24.01.2017
(продолжение статьи «Маркировать нельзя клеймить. Где поставить запятую?»)
Наибольшая заинтересованность в полновесной информационной маркировке сегодня есть сегодня у потребителей и государства, но, со временем, положительный эффект от повышения доверия к ювелирным изделиям как к товарной группе неизбежно скажется в большой плюс для всей ювелирной торговли и для честных производителей/импортеров.
При выборе способа маркировки ювелирных изделий, если ее вводить, должны учитываться вышеупомянутые интересы участников этого рынка. Но есть и еще одна заинтересованная сторона – это потенциальные производители расходных маркировочных элементов и оборудования для записи/считывания с маркировки информации, а также компании, предоставляющие IT услуги. Эта сторона сегодня не присутствует на ювелирном рынке, но вхождение на этот рынок в случае введения обязательной маркировки этой стороне интересно. Понятно, что в данном контексте выбор способа маркировки будет непростым, учитывая лоббистские возможности нашей основной «окологосударственной» корпорации, производящей чипы…
Рассмотрим два самых популярных сегодня способа маркировки товаров.
RFID (англ. Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация) – это маркировка, при которой в RFID-метку, прикрепленную к товару или сопроводительной его бирке (этикетке), сначала записываются данные, где они затем хранятся, а, впоследствии, с помощью специального считывателя (или ридера) – считываются.
Стоимость RFID-меток в мире составляет от 5 центов за метку (3 рублей) и выше. Китайские, понятно, самые дешевые – их можно купить по цене от 3,7 рублей за штуку.
Себестоимость производства российских RFID-меток начинается сегодня примерно от 6 рублей за штуку. Понятно, производитель/импортер сможет их купить существенно дороже…
Вообще использование RFID-меток в ювелирной сфере – это далеко не новость. Есть и на нашем рынке специальные RFID-метки, разработанные для данного применения. Например, HID Jewelry Tag HF, своего рода «электронная пломба».
Оборудование для записи и считывания RFID-меток стоит недорого, и со временем только дешевеет.
Итак, к основным преимуществам RFID-меток для ожидаемого маркирования ювелирных изделий в целях государственного IT контроля следует отнести:
А основной недостаток – это достаточно высокая стоимость RFID-меток, незаметная при продаже бриллиантового колье, но совершенно неприемлемая при реализации скромного серебряного колечка. И еще – метки нужно где-то у кого-то получать (т.е. покупать). Вероятно, в целях государственного IT контроля можно будет использовать лишь вполне определенные RFID-метки от конкретных, определенных регулятором поставщиков.
Подробнее про RFID, если интересно…
RFID-чипы, используемые для маркировки, не имеют встроенного источника энергии. Электрический ток индуцируется электромагнитным сигналом в антенне, имеющейся в RFID-метке. Этот ток обеспечивает подпитку RFID-чипа для считывания с него информации и передачи ее на считыватель в ответном сигнале. Поэтому RFID-метки состоит из двух частей: самого RFID-чипа (т.е. интегральной микросхемы для хранения и обмена данными), и плоскостной спирального вида мини-антенны для приёма и передачи этого сигнала. Антенна в 80 раз превосходит по размеру непосредственно RFID-чип, отчего размер всей RFID-метки доходит до единиц сантиметров.
Для целей маркировки пригодны RFID-чипы с так называемой WORM памятью - кроме уникального идентификатора каждого экземпляра RFID-чипа, записываемого в него в процессе его изготовления (производителем чипов), RFID-чип содержат блок однократно записываемой информации (пользовательская память), которую в дальнейшем можно многократно читать с помощью считывателя.
Используемые для маркировки RFID-метки различают по их рабочей частоте:
Главное их отличие для пользователя – объекты с UHF-метками можно считывать одновременно партией в десятки штук сразу, а HF-метки – только по одной, последовательно. Дальность считывания меток зависит от размера антенны на самой метке и от частоты, на которой она работает. Обычно дальность считывания составляет 1 - 200 см для HF и 1 - 10 метров для UHF RFID-меток, причем RFID-метка легко считывается с товара, находящегося в упаковке.
RFID-метки часто выполнены в плоскостном виде, на самоклеящейся подложке. Размер RFID-меток (включая антенну) обычно где-то от 10х10 мм и более. Объем пользовательской памяти RFID-чипов маркировочных меток обычно составляет 128 – 512 бит, но может быть и раз в двадцать больше.
RFID-метка обладает возможностью закрывать паролем операции как записи, так и считывания с нее данных, а также зашифровать их передачу. В одной RFID-метке можно одновременно хранить и открытые, и закрытые данные.
Достойной альтернативой RFID-меткам в целях организации IT контроля может служить оптическое считывание нанесенного на плоскость бирки ювелирного изделия печатного изображения QR кода.
В отличие от одномерного оптического штрихкода, который сканируют тонким лучом, QR-код определяется камерой смартфона (установленной даже под углом к плоскости его нанесения) как двумерное изображение. Три реперных квадрата в углах изображения QR-кода позволяют нормализовать размер изображения и его ориентацию, а также угол, под которым камера расположена к плоскости нанесения кода. Точки маленьких квадратов, расположенные в поле между тремя большими реперными квадратами, переводятся в информацию в двоичном коде с проверкой по контрольной сумме.
Наибольшее признание QR-код получил среди пользователей мобильной связи — установив любую бесплатную программу-распознаватель кода, абонент может моментально заносить в свой телефон текстовую информацию, добавлять контакты в адресную книгу, переходить по web-ссылкам, отправлять SMS-сообщения и т. д.
Основное достоинство QR-кода как одного из видов штрих-кодов - это лёгкое распознавание сканирующим оборудованием, например – смартфоном с обычной камерой. Достаточно загрузить в смартфон любую программу распознания QR кода.
Но для пользователя легко не только считывать, но и создавать новый QR-код. Автор статьи, например, использует для этой цели замечательную программу http://www.qrmania.ru/, а для распознания QR-кода на смартфоне – программу QR.biz.
Заметим: использование QR-кода в качестве напечатанной на бирке ювелирного изделия маркировки, НИЧЕГО не стоит ни производителю, ни импортеру. Это же просто графический рисунок на бумаге. Главное – никаких расходных материалов, QR-код совершенно бесплатен и при этом очень надежен в качестве маркерной метки.
Создание маркировочного QR-кода можно переложить на программу экспорта в QR-код данных из любой программы учета ювелирных изделий в производстве, бухгалтерского учета на предприятии и т.д. Возможно, подобную программу уже кто-то написал, но даже если ее еще пока и нет, это точно не проблема – напишут быстро.
«Недостатком» QR-кода, если так корректно говорить, является необходимость его считывания при прямом оптическом контакте, т.е. камера считывателя должна его «видеть» - считывание кода у изделия в упаковке не получится. Не получится и групповое считывание QR-кодов на бирках сразу нескольких изделий, но так ли это кому нужно?
Подробнее про QR-код, если интересно…
QR-код (англ. quick response — быстрый отклик) — это двумерный штрихкод, разработанный в 1994 году. «QR code» является зарегистрированным товарным знаком «DENSO Corporation», но использование кодов не облагается никакими лицензионными отчислениями, причем код описан в стандарте ISO.
Максимальный объем информации, который можно записать в QR-код, составляет 2953 байта, или 7089 цифр, либо до 2953 букв кириллицы, что эквивалентно по объему емкости весьма дорогого RFID-чипа (у дешевых RFID чипов объем пользовательской памяти, в которую можно занести информацию о товаре, составляет не более 512 бит).
Самый маленький по объему информации QR-код (версия 1) имеет размер 21×21 пиксель (без учёта полей), а самый большой (версия 40) — 177×177 пикселей.
Для исправления ошибок считывания в QR-кодах применяется код Рида-Соломона с 8-битным кодовым словом. Можно выбрать четыре уровня избыточности: 7, 15, 25 и 30 %. Благодаря исправлению ошибок удаётся нанести на QR-код даже рисунок, и всё равно он остается читаемым!
Выбор наилучшего инструмента (т.е. типа маркерной метки) для возможного введения маркировки ювелирных изделий важен, но это – не самое главное. Гораздо важнее организовать такой IT контроль за оборотом товара, при котором будет оправдано введение маркировки товара как таковое.
Для выбора правильного решения следует обозначить главную опасность: приход на российский рынок нелегально завезенных в одну из стран ЕврАзЭС изделий производства дальнего зарубежья и их последующее «отбеливание» проставлением оттисков пробирных клейм в пробирной инспекции этой самой страны ЕврАзЭС (про ожидаемое введение признания клейм по всему пространству ЕврАзЭС уже говорили). И именно с этой опасностью должна бороться информационная маркировка.
Скорее всего, оттиски пробирных клейм национальных пробирных инспекций некоторых дружественных стран ЕврАзЭС будут подлинными на всех ввозимых в Россию ювелирных изделиях. Но пробы в интересах национальных участников рынка могут оказаться завышенными, и именник местного производителя страны ЕврАзЭС может оказаться на изделии из Турции или иной страны дальнего зарубежья.
Как информационная маркировка может бороться с вышеописанной опасностью для российского ювелирного рынка? Законодательство ЕврАзЭС установило введение взаимного признания оттисков пробирных клейм, но пока ничего не ясно в отношении информационной маркировки товара, если она будет введена на рынках ЕврАзЭС. Скорее всего, здесь тоже будет взаимное признание национальной маркировки.
Однако эффективность IT контроля высока лишь в случае тотального, всеобщего охвата оборота по всему контролируемому рынку. Иными словами, для эффективного IT контроля за ювелирным рынком в рамках ЕврАзЭС лучше всего было бы сделать единый центр IT контроля за оборотом. Логично, что на эту роль должна претендовать, прежде всего, Пробирная палата России, имеющая самую разветвленную сеть ГИПН, самый большой опыт работы и самый большой национальный рынок в странах ЕврАзЭС.
Как именно организовать такой IT контроль, чтобы информационная маркировка смогла при нем защитить российский рынок, вопрос не этой статьи. Но пути решения есть, и они понятны.
Исполнительный директор Отраслевого отделения по драгоценным металлам и драгоценным камням ФМОС «Деловой России»,
Владимир Збойков