19.06.2018
Данные изменения предполагали снятие ограничений по числу и частоте плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в сфере борота драгоценных металлов и драгоценных камней.
Стремление регулятора установить жёсткий контроль за рынком выразилось в подготовке нового законопроекта «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней». Данным проектом Федерального закона предлагается существенно усилить административную ответственность субъектов за нарушение обязательных требований, установленных действующим законодательством в области оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.
А именно:
· Многократно увеличить размеры административных штрафов;
· Установить штрафные санкции в размере кратном стоимости товара, который явился предметом правонарушения (ювелирные изделия, драгоценные металлы, драгоценные камни);
· Предусмотреть возможность конфискации предметов административного правонарушения (ювелирные изделия, драгоценные металлы, драгоценные камни);
· Предусмотреть возможность конфискации орудий административного правонарушения (техника, оборудование, транспортные средства).
Принятие данного законопроекта в предлагаемом варианте может существенно увеличить риски ведения бизнеса в сфере производства и продаж ювелирных изделий, снизить его инвестиционную привлекательность и повысить издержки. Всё это неминуемо отразиться на стоимости ювелирных изделий, которая уже достигла «потолка» покупательского спроса. Следствием этих изменений будет уход с рынка ряда мелких производителей и небольших торговых сетей.
Мы провели анализ проекта Федерального закона «О внесении изменений в КоАП». Выводы следующие:
1) Вместо ныне действующей статьи 19.14 в главу 15 КоАП вносится сразу 3 новых статьи. Если раньше административная ответственность была предусмотрена за нарушение установленных правил в части извлечения, производства, использования, обращения и т. д. ДМ ДК, то предлагаемый проект предусматривает установление административной ответственности за нарушение обязательных требований в части извлечения, производства, использования, обращения и т. д. ДМ ДК.
2) Многократно (в десятки раз) увеличиваются размеры штрафных санкций за нарушение в сфере оборота ДМ ДК.
3) Вводятся штрафные санкции в кратном размере к стоимости предметов правонарушения (т.е. ювелирных изделий, камней и т.д.).
4) Вводятся санкции в виде конфискации предметов правонарушения (т.е. ювелирных изделий, камней и т.д.).
5) Вводятся санкции в виде конфискации орудия правонарушения (т.е. производственное оборудование, техника, средства транспортировки и т.д.).
Важно отметить следующее: отсутствие законодательного определения термина «обязательные требования» содержит в себе угрозу широкого (а, не исключено, и произвольного) толкования этого термина. В этом есть большая коррупционная опасность. Когда мы говорим о нарушении правил дорожного движения, пожарной безопасности, правил содержания животных, то речь идёт об установленном законом перечне деяний, за которые налагается административный штраф. А вот что такое обязательные требования в части оборота ДМ ДК сегодня никто сформулировать не может.
Установление размера штрафа, кратно стоимости предмета правонарушения — это мера избыточная. Наказание должно быть соразмерно степени общественной опасности деяния, но никак не стоимости предмета совершённого правонарушения. Нельзя проследить связь между стоимостью предмета и совершённым правонарушением. Ведь, казалось бы, какая разница на автомобиле какой марки вы неправильно припарковались или превысили скорость?
Кроме прочего, вводится конфискация предмета правонарушения. А это уже двойное наказание. Нарушитель должен будет выплатить штраф, и сам предмет ещё конфискуют. Так же обстоит дело и с наложением штрафа на должностных и юридических лиц. Как правило, штрафы накладываются одновременно и на юридическое, и на должностное лицо. В итоге получится удвоение размера штрафа.
Административное наказание устанавливается за нарушение в сфере оборота ювелирных изделий, которые являются обычными предметами гражданского оборота, не имеют ограничения в оборотоспособности, и по большому счёту ничем не отличаются от других предметов народного потребления (гаджетов, шуб, автомобилей). К тому же, эти ювелирные изделия находятся в частной, а не в государственной, собственности. Степень общественной опасности в сфере их оборота явно завышена. Чаще всего предприниматели совершают нарушения неумышленно. В оформлении документов, составлении отчётов, из-за незнания законов.
В случае принятия этого законопроекта можно прогнозировать крайне негативные последствия для рынка. Производство и продажа ювелирных изделий сегодня — это бизнес низкомаржинальный и низкорентабельный. Сырье стоит дорого, платёжеспособный спрос низок, продажи падают. Добавленная стоимость не превышает 15 %, а рентабельность — 8 %. На этом фоне риски наложения административного штрафа в размере, кратном стоимости ювелирных изделий или камней, да ещё и с их конфискацией, становятся просто смертельными. Предприятиям малого бизнеса оплачивать столь высокие штрафы будет нечем. Как следствие — начнётся волна банкротств.
Ответственность по новому проекту
Нарушение обязательных требований в части: |
Наказание граждан (штраф): |
Наказание должностных лиц и ИП (штраф): |
Наказание юридических лиц (штраф): |
Срок подачи заявления о постановке на учет в ГИПН участника сферы ДМДК без ведения им деятельности или об изменении сведений. |
- |
40 – 60 тыс. руб. |
80 – 120 тыс. руб. |
Срок подачи заявления о постановке на учет в ГИПН участника сферы ДМДК при ведении им деятельности. |
- |
80 – 100 тыс. руб. |
120 – 140 тыс. руб. |
Переход права собственности (оборот) ДМДК, в т.ч. залог. |
0,5 - 1,5 стоимости ДМДК с конфискацией |
1,0 - 2,0 стоимости ДМДК с конфискацией |
2,0 - 4,0 стоимости ДМДК с конфискацией |
Добыча, производство, обработка, переработка, изменение физического состояния, использование ДМДК. |
80 – 120 тыс. руб. с конфискацией орудия или без |
140 – 180 тыс. руб. с конфискацией орудия или без |
200 – 240 тыс. руб. с конфискацией орудия или без |
Перевозка, пересылка, перемещение ДМДК и изделий из ДМДК. |
0,5 - 1,5 стоимости ДМДК с конфискацией транспорта или без |
1,0 - 2,0 стоимости ДМДК с конфискацией транспорта или без |
2,0 - 4,0 стоимости ДМДК с конфискацией транспорта или без |
Учет и хранение ДМДК и изделий из ДМДК. |
- |
40 – 60 тыс. руб. (должностные) 80 – 100 тыс. руб. (ИП)
|
120 – 150 тыс. руб. |
Непредоставление или нарушение сроков предоставления отчетности движения ДМДК и изделий из них, либо с недостоверными сведениями. |
- |
40 – 60 тыс. руб. (должностные) 80 – 100 тыс. руб. (ИП)
|
120 – 150 тыс. руб. |
Правила и периодичность инвентаризации ДМДК и изделий из них. |
- |
40 – 60 тыс. руб. (должностные) 80 – 100 тыс. руб. (ИП) |
120 – 150 тыс. руб. |
Ответственность по действующему законодательству
Нарушение установленных правил в части: |
Наказание граждан (штраф): |
Наказание должностных лиц и ИП (штраф): |
Наказание юридических лиц (штраф): |
Извлечения, производства, использования, обращения (торговли, перевозки, пересылки, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов получения, учета и хранения ДМДК и изделий |
3 – 5 тыс. руб. |
10 – 15 тыс. руб. |
30 – 50 тыс. руб. |