30.05.2017
В предыдущем номере «Ювелирного обозрения» мы опубликовали интервью президента недавно созданной Ассоциации ювелиров Евразийского экономического союза Антонины Бабосюк о ее видении интеграционных процессов в ЕАЭС. Сегодня мы продолжаем эту тему с генеральным директором Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуардом Уткиным.
Эдуард Юрьевич, в феврале 2017 года Гильдия ювелиров России провела совещание общественных организаций ювелиров стран ЕврАзЭс для обсуждения вопросов интеграции. К чему удалось прийти его участникам?
Мы хотели услышать весь спектр мнений по этим вопросам, поэтому и пригласили за общий стол всех, кто был готов высказать свою точку зрения. По итогам совещания была принята резолюция, она есть на нашем сайте.* Мы сошлись на том, что в конечном счете от интеграции должны выиграть все участники процесса. Но ситуация, при которой выигрывают одни и страдают другие, недопустима. Сегодня в странах ЕАЭС разное законодательство, разные налоги и условия ведения бизнеса. Скажем, пока в нашей стране не будет решена проблема избыточности ограничений для производителей и продавцов ювелирных изделий, выигрывать от интеграции будут точно не российские игроки. Более того, на совещании несколько раз говорилось, что случись интеграция завтра, на российской ювелирной отрасли можно без раздумий ставить крест.
Вопрос о признании пробирных клейм один из самых острых в контексте интеграции?
Да, так и есть. Гильдия ювелиров России выступает за взаимное признание пробирных клейм государств-членов Евразийского экономического союза, но только после соглашения об унификации процедур государственного контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и государственного пробирного надзора.
Двойное клеймение как-то улучшит ситуацию?
Не думаю. Большинство членов Гильдия ювелиров России за то, чтобы продукцию, предназначенную для экспорта, не клеймить вообще. Мы исходим из следующей логики: пробирное клеймо является механизмом защиты потребителей конкретного рынка. Потребители российского должны быть защищены российским клеймом, казахского — казахским.
Антонина Бабосюк в интервью нашему журналу сказала, что стандарты и процедуры пробирного надзора у всех стран одинаковые, и взаимное признание клейм создаст равные условия для всех производителей в ЕАЭС. Судя по вашему предыдущему ответу это не совсем так. Ворота стран, входящих в союз, нельзя назвать общими?
Одинаковые стандарты — это то, к чему нам только предстоит прийти. Собственно, именно за это мы и ратуем. К примеру, в Белоруссии пробирный надзор достаточно жесткий, а вот в Армении, Кыргызстане, Казахстане он и вовсе отдан в частные руки. Поэтому сложно упрекать в излишней осторожности тех, кто опасается, что под видом продукции, произведенной в этих странах, на российский рынок хлынут нелегально ввезенные ювелирные изделия из Китая, Турции и Таиланда. Наивно думать, что не найдутся те, кто упустит такую выгоду. Поэтому ворота, возможно, и общие. И называются они — российский рынок. А вот команды разные, и правила, по которым они играют, пока тоже неодинаковые.
Условия ведения бизнеса в Армении, Киргизии и Казахстане также более благоприятны как в части государственного регулирования, так и по налогообложению -в том числе в сфере производства и реализации ювелирных изделий. Особенно это касается противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем. Налоговые ставки ниже. Если в России подоходный налог 13%, то в Киргизии 10 %. Страховые взносы на фонд оплаты труда в России 30,1%, в Киргизии 17,25%. В России налог на прибыль 20%, в Киргизии 10%. НДС при покупке драгоценных металлов в России 18%, а в Киргизии 0! Это можно сравнить с бегом. Только одни бегут гладкую стометровку, а у других – бег с барьерами.
В начале беседы вы упомянули о резолюции совещания. О чем она?
Что касается интеграции, то в резолюции говорится о необходимости реализации программ по устранению дефицита доверия к ювелирной продукции. Речь о введении отраслевых стандартов, системы раскрытия информации об изделии, внутриотраслевого контроля. Для этого нужна активная поддержка со стороны отраслевых общественных организаций стран ЕАЭС. В этом документе участники совещания отметили рост издержек ювелирного бизнеса на администрирование требований законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и то, что в отраслевой нормативно-правовой базе стран ЕАЭС множество препятствий для развития экспорта ювелирных изделий.
Есть там и пункты о создании дополнительных таможенных постов в регионах активного ювелирного производства, расширении перечня проб, введении добровольного клеймения и упрощении таможенных процедур при экспорте ювелирных изделий. Отдельно стоит упомянуть о необходимости введения в России упрощенных процедур оформления временного вывоза ювелирных изделий на международные выставки с возможностью реализации части вывозимых образцов. В этом смысле российские ювелиры тоже в невыгодном положении, если сравнивать с коллегами из Армении или Казахстана.
В одном из интервью вы сказали, что каждая из общественных организаций должна открыто объявить о своих целях и задачах, а также методах их достижения, чтобы участники рынка могли понять, с кем им по пути. Давайте поможем нашим читателям разобраться, какие цели преследует Гильдия ювелиров России, а какие - ассоциация, возглавляемая Антониной Бабосюк? В чем разница?
Мне сложно говорить о целях объединения, возглавляемого Антониной Бабосюк. Пока что на сайте Ассоциации ювелиров ЕАЭС в разделе «Задачи» я увидел только описание проблем киргизских ювелиров: отмена НДС на драгоценные металлы в Киргизии, снижение цен на драгоценные металлы в Киргизии, разрешение толлинговых операций для киргизских ювелирных предприятий, взаимное признание пробирных клейм. Об интересах российских, белорусских, или армянских ювелиров там ничего не иговорится. Но, думаю, наши коллеги с этим определятся, раз уж они называются Ассоциацией ювелиров ЕАЭС. С моей стороны будет правильнее озвучить цели Ассоциации «Гильдия ювелиров России». На сегодняшний день главных целей у нас пять:
В рамках этих целей мы определили приоритетные задачи, тоже опубликованные на нашем сайте: исключение ювелирных изделий из категории товаров, в отношении которых осуществляется контроль в соответствии с ФЗ 115; установление нулевых ввозных таможенных пошлин на все цветные камни; унификация процедур государственного контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и государственного пробирного надзора государств-членов Евразийского экономического союза; введение обязательной маркировки; расширение перечня проб и т. д.
Вы активно отстаивали интересы ювелиров в министерствах и ведомствах в связи с запретом торговли ювелирными изделиями через интернет. В результате этот вопрос удалось разрешить. Что сейчас на повестке дня Гильдии?
Сегодня есть три вопроса, требующие срочного решения. Надо снизить уровень требований Росфинмониторинга к российским ювелирным компаниям до уровня требований международной организации The Financial Action Task Force (FATF). У нас планка этих требований установлена выше мировых стандартов, из-за чего ювелирные компании вынуждены нести неоправданно высокие расходы на их администрирование, да и само государство тоже несет дополнительные расходы. Второй вопрос, требующий срочного решения — отмена импортных пошлин на цветные камни, добыча и огранка которых в России практически отсутствует. Бриллианты в основном используются лишь в мелких рассевах и также ввозятся из Индии. Отмена пошлин сделает рынок более прозрачным, а условия ведения бизнеса — более конкурентными. И в этом вопросе, надеюсь, у нас с Ассоциацией ювелиров ЕАЭС интересы будут совпадать. Третий экстренный вопрос — перспектива двукратного увеличения пошлин на опробование и клеймение ювелирных изделий в России с 1 июля. По предварительным оценкам, это увеличит ежегодные расходы ювелиров на 500 млн. руб. Резкое увеличение пошлин вызовет удорожание продукции, оно чревато также увеличением теневого оборота.
Ну и в финале хотелось бы услышать от вас что-то оптимистичное...
В последнее время наметился рост ювелирного производства. Чтобы сохранить эту тенденцию, среди прочего нужно увеличить информационное присутствие ювелирной тематики в СМИ. Важно подогревать интерес потребителей к нашей продукции. Мы, в свою очередь, как можем, содействуем этому. В марте 2017 г. бывало так, что в день принимали по три съемочные группы с разных телеканалов. Но все же в одиночку с задачей информационного обеспечения справиться сложно, для этого нужна консолидация усилий всех игроков ювелирного рынка.
Условия ведения бизнеса в различных странах ЕАЭС
Государство/ |
Подоходный налог, % |
Страх. взносы на ФОТ, % |
Средний ежемесячный доход |
Налог на прибыль, % |
Налог на имущество |
НДС на драгметаллы |
Таможенные пошлины |
УСН, % |
Россия |
13 |
30,1 **** |
546 |
20 |
до 2,2 |
18 |
10 – 16 |
6* |
Казахстан |
10 |
16 **** |
395 |
20 |
|
0 до 995 г в квартал |
10 – 16 |
3* |
Казахстан в СЭЗ |
10 |
16 **** |
- |
0 (КПН) |
0 |
0 до 995 г в квартал |
10 – 16 |
- |
Армения |
10…20* |
0*** |
96 |
20 |
0,6 |
20 |
10 – 16 |
- |
Армения в СЭЗ |
0 |
0 |
- |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
Киргизия |
10 |
17,25 |
210 |
10 |
0 |
0** |
10 – 16 |
- |
* 10% с суммы примерно в 7,5 тыс. руб. в месяц, плюс 20% с суммы свыше
** НДС на аффинированные сплавы, но на ДМДК в составе ювелирных изделий НДС есть
*** данных по взносам (налогам) с ФОТ, выплачиваемым работодателем, не обнаружено
**** полный набор взносов на страхование, но еще есть страхование от несчастного случая (по отраслям)
Источник: www.j-r.ru