05.02.2015
30 января ГД приняла в первом чтении поправки в ФЗ-115 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. Поправки предусматривают установление пороговых сумм платежа при операциях с ювелирными изделиями, при которых не требуется проведение процедуры идентификации покупателя.
Устанавливается две пороговых суммы:
Ситуацию прокомментировали эксперты.
Генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» ЭДУАРД УТКИН:
«На сегодняшний день при покупке ювелирного изделия на любую сумму необходимо предъявлять паспорт. Многие об этом не знают, но это так. В новой версии 115-го закона будет установлена минимальная сумма покупки ювелирного изделия, которая не будет требовать идентификации покупателя.
Основная проблема для отрасли в том, что предложенная «планка идентификации» покупателя – 15 000 рублей – довольно низкая. Поэтому мы считаем, что эту планку, конечно, нужно поднимать – минимум до 150-180 тысяч при оплате наличными средствами. А при оплате банковской картой, мы считаем, вообще не требуется идентификация, потому что карточки у нас именные, и данные о владельце уже содержатся в банке.
Естественно, многие покупатели бояться предъявлять паспорт, для того, чтобы эти данные потом пошли в Росфинмониторинг. Многие боятся, что эти данные могут уйти потом в какие-то криминальные структуры. Ведь эти данные будут содержать фамилию, имя, отчество, место жительства, дату рождения, номер паспорта и т.д.
Если не увеличить пороговую сумму идентификации, то, во-первых, часть оборота ювелирных изделий "уйдёт в тень", т.к. покупатель не заинтересован передавать паспортные данные продавцу, а продавец не заинтересован брать на себя лишнюю работу по составлению анкет и передаче их в Росфинмониторинг. Возникнет сговор о продаже "мимо кассы".
Во-вторых, продажи ювелирных изделий упадут. Ну боятся наши граждане "всю свою подноготную" продавцам открывать !
Сегодня так много говорится о стимулировании внутреннего спроса, о поддержке отечественного производства, о снижении контрольно-надзорно-регулирующих функций государства, это всё на словах, а вот в реальности - рубят "топором" и продажи, и производство только в угоду контролю. Мнение сообщества ювелиров таково - плохо продуманные законы дискредитируют власть.»
Своим мнением с Ассоциацией «Гильдия ювелиров России» поделился также правозащитник АЛЕКСАНДР ВОЛКОВ:
1. Законопроект не соответствует заявленным целям «антиотмывочного» законодательства, поскольку приобретение ювелирных украшений (часов) не может рассматриваться (за редким исключением) как эффективное вложение, сохранение и зарабатывание денег (резкая потеря в цене сразу после покупки). И если контроль за ломбардами и пунктами скупки можно объяснить созданием препятствия для сбыта полученных преступным путем ценностей, то в случае приобретения ювелирных украшений в магазинах речь идет о создании искусственного барьера для добросовестных покупателей и предпринимателей. Тема «финансирования терроризма» в данном случае является и вовсе надуманной (так, автор этих строк за последние 15 лет только один раз слышал о случае расплаты с «профессиональными террористами» бриллиантами). Также стоит обратить особое внимание на то, что в изначальной редакции «антиотмывочного» закона в списке «сомнительных операций» фигурировала сумма, превышающая 600000 руб. (более 20000$ по курсу тех лет), потом появилась практика идентификации покупателей валюты на сумму в 15000 руб. (примерно 500$) и более (что можно считать «точкой слома» логики закона), после чего – «понеслось» и дошло до откровенного абсурда!
2. Законопроект грубо нарушает ст.15 п.1-2, ст.23 п.1, ст.24 п.1, ст.55, ст.56 п.3 Конституции, при этом сам факт ратификации Россией «антиотмывочной» Конвенции (принятой, к слову, под давлением весьма сомнительной с точки зрения международного права бюрократической организацией «клубного типа» ФАТФ на фоне великодержавной риторики о «суверенитете и самостоятельности России») с целью «облегчения жизни» за пределами России представителям "узкого круга" и привлечения инвестиций с "рисковыми" инвесторами, можно и нужно расценивать как прямое нарушение ст.125 п.6 и ст.49 Конституции (поскольку принятый вследствие ратификации "антиотмывочный" закон ввел презумпцию виновности всего населения России (при которой совершающие перечисленные в законе операции граждане рассматриваются как потенциальные и неразоблаченные преступники и спонсоры полумифического "международного терроризма") и лишил граждан ранее имевшихся у них прав и свобод, что прямо запрещено ст.55 п.2 Конституции и не может быть оправдано ссылкой на п.3 данной статьи.
3. Законопроект прямо нарушает действующий ГК, не предусматривая при этом внесения в него соответствующих изменений.
4. Законопроект прямо нарушает ФЗ "О защите прав потребителей", который не выделяет покупателей ювелирных изделий (часов) в отдельную "опасную" категорию (ювелирные изделия вообще не подлежат и не могут подлежать государственной регистрации наряду с недвижимостью и транспортными средствами!). При этом соответствующие поправки в ФЗ "О защите прав потребителей" не предлагаются.
5. Законопроект прямо нарушает ФЗ "О персональных данных", согласно которому сбором персональных данных могут заниматься уполномоченные на то операторы (несомненно, что данные о покупках относятся к частной жизни граждан, находящейся под защитой Конституции), к каковым не относятся все ювелиры и ювелирные магазины России. Особо стоит отметить крайне высокий риск попадания данных о покупателях ювелирных изделий (в случае принятия закона) к представителям преступных групп, промышляющих разбойными нападениями на граждан, их дома и квартиры (продавцы ювелирных магазинов будут выступать "наводчиками" в преступной цепочке, как в случае с пунктами обмена валюты).
Все вышеперечисленные пункты - только основные аргументы против принятия противоправного во всех смыслах законопроекта, который де-факто "аннулирует" (что де-юре совершенно недопустимо!) целый ряд уже существующих законов (начиная с Конституции). Если добавить к ним еще и позицию КС о недопустимости "парализации прав граждан", недопустимость создания конкуренции правовых норм, сложившуюся в России вековую традицию покупки ювелирных изделий как любого другого товара (внесенный законопроект даже в сталинские времена казался бы дикостью!), совершенно обоснованное недоверие граждан ко всяким "базам данных" и простой обывательский страх перед преступностью, то авторам законопроекта можно будет предъявить внушительный список претензий. Тем более, что они (судя по документу по ссылке) явно занимаются "самодеятельностью", не согласуя свои действия с "вышестоящими":