21.11.2018

В Минпромторге обсудили судьбу УСН и ЕНВД, а также стратегию развития отрасли ДМ и ДК

20.11.18 состоялось заседание Научно-координационного совета по вопросам развития в сфере добычи и производства драгоценных металлов, добычи драгоценных камней и последующей их обработки при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации.

Повестка встречи содержала 3 вопроса:

1)  О состоянии отрасли добычи и производства драгоценных металлов, добычи драгоценных камней и последующей их обработки;

2)  О разработке стратегии развития отраслей добычи и производства драгоценных металлов, добычи драгоценных камней и последующей их обработки;

3)  О применении НДС в сфере обращения ДМ и изделий из них.

Вёл заседание — заместитель Министра промышленности и торговли РФ Алексей Беспрозванных. В своём выступлении он сообщил о создании при министерстве специального отдела по работе с проблемами отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней.  

С докладом по первому вопросу выступил Заместитель директора Департамента металлургии и материалов Минпромторга РФ Семен Машкауцан. По его словам в этом году ожидается рост производства золота до 340 тонн. Также он заметил, что в отрасли скрыт большой нереализованный потенциал, как в части увеличения объёмов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, так и в части более глубокой переработки этих сырьевых ресурсов на территории России. Одновременно имеется и ряд сдерживающих факторов. Их устранение — одна из задач министерства.

С докладом по второму вопросу, касающемуся стратегии развития отраслей добычи и производства драгоценных металлов, добычи драгоценных камней и последующей их обработки, выступил разработчик — Олег Сутырин. Сразу по окончании доклада последовало множество предложений о внесении дополнений в проект стратегии. Представитель Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин в качестве одной из основных задач стратегии предложил обозначить увеличение объёмов экспорта ювелирных изделий.  

Пожалуй, наиболее острая полемика разгорелась по 3 вопросу «О применении НДС в сфере обращения ДМ и изделий из них». В начале обсуждения представители Минпрома обозначили проблему, заключающуюся в том, что планируемое изменение в системе налогообложения предполагает либо отмену НДС, либо установление нулевой ставки НДС по всей цепочке участников рынка, за исключением производства и торговли ювелирными изделиями. Таким образом, налоговыми агентами по сбору и уплате НДС становятся производители и продавцы ювелирных изделий. Все это предполагает дополнительные риски, связанные с наличием в отрасли специальных налоговых режимов. Именно поэтому участникам заседания было предложено обсудить и оценить все возможные риски, а также способы их устранения.

Представитель ООО «Эрнст ЭНД Янг - Оценка и Консультационные Услуги» Алексей Кузнецов высказался за необходимость устранения возможности применения специальных налоговых режимов в сфере оборота ювелирных изделий при отмене НДС на аффинированные драгоценные металлы. В качестве аргументации Алексей привёл аргумент о том, что продажа металла без НДС физическим лицам создаёт риск его перетока в сферу производства ювелирных изделий, а также дробления бизнеса с целью противоправного использования специальных налоговых режимов. Представители правоохранительных органов полностью подтвердили эти опасения и высказались за необходимость исключения специальных налоговых режимов из сферы оборота ювелирных изделий, отметив, что в отрасли имеются существенные проблемы с соблюдением законности, а создание дополнительных рисков усугубит ситуацию.

Необходимость исключения специальных налоговых режимов поддержал Заместитель председателя правления Ассоциации НКО «Ассоциация ювелиров Евразийского экономического союза» Вадим Серов. По его оценке переход всех участников рынка на общую систему налогообложения не создаст проблем с реализацией продукции и поставит всех участников рынка в одинаковые условия.

Противоположную позицию по данному вопросу представил генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин. Она была представлена в презентации «Оценка рисков при изменении структуры налогообложения». Комментируя презентацию, Эдуард Уткин отметил:

«Сегодня сырьевая база для производства ювелирных изделий на 90% состоит из металла, полученного от переработки ломов и отходов. Эти лома не облагаются НДС. Из 35 тонн потреблённого в прошлом году золота — только 3-4 тонны было приобретено в банках, с уплатой НДС. Таким образом, при освобождении от НДС аффинированных драгоценных металлов не происходит существенных изменений в условиях работы для ювелиров, а для бюджета не возникает рисков уменьшения платежей. Возможность приобретения легально аффинированных драгоценных металлов без уплаты НДС — исключает необходимость его нелегального приобретения у физических лиц. Это нивелирует риск перетока металла от физических лиц к производителю».

В отношении рисков дробления бизнеса Эдуард Уткин сообщил, что в отрасли сегодня работает всего 50 компаний, которые можно отнести к категории крупного или среднего бизнеса. Контролировать такое число компаний с целью предупреждения возможных схем дробления Федеральной налоговой службе не составит труда.

Стоит заметить, что в структуре налогооблагаемой базы драгоценных металлов и драгоценных камней доля ювелирных компаний, применяющих специальные налоговые режимы в общем объёме налогооблагаемой базы составляет всего 5 %. Доля предприятий микробизнеса в структуре налогооблагаемой базы рынка драгоценных металлов и драгоценных камней также составляет всего 5%. Переход этих компаний на общую систему налогообложения не изменит ситуацию со сбором налогов.

Запрет на применение специальных налоговых режимов также содержит в себе риски. Один из таких рисков — увеличение объёмов нелегального производства, ввоза и оборота ювелирных изделий. Велика вероятность угрозы расширения теневого сегмента рынка, который сложнее всего контролировать.

Своё мнение высказал и исполнительный директор Отраслевого отделения по драгоценным металлам и драгоценным камням ФМОС «Деловая Россия» Владимир Збойков:

«Прибавка до 40 тонн количества золота, потребляемого населением в инвестиционных целях, которая запланирована в стратегии — иллюзия! Уже сегодня есть инвестиционное золото без НДС в виде инвестиционных монет. Но их привлекательность невысока из-за «спрэда». Нет никаких оснований считать, что «спрэд» при покупке и продаже золотых слитков без НДС будет настолько мал, что слитки смогут составить конкуренцию доллару или евро. А это значит, что прибавки в 40 тонн для населения просто не будет».

Также Владимир Збойков добавил, что государству следует дорожить честными налогоплательщиками. Если сегодня те, кто работает по УСН и ЕНВД не помышляют уходить в тень и честно платят налоги, то стремление взять с них «больше» в режиме ОСН может привести к неприятным последствиям. Ведь уровень рентабельности ювелирного бизнеса сейчас крайне низок. И вместо уменьшения криминогенности рынка государство получит её усиление, а вместо дополнительных доходов от перехода с упрощённой системы налогообложения на ОСН — потерю этих доходов.

Резюмируя сказанное, исполнительный директор Отраслевого отделения по драгоценным металлам и драгоценным камням ФМОС «Деловая Россия» внёс два предложения:

«Во-первых, НДС как для юридических, так и для физических лиц должен быть одинаков! Во-вторых, в ювелирной сфере необходимо сохранить все специальные налоговые режимы».

В заключении выступила Юлия Гончаренко — Начальник отдела нормативно-правового регулирования Административного департамента Минфина РФ. По её словам Минфин готовит проект изменений в налоговый кодекс. При этом министерство старается учесть как интересы участников рынка, так и интересы контрольно-надзорных органов.

Оценка рисков при изменении структуры налогообложения