29.06.2017
В последнее время в Ассоциацию «Гильдия ювелиров России» стали поступать сообщения о попытках правоохранительных органов привлечь к уголовной ответственности руководителей ювелирных предприятий по факту использования бирок ювелирных изделий с недостоверной или неполной информацией (не соответствующей ОСТ 117-3-02-95).
Мы обратились за комментариями к адвокату Московской городской коллегии адвокатов «Де-юре», кандидату юридических наук Руслану Дмитриевичу Лисицину.
ВОПРОС:
Что входит в понятие "маркировка ювелирных изделий" в рамках ст. 171.1 УК РФ? Какая предусмотрена ответственность за неполное предоставление информации на ценнике ювелирного изделия?
ОТВЕТ:
Статья 171.1 УК РФ. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
1. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в частях третьей и пятой настоящей статьи), совершенные в крупном размере, - наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.
Согласно примечанию к ст. 170.2 УК РФ крупным размером признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - девять миллионов рублей.
Предметом данного преступления может быть:
Пленум Верховного Суда РФ в п. 15 постановления от 18 ноября 2004 г. № 23 (в ред. от 07.07.2015 г. № 32) "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве" относит к предмету преступления, предусмотренного ст. 171.1 УК РФ товары и продукцию, подлежащие обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок.
Материалы судебной практики свидетельствуют о том, что термин "маркировка" должен использоваться при применении ст. 171.1 УК РФ и чч. 1 и 2 ст. 15.12 КоАП РФ (предусматривает административное наказание за аналогичное правонарушение, совершенное не в крупном размере) в буквальном значении, т.е. когда именно термин "маркировка", "марка" и т.п. указан в тексте закона, предусматривающего соответствующую обязанность. Так, например, законом предусмотрена маркировка лекарственных средств, алкогольной продукции, табачной продукции, впервые выпускаемой в обращение продукции, одежды и прочих изделий из натурального меха.
Статьей 12.1 Федерального закона от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" предусмотрено: "В Российской Федерации ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов отечественного производства и ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов, ввезенные в Российскую Федерацию для продажи, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации и пунктом 2 настоящей статьи, подлежат опробованию и клеймению государственным пробирным клеймом. .... Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов отечественного производства должны иметь именники, которые подлежат регистрации в установленном порядке".
Опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и других изделий из серебра отечественного производства массой до трех граммов включительно осуществляются на добровольной основе (п. 2 ст. 12.1. ФЗ № 41-ФЗ).
Аналогичные требования содержаться в п. 61 Правил продаж отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 (далее - Правила продажи отдельных видов товара): "Продажа ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, произведенных в Российской Федерации, ввезенных на ее территорию, подлежащих клеймению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляется только при наличии на этих изделиях оттисков государственных пробирных клейм, а также оттисков именников (для изделий отечественного производства). Допускается продажа ювелирных и других изделий из серебра отечественного производства массой до 3 граммов включительно (без учета вставок) без оттиска государственного пробирного клейма".
Согласно ст. 1 Федерального закона от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" государственное пробирное клеймо - знак установленного образца, который ставится уполномоченным государственным учреждением на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и удостоверяет их пробу; а именник - знак изготовителя, оттиск которого ставится юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем либо по их обращению уполномоченным государственным учреждением на изготовленные ими ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и содержит в зашифрованном виде информацию о его изготовителе.
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации маркировка ювелирных изделий не предусмотрена.
Вместе с тем, ювелирные изделия, на которых отсутствуют оттиски государственных пробирных клейм, а также оттиски именников (для изделий отечественного производства), могут быть предметом преступления, предусмотренного ст. 171.1 УК РФ, как товары и продукция без нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если нанесение такой информации обязательно.
В соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" и п. 11 Правил продажи отдельных видов товара продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Данная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Пунктом 62 Правил продажи отдельных видов товара установлено, что информация о предлагаемых к продаже ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненных изумрудах и бриллиантах помимо сведений, указанных в пунктах 11 и 12 настоящих Правил, должна содержать извлечения из нормативных правовых актов, устанавливающих порядок опробования, анализа и клеймения ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и сертификации драгоценных камней.
Согласно терминологии Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" вся перечисленная информация именуется "информацией о товаре" и не является не информацией, подлежащей обязательному нанесению на товар.
Требованиями п. 64 Правил продажи отдельных видов товаров установлено, что ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия и его изготовителя, вида драгоценного металла, артикула, пробы, массы, вида и характеристики вставок, в том числе способа обработки, изменившего качественно-цветовые и стоимостные характеристики драгоценного камня, а также цены изделия (цены за 1 грамм изделия без вставок).
Следует отметить, что судебная практика исходи из того, что в силу действующего законодательства нет обязанности по обеспечению наличия отдельных ценников на товар при имеющихся ярлыках на изделиях из драгоценных металлов с указанием на них всей необходимой информации (постановление ФАС Уральского округа от 27.09.2011 № Ф09-5735/11 по делу № А76-2501/2011).
Ответственность за нарушение требования закона о предоставлении информации об изготовителе товара, в т.ч. на ярлыках, этикетках, ценниках, предусмотрена ст. 14.8 КоАП РФ.
Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей
1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Данный вывод подтверждается материалами судебной практики.
Так, Верховный Суд РФ в постановлении от 11 августа 2015 г. № 304-АД15-9402 указал на то, что "нарушение пункта 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (далее - Правила продажи), выразившееся в недоведении до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом обязательной информации об изготовителе товара - ювелирных изделий предполагаемых к продаже, ... свидетельствует... о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ".
Также имеется судебная практика привлечения к ответственности за недоведение информации об изготовителе ювелирного изделия по ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015 № 15АП-399/2015 по делу № А53-25528/2014).
Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники
1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.