки драгоценного сырья?
Многие ссылаются, на то, что за рубежом дешевле труд, и у нас не выгодно производить. Но это не причина. Потому что, удельный вес фонда оплаты труда в себестоимости изделий не превышает 2…3 процентов. В производстве простых изделиях из золота 585 пробы цена за работу в России всего от 60 до 100 рублей за грамм.
Критика нашей отраслевой нормативно-правовой базы, не соответствующей мировым стандартам, наших налоговой и административной нагрузок, которые выше, чем у зарубежных коллег, производящих продукцию в офшорах, справедлива, но уже набила оскомину.
Но есть и другие причины отставания глубокой переработки у нас драгоценного сырья. Государству и участникам рынка пора понять, что так называемый алмазно-бриллиантовый комплекс и ювелирная промышленность разделены у нас искусственно.
Я работаю на ювелирном рынке более 25 лет, и понимаю, что спрос на комплектующие изделия есть лишь тогда, когда есть спрос на готовые, завершенные изделия у конечного потребителя. А завершенными изделиями на ювелирном рынке являются готовые ювелирные изделия, а никак не вставки, хоть это будут и инвестиционные бриллианты. Ни один банк не даст у нас кредит под залог этих инвестиционных бриллиантов…
Очень уважаемый мною гендиректор смоленского «Кристалла» Максим Александрович Шкадов в одном из своих интервью сказал как-то, что алмазы, если их не гранить в бриллианты, это просто обычные стекляшки. Я от себя добавлю – если бриллианты не закрепить в ювелирные изделия, то и они точно никому не нужны в практическом использовании.
Логика, вроде, понятная всем. Тем не менее, за 25 лет работы в отраслевых общественных структурах, я не встречал предложений или планов АЛРОСА в тесном и конструктивном сотрудничестве с российской ювелирной отраслью. АЛРОСА в понимании чиновников самодостаточна как сырьевая компания, но, все же, не следует самой компании забывать, что в сознании обывателя любой огранщик - это тот же ювелир. А алмаз - это бриллиант, и все это - тоже ювелирка... Да что обыватель, даже журналисты непрофильных СМИ часто полагают, что АЛРОСА - это ювелирная компания, добывающая алмазы!
Безусловно, самым весомым прорывом взаимодействия алмазного сектора с ювелирным могло бы стать создание межотраслевой рабочей группы по разработке долгосрочной, лет на 20, стратегии развития рынка ДМДК на основе объединения усилий алмазно-бриллиантового комплекса (от добычи до огранки) и российской ювелирной промышленности и торговли.
Попытки создания вертикально интегрированного холдинга внутри самой АЛРОСА кроме распила денег ничего не дадут. АЛРОСА – практически государственная компания, а основная задача государства – не вести непосредственную хозяйственную деятельность, а создавать условия в экономике для развития честной конкуренции. Мы говорим в «Деловой России», что честная конкуренция – это воздух, кислород, без которого погибает жизнь, бизнес…
Но конкурировать нужно честно. Нам пора понять, почему у одних ювелирных предприятий сумма налогов составляет целых 10 процентов от выручки, а у других – лишь 0,1 процент. Разница 100 раз! Возможно ли это за счёт честной конкуренции?!
Что касается сегодняшних реалий производства и торговли ювелирными изделиями, то важно не забывать: ни одно производство не просуществует без рынков сбыта. Время, когда мы пытались продавать то, что тогда умели производить, ушло навсегда. Сегодня мы пытаемся производить только то, что реально продается, что имеет спрос и сбыт. В этих условиях роль конечного игрока ювелирного сектора – розницы – становится огромной. И поэтому вопрос, есть ли в рознице порядок, стал самый злободневный на сегодня.
Я всегда говорил, что в рознице давно пора навести порядок. Уже есть правильные шаги в этом направлении – принятие новой редакции 55 Постановления. Заметим, что ответственность за исполнение норм этого постановления несет именно розничная ювелирная торговля.
Сегодня все понимают, что задача ювелирной розницы в нынешние времена – простое выживание. И дальше вряд ли в ближнее время станет лучше. Но как мы стараемся выживать на рынке, тоже все ювелиры знают:
В тучные времена мы не смотрели, кто и как работает из наших соседей – покупателей хватало всем. Не стояла задача любым путем завлечь покупателя в свой магазин и что-нибудь ему продать хоть по какой цене. В эти годы я был за либерализацию рынка, снижение излишнего контроля со стороны государства. Хотя, и тогда я говорил про недопустимость конкуренции на рынке через обещание невозможных скидок.
А теперь все стало намного хуже – многие не думают о своей репутации, о завтрашнем дне. Сильные давят слабых. Кто пытается продавать честно, без обмана, остается без покупателей.
Даже звери в засушливой природе самоорганизуются, выстраиваясь в очередь к ручейку на водопой. Понимают – иначе все друг друга подавят и погибнут. Но ювелиры – не звери, лишней заботой о выживании отрасли в целом не страдают. Каждый сам за себя.
В этой новой для нашего ювелирного рынка ситуации единственным путем к выживанию отрасли становится жесткое наведение порядка в ювелирной рознице. Пока она еще существует, и какие-то покупатели еще есть. Соблюдение правил всеми стало необходимым условием для выживания каждого.
Навести в рознице порядок можно только плотно работая всем вместе, в тесном взаимодействии заинтересованных в наведении порядка представителей ювелирного бизнеса с регулятором и правоохранительными органами. Считаю, что, учитывая сложность задачи (коррупционную ориентированность рынка), необходимо во всех округах России создать региональные межведомственные комиссии, куда вошли бы как представители Пробирной палаты России, Роспотребнадзора, прокуратуры, МВД, ФСБ, так и представители ювелирной отрасли и общественных отраслевых и общероссийских бизнес-организаций. И все это – при поддержке геммологических лабораторий, квалифицированных специалистов. Работу нужно начинать по всему спектру правонарушений в розничной ювелирной торговле.
Ювелиры знают, что на любой турецкой выставке встретишь много предложений купить изделия с проставленным «российским пробирным клеймом». И мы знаем, что многие компании, работающие сегодня с туристами, умудряются продавать изделия 375 пробы как изделия 585 пробы.
Почему в Москве и Санкт-Петербурге появились десятки ювелирных магазинов, в которые не попадешь «с улицы»? Вот куда полезно заглянуть межведомственным комиссиям…
Я понимаю, что наверняка навлекаю на себя гнев некоторых коллег, слышу их негодование, что хочу направить на них проверяющих. Но если у вас в рознице порядок, то проверки не повлекут особых нагрузок на бизнес.
Для повышения эффективности контроля за рынком, можно вернуться к идее чипирования бирок ювелирных изделий. Минэкономразвития вообще ставит вопрос о необходимости чипирования едва ли не всех товаров в обращении, а для ювелирной продукции чипирование особенно актуально.
На чипе, размещенном на бирке ювелирного изделия, должна содержаться исчерпывающая информация не только о весе, пробе металла, характеристиках вставки, но и о поставщике, производителе, номере ГТД, если это импорт. Вплоть до того, какие гарантии дает производитель/поставщик и на каком сайте с ними можно ознакомиться подробно. А может, и номер слитка, из которого изготовлено изделие, тоже нужно приводить в чипе. Прозрачность должна быть полной, потребитель должен иметь абсолютно исчерпывающую информацию о том, на что он тратит свои деньги, а контролирующие органы – что происходит на ювелирном рынке!
Безусловно, мы не можем не понимать, что наш ювелирный рынок, как и вся российская экономика, интегрированы в мировую экономику. Нам надо сделать ювелирную отрасль реально экспортно-ориентированной. Поэтому считаю, что в первую очередь, в стратегии развития должно быть четко прописано, как мы будем входить в рынок СНГ, Таможенного союза. Это крайне важно еще и с точки зрения укрепления культурных связей России со странами бывшего СССР. Ведь не зря ювелирные изделия относят к предметам искусства, составной части культуры. Но это касается не только ближнего, но и дальнего зарубежья.
Ведь не секрет, что сегодня экспорт ювелирных изделий рассматривается едва ли не как криминал в принципе. Как сказал на одном из форумов руководитель Пробирной палаты А. В. Маркин, в нашем экспорте ювелирных изделий просматриваются схемы… Может быть, и правда, именно поэтому среди ювелиров есть компании, под любым предлогом защищающие клеймение изделий идущих на экспорт. Защищают клеймо 585 пробы, которое почти никто за рубежом не знает. Ведь когда эти экспортированные изделия вернутся назад в Россию, с готовым настоящим российским клеймом продавать их будет гораздо проще. И не поэтому ли на многих средних и крупных выставках цена за наличные по опту без документов ниже, чем цена за тот же товар, но с документами?
Все эти вопросы точно можно было бы решить чипированием бирок изделий. Разумеется, при создании соответствующей системы автоматического контроля Пробирной палаты за оборотом чипированных изделий.
Я прекрасно понимаю, что не сказал ничего нового для ювелиров. Тем не менее, надеюсь на то, что в предстоящем цикле деловых встреч с регулятором на июньском фестивале в Костроме будет более понятно, из чего хотелось бы исходить.
Впереди выборы. Выборы – это контракт избирателей с избираемыми. Нам надо четко изложить свои отраслевые пожелания, и поддерживать на выборах тех, кто готов их отстаивать потом. Мы поможем им прийти во власть, через партию «Роста», либеральное крыло партии «Единая Россия», через другие партии, а они нам – добиться того нового рынка, на котором работать удастся эффективнее.
Мы Делаем Дело! Оно у нас общее...?!