30.03.2017

Доклад Э. Уткина (Отчетно-выборное собрание Ассоциации «Гильдия ювелиров России»)

14. 03. 17

Отчетно-выборное собрание Ассоциации «Гильдия ювелиров России»
Генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Э. Уткин
Доклад


Здравствуйте!

В моём выступлении семь пунктов. Начну с положения дел в нашей отрасли.

1) О состоянии рынка ювелирных изделий и ювелирной отрасли в целом

За истекший период спрос на ювелирные изделия кардинально снизился. Соответственно снизились и объёмы производства ювелирных изделий. Если в 2014 году ювелирная отрасль произвела 95 тонн ювелирных изделий из золота, то в 2016 году — только 50 тонн. Можно констатировать  снижение почти в два раза. Что касается ювелирных изделий из серебра, в 2014 году объём производства составил 160 тонн, а в 2016 году — всего 146. Таким образом, падение составило около 10%.

Нужно отметить, что  в 2015 году многие производители переключились на производство ювелирных изделий из серебра, и в 2015 году мы имели рост объёмов производства до 164 тонн. Но сейчас тенденция изменилась. Спрос падает и на изделия из серебра.

Необходимо отметить, что за последние три года уменьшился средний вес изделий, выпускаемых из золота с 2,6 грамм до 1,9 грамм.  

Касательно экспорта, в 2014 годы экспорт ювелирных изделий составлял 785 млн. долларов, в 2016 году —117 млн. Часто раздаются претензии, что данные за 2014 год некорректны, ввиду целого ряда причин. Тем не менее, если  мы сравним 2016 и 2015 годы, то падение всё равно составит 34 % (в 2015 г. объём экспорта составлял 177 млн. долларов).  То есть тенденция сохраняется.

На начало 2017 года снова диагностируется падение продаж.

Второй по значимости проблемой после снижения спроса являются претензии налоговых органов к большому числу ювелирных компаний по уплате НДС за период 2012-2014 годы. Претензии связанны с тем, что в цепочке контрагентов-поставщиков драгоценных металлов  стояли так называемые недобросовестные налогоплательщики. Налоговые и правоохранительные органы подозревают ювелирные компании в создании схем по уклонению от уплат НДС. Ювелирные компании в свою очередь считают эти претензии неправомерными.

Следующими по значимости я бы назвал проблемы, связанные с обслуживанием и оформлением кредитов, а также перекредитованием. В восприятии российских банкиров ювелирные предприятия отнесены к категории предприятий повышенного риска. То есть к предприятиям, выдавать кредиты которым крайне рискованно.

Ещё одна проблема — увеличение издержек на администрирование нарастающих регулирующих и надзорных функций государственных органов. Это касается исполнения требований законодательства в области регулирования оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, в области противодействия отмыванию доходов полученных преступным путём, в области регулирования розничных продаж ювелирных изделий, в области регулирования продаж ювелирных изделий дистанционными способами (ФЗ 115, ФЗ 41. ПП №55, ПП №612).

Все мы знаем, что требования так называемого «антиотмывочного» законодательства постоянно ужесточаются. Объём отчётности, связанный с исполнением этого законодательства растёт, растёт число проверок, растут размеры штрафов. Соответственно, издержки на администрирование всех этих требований тоже возрастают.

Увеличились расходы предприятий на аффинаж, так как все приобретаемые ломы и отходы, в том числе и полученные в качестве давальческого сырья, также подлежат аффинажу. Это не только стоимость переработки, но и расходы на транспортировку, не говоря уже об увеличении времени на прохождение процедуры.

Правила продаж ювелирных изделий требуют полного раскрытия информации об использованных в ювелирных изделиях камнях, и Роспотребнадзор начинает кампанию по контролю за соблюдением этих требований, что также влечёт за собой волну увеличения расходов на штрафы. Что касается дистанционных способов продаж, то в эти правила изменения ещё не внесены. А значит, сохраняется угроза блокировки сайтов Роскомнадзором по решению судов, которые выносят решения по представлению прокуратуры.

Пожалуй, самая главная для нас проблема заключается в том, что ювелирная отрасль приобрела устойчивый негативный имидж. Причём не только у органов власти, не только у контрольных и надзорных ведомств, но и в глазах потребителей. Это для нашего бизнеса опаснее всего.

2) Прогноз по рынку ювелирных изделий на 2017 год

Очевидно, что следует ожидать дальнейшего снижения продаж в пределах 10-12 %. Причина — прогнозируемое снижение доходов населения. К сожалению, для ожиданий экономического роста никаких причин пока нет. Вряд ли государство пойдёт на денежную эмиссию и сопутствующую инфляцию. Вряд ли появятся иностранные инвесторы, готовые закрыть глаза на наш низкий инвестиционный рейтинг. Либерализация в сфере экономической деятельности, боюсь, тоже не ожидается. Ну а про ожидание снижения налоговых ставок вряд ли можно говорить серьёзно, когда бюджет трещит по швам. По расчётам экономического блока правительства объём розничного оборота в 2016 году составил 28 триллионов рублей. Одновременно с этим объём сбережений граждан  разных видах и формах – также составляет примерно 28 триллионов рублей.  Расчёт правительства строится на увеличении покупательской активности населения за счёт использования этих сбережений. Однако, практика показывает, что эти сбережения скорее всего сконцентрированы у узкого круга лиц, которые вряд ли способны оживить спрос на рынке.

По части администрирования, регулирования и надзора видимо стоит ждать усиления и того и другого и третьего, так как ситуация в экономике сложная, и ресурсы государства используются для увеличения налоговых сборов.

По части кредитования, скорее всего будет сокращение его объёмов, усложнение процедуры оформления кредитов, ужесточение требований к ведению бизнеса ювелирных предприятий, так как по мнению банкиров сезон банкротств ещё не закончился.

По части нормативно-правового регулирования также ожидаются некие новации.  Готовится к подписанию «Соглашение об особенностях совершения операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями на таможенной территории «Евразийского экономического союза». Это соглашение предусматривает взаимное признание пробирных клейм стран-членов ЕврАзЭС.

Продукция, производимая в Киргизии, Казахстане, Армении и Белоруссии никакой угрозы для российского рынка не несёт, так как производимые там объёмы незначительны. Но в Киргизии и Казахстане таможенный контроль на внешних границах оставляет желать лучшего, а система пробирного надзора и вовсе в зачаточном состоянии. Нам следует опасаться нелегального ввоза продукции стран Юго-Восточной Азии, их легализации и дальнейших поставок на территорию России. Кроме того, есть опасность увеличения объёмов теневого производства в России с нанесением клейм дружественных нам стран. Разумеется, поддельных. Но, во-первых, подделка клейма Киргизии не карается по законами России, во-вторых, смогут ли инспекторы Российской пробирной палаты отличить настоящее Киргизское или Казахское клеймо от фальшивого? А какая путаница возникнет в голове потребителя, столкнувшегося с этими клеймами.

Теперь несколько слов о появившихся инициативах, которые могут повлиять на рынок ювелирных изделий.

Начну с инициативы о введении лицензирования деятельности по скупке, заготовке, хранению, переработке и реализации лома ювелирных изделий и отходов драгоценных металлов. Это может существенно изменить условия работы на рынке, так как на многих предприятиях объём привлечённых на давальческой основе материалов, а это в основном лом, доходит до 50 %. Да и приобретаемый металл зачастую происходит из лома.

Недавно была озвучена инициатива по исключению из налогового режима «Единого налога на вменённый доход» деятельности по розничной продаже ювелирных изделий. Это также повлияет на многих, так как большинство магазинов работает по системе ЕНВД. Данным магазинам придётся переходить либо на ОСН, либо на УСН.

Планируется установление запрета на осуществление операций с драгоценными металлами и камнями для индивидуальных предпринимателей.

Ещё одна инициатива — обязательная сертификация изделий с драгоценными  камнями.

Следующая инициатива, на которую бы я хотел обратить ваше внимание — исключение малых предприятий, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, из перечня не подлежащих проверке в первые три года с момента регистрации. Также в ювелирном сообществе начинается обсуждение необходимости создания саморегулируемых организаций и предоставления права на работу с драгоценными металлами и драгоценными камнями только членам СРО.

И последнее, летом этого года вводится обязательное применение онлайн-кассовых аппаратов. В случае принятия всех этих инициатив условия работы на рынке изменятся. Для кого и как – это нам ещё предстоит проанализировать.

3) Основные задачи Ассоциации на ближайшие два года работы

Первое и главное — нам необходимо сменить имидж с негативного на позитивный. Отрасль нуждается в положительной репутации. Это необходимое условие для общения с органами власти, контрольными и надзорными ведомствами, и главное — это необходимо для увеличения продаж.

Второе — нужно организовать эффективное противодействие избыточному административному давлению с целью снижения издержек на администрирование требований регулирующих надзорных органов. Для многих предприятий эти издержки выливаются в существенные суммы.

Третье, нужно добиваться внесения изменений в законодательные и нормативные правовые акты, которые будут направлены на:

а) защиту внутреннего рынка от нелегального ввоза продукции и теневого оборота;

б) стимулирование экспорта ювелирных изделий на внешние рынки.

Из этих трёх задач — одна сложнее другой. Вероятность успеха их решения трудно оценить. Но если эти задачи ювелирное сообщество не будет перед собой ставить и предпринимать каких-либо действий для их решения, то негативные факторы кардинально изменят ландшафт нашего рынка.

У Гёте есть такое изречение: «Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день на бой за них идти готов».

Это должно стать нашим лозунгом.

4) Необходимые условия для решения поставленных задач:

  • Нужно ликвидировать разноголосицу внутри нашего сообщества. У разных членов Ассоциации разные интересны, иногда даже полностью противоположные. У нас есть механизм формирования позиции гильдии по любому вопросу, в ходе довольно жарких дискуссий, но, к сожалению, нет механизма обеспечения так называемой партийной дисциплины. Если мы внутри сообщества договорились о позиции гильдии по какому-либо вопросу, то я считаю некорректным публично высказывать своё особое мнение за пределами сообщества;
  • Необходимо консолидировать  усилия и скоординировать действия всех общественных организаций, объединяющих ювелиров. А их в нашей отрасли сейчас более 30. Мы смогли найти форму сотрудничества с ТПП, Опорой России, Деловой Россией, ассоциациями часовщиков, геммологов, владельцев ломбардов, а вот с некоторыми общественными организациями ювелиров — это не получается. В итоге действуем как в той басне, тянем телегу как лебедь, рак и щука.
  • Необходимо изыскать финансовые ресурсы, обеспечивающие деятельность организации. На нашем рынке работает 4000 только производителей ювелирных изделий. Из них большая часть это малые предприятия, индивидуальны предприниматели, плюс около 20 000 ювелирных магазинов. А вот участвует в различных общественных объединения х не более 200-250. Из них оплачивают взносы не более половины из этого числа. Остальные занимают позицию «премудрого пескаря». Проблема со взносами — это родовая проблема нашей гильдии.  Особенно остро они обозначились сегодня, когда все участники испытывают серьёзные проблемы. Но кроме проблем частных, существуют ещё и общие, без решения которых невозможно обеспечить выживание собственного бизнеса.

В истории древнего мира есть хороший пример, когда два государства Рим и Карфаген более ста лет вели пунические войны за господство на Средиземном море. В итоге Карфаген проиграл, сам город был полностью разрушен, половина жителей уничтожена, половина обращена в рабство.  И не потому, что армия Карфагена была слабее, а военачальники глупее чем у Рима, просто в самый разгар войны правители Карфагена решили прекратить платить деньги солдатам.

5) Методы решения поставленных задач

Ожидать инициативы либо особой активности от российских чиновников в решении наших проблем не стоит. Сегодня в сложных условиях работают не только предприниматели, но и чиновники. У них, с одной стороны, уголовная ответственность за халатное исполнение обязанностей, с другой – уголовная ответственность за превышение служебных полномочий, сверху давит начальство, снизу пытаемся достучаться мы. Естественная защитная реакция – не делать ничего, исповедуя правило как бы чего не вышло.

Существует боязнь свершения любых действий. В условиях вертикальной системы управления выход один – все требуемые  новации  могут быть инициированы только вышестоящим руководством. А до этого руководства нужно суметь достучаться. Для этого требуются гласные и открытые действия, сопровождающиеся хорошим информационным полем. Время кулуарных переговоров ушло. Требуется публичность, нужны активные PR мероприятия.

6) Отчёт о проделанной работе

Начнём с финансов. Оптимальный размер бюджета Ассоциации в соответствии с поставленными задачами  — около 9-10 млн. рублей. На 2015 год бюджет был утверждён по смете на 8 млн. 600 тыс. рублей, фактически 7 млн. 263 тысячи. На 2016 год было утверждено 7 млн. 360 тыс. руб. Фактически получили — 6 мнл. 620 тыс. На 2017 год планируем бюджет в 6, 5 млн. Но есть опасения, что не доберём и 6 млн. Ввиду нехватки ресурсов были сокращены расходы на заработную плату и обеспечение уставной деятельности.

7) Отчёт по выполнению программы деятельности

Программа

Оценка исполнения

I. Формирование положительного имиджа российских производителей ювелирных изделий в сознании потребителей и популяризация ювелирных изделий не только как товаров народного потребления, но и как предметов ювелирного искусства.

 

II. Создание благоприятных правовых, налоговых и таможенно-тарифных условий для эффективного и цивилизованного ведения предпринимательской деятельности в сфере производства и торговли ювелирными изделиями. Создание равных условий для добросовестной конкуренции участников рынка.

 

III. Создание механизмов защиты производителей и продавцов ювелирных изделий от необоснованных претензий контрольно-надзорных органов и устранение избыточных мер государственного регулирования в сфере производства и торговли ювелирными изделиями.

 

IY. Содействие замещению импортных ювелирных изделий на внутреннем рынке изделиями отечественного производства и создание условий для увеличения экспорта ювелирных изделий на внешние рынки.

 

Для реализации поставленных целей и задач установить следующие приоритетные направления деятельности Ассоциации:

 

I. Формирование положительного имиджа

 

1. Разработать Программу праздничных мероприятий в честь 170-летия со дня рождения выдающегося российского мастера ювелирного искусства К. Фаберже.

Программа была отменена ввиду недостатка финансирования.

2. Ходатайствовать перед Правительством РФ об установлении профессионального праздника «День российского ювелира», дату празднования установить 31 мая (день рождения К. Фаберже).

Все документы были подготовлены и направлены в правительство, идёт процесс согласования. 

3. Объявить 2016 год - годом Карла Фаберже.

На момент принятия данного решения 2016 год уже был объявлен годом С. С. Прокофьева.

4. Провести национальный конкурс ювелирного искусства совместно с Гохраном РФ и АК «Алроса».

Проект разрабатывается, достигнута договорённость о реализации проекта совместно с Рестек.

5. Учредить национальную премию в области ювелирного искусства.

Проект в стадии разработки и поиска финансирования.

6. Учредить отраслевые виды наград и поощрений для работников ювелирной отрасли.

Проведен отборочный конкурс на эскизы наград.

7. Восстановить Памятный Крест на могиле выдающегося ювелира России Ивана Петровича Хлебникова (1819-1881) в Спасо­-Андроньевском монастыре в ознаменование 135 летней годовщины со дня его смерти.

-

8. Ходатайствовать перед Министерством культуры РФ о присвоении почетного имени Ивана Хлебникова профессиональному колледжу № 11.

Документы готовятся.

9. Провести Благотворительный Бал ювелиров в честь юбилея К. Фаберже.

Бал состоялся.

10. PR–обеспечение деятельности Ассоциации внутри всего сообщества ювелиров. Взаимодействие со средствами массовой информации с целью объективного освещения отрасли.

Взаимодействие со СМИ осуществляется на регулярной основе. Подготовка и публикация статей в отраслевых СМИ, в том числе на сайте ГЮР – регулярно, по мере возникновения информационного повода.

11. Определить параметры оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятий с целью формирования ТОП -10 и ТОП-30 предприятий отрасли по версии Ассоциации в разделах производства и ритейла.

К сожалению, ювелирные предприятия отказываются предоставлять необходимые данные.

12. Сбор и публикация отраслевой статистики по объемам производства и реализации ювелирных изделий.

Собираем данные из открытых статистических источников и получаем данные пробирной палаты.

II. Совершенствование нормативно-правового регулирования.

 

1. Повышение значимости коммуникативной роли Ассоциации в вопросах отраслевого регулирования:

 

- организация и проведение обучающих семинаров совместно с контролирующими органами в регионах с развитой ювелирной промышленностью;

Проводилось обучение совместно с ППР, РФМ. Семинары в период ювелирных выставок (Москва, Питер, Кострома и т.д.). 

- организация и проведение тематических конференций с заинтересованными участниками рынка ювелирных изделий и представителями смежных рынков: кредитно-финансовых организаций, страховых компаний, геммологических лабораторий; профессиональных учебных заведений и т.д.;

Особенно активно шла работа с Ассоциацией геммологов. Также осуществлялось взаимодействие с учебными заведениями.

- проведение Круглых Столов по актуальным темам для отрасли с целью выработки консолидированной позиции ювелирного сообщества и органов государственного управления;

Работа велась активно. Было много совещаний за год, в том числе самые последние:

- совещание в СФ РФ (17.02.2017),

- совещание ЕвразЭС в ГЮР (21.02.2017),

- совещание в Минфине (02.03.2017),

- другие.

- проведение Международного экономического ювелирного Форума;

Состоялся. Проводится ежегодно.

- формирование в информационном пространстве положительного имиджа Ассоциации, позитивного ракурса освещения ее деятельности и открытой информационной политики.

Подготовка и публикация статей в отраслевых СМИ – регулярно, по мере возникновения информационного повода.

 

 

2.Разработка отраслевых стандартов:

 

- ювелирные вставки;

Разработан, прошёл стадию обсуждения, принят.

- ювелирные изделия;

Разработан, прошёл стадию обсуждения и ждет утверждения.

- проработка вопроса о применении современных технологий в части изготовления бирок для ювелирных изделий (ярлыков).

Стадия обсуждения.

 

 

3. Внесение поправок в законы и нормативно-правовые акты:

 

- Закон о ДМДК в части установления именника импортера и добровольного порядка клеймения ювелирных изделий, предназначенных для экспорта;

Осуществляется регулярное активное лоббирование.

- Постановление Правительства № 55(«Правила продаж ювелирных изделий»);

Осуществляется активное лоббирование, часть изменений принята, в части оформления ярлыка, описания вставок – работа ведётся.

- Постановление Правительства «О порядке опробования и клеймения ювелирных изделий из драгоценных металлов» в части расширения перечня проб.

Все запрашиваемые пробы установлены. После подписания постановления возникла необходимость в дополнительной 417 пробе. 

 

 

4. Вывод ювелирных изделий из-под действия ФЗ 115.

Осуществляется регулярное активное лоббирование.

 

 

5. Проработка вопроса о замене действующего порядка установления перечня аффинажных предприятий на лицензирование данного вида деятельности.

Осуществляется регулярное активное лоббирование.

 

 

6. Декриминализация статей 191 и 192 УК РФ (Перенос соответствующих составов преступлений в составы правонарушений КОАП).

Вопрос фактически заморожен из-за прямо противоположного тренда…

 

 

7.Вывод ювелирных изделий из перечня товаров, свободный оборот которых запрещен или ограничен.

Изменения подготовлены, в ближайшее время вступят в силу.

 

 

8. Проработка вопроса о придании статуса инвестиционного инструмента инвестиционным слиткам из золота.

Вопрос застопорился в связи с проблемой отмены  НДС

 

 

III. Защита интересов участников ювелирного рынка.

 

 

 

1. Разработка целевой Правительственной  Программы  по поддержке ювелирной отрасли:

Особо активно лоббируется разработка «Стратегии развития ювелирной промышленности»

 

 

- отмена таможенных пошлин на ювелирные камни;

Заморожена, по решению Совета Ассоциации

 - снижение таможенных пошлин на оборудование и расходные материалы, используемые в ювелирном производстве;

Обсуждается в рамках Минэка и ЕвраЗэС.

 - софинансирование производителей ювелирных изделий в зарубежных выставках со стороны государства;

Обсуждается с РЭЦ, Алмазювелирэкспортом и другими ведомствами…

- установление нулевых ставок НДС на аффинированные драгоценные металлы;

Или введение НДС от добычи драгметаллов… Обсуждается.

- создание новых профессиональных учебных заведений по подготовке кадров в регионах с развитой ювелирной промышленностью.

Актуальность решения данной проблемы в настоящий момент не так остра из-за падения объёмов производства.

 

 

2. Создание региональных ювелирных кластеров в регионах с развитой ювелирной промышленностью: г. Санкт-Петербург; г.Москва; г. Екатеринбург; г. Кострома.

В Санкт-Петербурге – создан. Эффективность низкая.

 

 

3. Выступить инициатором проведения коммуникативных мероприятий, направленных на создание благоприятной атмосферы для взаимопонимания с контрольно-надзорными органами, кредитно-финансовыми учреждениями и страховыми компаниями.

Инициатива проявляется постоянно, в том числе – последнее совещание в Минфине по инициативе ГЮР.

 

 

4. Отстаивание интересов российских производителей ювелирных изделий в интеграционных процессах, проходящих в рамках ЕвраЗэС. Создание Союза ювелиров стран ЕвраЗэС.

Союз создан. Работа ведется активно и в непрерывном режиме, проводятся совещания.

 

 

5. Обращение в Федеральную налоговую службу с просьбой установить критерии оценки добросовестности партнера-поставщика драгоценных металлов.

Диалог ведется, появилась новая инициатива, соответственно, появился новый предмет для дискуссии.

 

 

6. Обращение в Минфин РФ с просьбой выработки государственной политики в области оборота ДМДК.

Диалог ведется активно.

 

 

7. Разработка инвестиционной Программы для российской ювелирной отрасли.

Неактуально при падающем рынке.

 

 

8. Оказание юридической и консультативной помощи членам Ассоциации.

По мере необходимости и возможности. В телефоном режиме – регулярно.

 

 

IY. Содействие импортозамещению  и развитию экспорта ювелирных изделий.

 

 

 

1. Обратиться в Министерство иностранных дел РФ с просьбой об оказании содействия со стороны  торговых представительств РФ за рубежом в выходе на рынки стран, представляющих интерес для российских производителей ювелирных изделий.

Работа активная, в том числе с РЭЦ.

 

 

2. Разработать совместно с ВО «Рестэк» Программу участия в зарубежных выставках в формате коллективного национального стенда.

Разработана

 

 

3. Разработать совместно с ВО «Алмазювелирэкспорт» Программу продвижения ювелирных изделий отечественного производства на внешних рынках.

Разрабатывается

 

 

4. Координировать действия Ассоциации с таможенными, налоговыми и правоохранительными органами в целях замещения  нелегально ввозимых  ювелирных изделий  на территорию России изделиями отечественного производства.

Инициатива введения IT контроля за оборотом от таможни и далее.