31.07.2017

Как несовершенство отраслевого законодательства может породить проблемы там, где их нет.

В Ассоциацию «Гильдия ювелиров России» пришло обращение от предпринимателя из Краснодара, учредителя и директора ООО «Ле Нуар» Кружковой Ю.А. Ситуация, в которой оказалась Юлия, пугающая, и, одновременно, абсурдная.

29 июня 2017 года против Кружковой Ю.А. было возбуждено уголовное дело по пункту б) части 2 (в особо крупном размере) статьи 171.1. УК РФ «Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации». Суть претензий: Кружкова Юлия в ООО «Ле Нуар» реализовывала «не маркированные» ювелирные изделия, «распорядившись о закреплении на приобретенных ею <Кружковой> указанных ювелирных изделиях опломбированного ценника, на котором какая-либо информация о заводе-изготовителе отсутствовала».

Оставим за скобками невероятный факт возбуждения уголовного дела по заведомо «акцизной» статье вместо единственно уместной «административки», если уж возникли подозрения в нарушении прав потребителей (Ст. 19.14. КоАП). Рассмотрим вопрос по существу.

Основным законодательным актом прямого применения в части особенностей торговли ювелирными изделиями в Российской Федерации, и, в частности, оформления ярлыка ювелирного изделия, являются «Правила продажи отдельных видов товаров…», утвержденных постановлением Правительства РФ №55 от 19.01.1998 г., раздел VII «Особенности продажи ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней»в ред. Постановления Правительства РФ от 19.09.2015 N 994.

Принципиальной и важнейшей особенностью правил продаж ювелирных изделий в Российской Федерации является подтверждение прохождения реализуемыми изделиями государственного пробирного надзора.

Эта особенность четко прописана в «Правилах продажи отдельных видов товаров…»:

«61. Продажа ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, произведенных в Российской Федерации, ввезенных на ее территорию, подлежащих клеймению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляетсятолько при наличии на этих изделиях оттисков государственных пробирных клейм, а также оттисков именников (для изделий отечественного производства).

Допускается продажа ювелирных и других изделий из серебра отечественного производства массой до 3 граммов включительно (без учета вставок) без оттиска государственного пробирного клейма.»

Важность именно проверки прохождения реализуемыми ювелирными изделиями государственного пробирного надзора подчеркивается в «Правилах продажи отдельных видов товаров…» еще и тем, что продавцы обязаны дважды проверять наличие у изделий оттисков клейм и именников – как в рамках предпродажной подготовки, до подачи изделий в торговый зал, так и вторично –при передаче приобретенного товара покупателю:

«63. Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает в себя осмотр и разбраковку таких изделий, проверку наличия на них оттисков государственного пробирного клейма и именника (для изделий отечественного производства), а также сохранности пломб и ярлыков, сортировку по размерам.»

«66. При передаче приобретенного товара покупателю лицо, осуществляющее продажу, проверяет наличие на нем оттиска государственного пробирного клейма и его качество, наличие оттиска именника (для изделий отечественного производства), а также сертификата на ограненный драгоценный камень.».

Более того, продавец обязан проинформировать покупателя о том, что данные изделия прошли государственный пробирный надзор, подтверждающий пробу металла, из которого они изготовлены:

«62. Информация о предлагаемых к продаже ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненных изумрудах и бриллиантах помимо сведений, указанных в пунктах 11 и 12 настоящих Правил, должна содержать извлечения из нормативных правовых актов, устанавливающих порядок опробования, анализа и клеймения ювелирных и других изделийиз драгоценных металлов и сертификации драгоценных камней.»

Российская Федерация принимает на себя ответственность за качество металла в ювелирных изделиях зарубежного производства.

При этом наименование производителя импортных ювелирных изделий и страна их происхождения уже не имеет для покупателя существенного значения, т.к. качество таких изделий гарантирует пробирный надзор Российской Федерации.

Невысокая значимость, по мнению регулятора, сведений о наименовании изготовителя ювелирного изделия и страны его происхождения, нашла выражение в «Правилах продажи отдельных видов товаров…» в том, что ни в кассовом чеке, ни даже в товарном чеке, передаваемом покупателю вместе с товаром, не требуется упоминания о наименовании изготовителя изделия и страны его происхождения:

«69. В случае если кассовый чек на товар не содержит наименование товара, пробу, вид и характеристику драгоценного камня, артикул, вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются эти сведения, наименование продавца, дата продажи и цена товара и лицом, непосредственно осуществляющим продажу товара, проставляется подпись.»

В то же время, отсутствие требований указывать на ярлыке ювелирного изделия страну происхождения товара, не означает, что у покупателей импортных ювелирных изделий нет возможности узнать о том, в какой стране было изготовлено конкретное ювелирное изделие. Согласно пункту 11 «Правил продажи отдельных видов товаров…», продавец обязан в наглядной и доступной форме проинформировать покупателя о стране происхождения товара:

«11. Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

Информация в обязательном порядке должна содержать:

… для импортного товара - наименование страны происхождения товара…».

Но еще раз обратим внимание: в документе не указано, что информация о стране происхождения товара должна указываться в ярлыке к ювелирному изделию.

Статус ярлыка ювелирного изделия вообще не раскрыт в требованиях российского законодательства (т.е. в документах, нормы которых обязательны к применению). Равно, как и статус его опломбирования. Свободными по действующему законодательству являются следующие вопросы, касающиеся ярлыка ювелирного изделия:

  • чей ярлык будет присутствовать у ювелирного изделия в момент его розничной продажи: производителя, оптового продавца, розничного магазина?
  • чьи данные о характеристиках использованных в ювелирных изделиях вставок сообщаются розничному покупателю: производителя вставок, их импортера, производителя ювелирного изделия, оптового продавца ювелирного изделия, розничного продавца ювелирного изделия?

Зато в отношении ярлыка в «Правил продажи отдельных видов товаров…» присутствуют нормы, исполнение которой может оказаться принципиально невозможным:

64. Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия и его изготовителя, вида драгоценного металла, артикула, пробы, массы, вида и характеристики вставок, в том числе способа обработки, изменившего качественно-цветовые и стоимостные характеристики драгоценного камня, а также цены изделия (цены за 1 грамм изделия без вставок).

При использовании в качестве вставок материалов искусственного происхождения, обладающих характеристиками (свойствами) драгоценных камней, на ярлыках должна быть указана информация о том, что данный камень не является драгоценным.

Каким же образом продавец сможет указать на ярлыке наименование изготовителя импортного ювелирного изделия, если в нормативно-правовых документах по ввозу в Российскую Федерацию, нет требований по указанию наименования его изготовителя, и самому продавцу не известно, кто их изготовил?

Дело в том, что согласно Решению Евразийской экономической комиссии №57 от 20.05.2010 в графе 31 таможенной декларации указывается сведения о производителе товара только при наличии сведений о нем. Это значит, что если импортеру в силу неких обстоятельств зарубежный поставщик не сообщает наименования производителя или изготовителя, что то же самое, (например, нежелание выдавать производителя, т.е. рассмотрение его наименования как коммерческой тайны поставщика), то отсутствие сведений об изготовителе не мешает совершению сделки и ввозу товара на территорию ЕАЭС. Соответственно, в Российскую Федерацию.

Так в том-то и дело, что в рассматриваемом случае, в таможенных декларациях на ввоз ювелирных изделий у Кружковой Ю.А. не были указаны наименования изготовителей изделий. Что же она могла в этом случае написать на ярлыке этих изделий об их производителе? Очевидно, что ничего…

Более того, в таможенном законодательстве ЕАЭС нет требований по сопровождению опломбированным ярлыком изготовителя ввозимых на Евразийское экономическое пространство (в Российскую Федерацию в том числе) импортных ювелирных изделий.

А вот в «Правилах продажи отдельных видов товаров…» ярлык изготовителя до сих порт упоминается:

«68. В случае, когда в целях проверки правильности маркировки изделия, в том числе массы, требуется снятие ярлыка, составляется акт с последующим указанием номера акта на ярлыке - дубликате магазина. Ярлык изготовителя сохраняется и навешивается на изделие вместе с дубликатом.»

Анахронизм этого пункта «Правил продажи отдельных видов товаров…» наглядно подчеркивает ущербность проработки деталей российского законодательства в части требований к ярлыку ювелирного изделия: невозможно сохранить то, чего никогда не было.

Проблема некорректности норм «Правил продажи отдельных видов товаров…» заключается в том, что в основе этого документа до сих пор лежат подходы, заимствованные у нормативных актов советского периода, когда не было рыночных отношений, государство имело монополию на производство и торговлю ювелирными изделиями, и никаких импортных ювелирных изделий на прилавках не было в принципе. И, соответственно, не было подобных юридических коллизий.

Как видно из присланных в Гильдию фотографиях, на ярлыках ювелирных изделийООО «Ле Нуар» присутствуют исчерпывающие данные продавца (наименование, ИНН, ОГРН, адрес). Иными словами, к кому обращать претензии покупателей, ярлыки продавца не скрывают. А значит – интересы покупателя не нарушены!

В итоге, нетрудно видеть: нарушений оформления ярлыков ювелирных изделий у компании ООО «Ле Нуар» нет. И, естественно, нет не только состава преступления по ст.171.1. УК РФ, но не просматривается даже административных правонарушений. Любое внутреннее противоречие действующего законодательства должно трактоваться в пользу подозреваемого в его нарушении.


Эксперт Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Владимир Збойков