05.03.2019

Ювелиры в ожидании проверок

05.03.19

Как мы сообщали ранее, надзорные каникулы в части осуществления проверок субъектов малого предпринимательства по линии пробирного надзора отменены с начала 2019 года. Уже сейчас можно ожидать снятие ограничений как по числу, так и по частоте плановых проверок.

Примечательно, что сейчас на рассмотрении Государственной Думы находится проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней». В части 1 статьи 19. 4 данного проекта перечислены все виды операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, за исключением незаконного аффинажа и самовольной добычи. Кроме того, там установлена административная ответственность за нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учёта, хранения, торговли, пересылки, перевозки драгоценных металлов и драгоценных камней, а также изделий их содержащих.
Минимальный размер штрафа по части 1 статьи 19 установлен в размере 500 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей и 750 тыс. руб. для юридических лиц. Максимальный размер штрафа — 750 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей и 1 млн. руб. для юридических лиц. В отношении незаконной добычи и незаконного аффинажа ответственность установлена в размерах до 1,5 млн. руб.
Проведение контрольных мероприятий в России обычно предполагает, что по окончании проверки проверяемый будет привлечён к административной ответственности. Если держать это в уме, то минимальный размер штрафа даже за самое малозначительное нарушение в размере 500-750 тыс. руб. выглядит как драконовская мера.
Ассоциации «Гильдия ювелиров России» считает установление штрафа в размере 1 млн. руб. за нарушения не связанные с нелегальным оборотом — избыточной мерой наказания. Мы будем доказывать необходимость более детальной дифференциации административных правонарушений по тяжести, последствиям и их общественной опасности. По мнению наших экспертов, необходимо предусмотреть более низкие размеры штрафов за нарушения, не связанные с нелегальным оборотом.

Перечень правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного пробирного надзора

Федеральный государственный пробирный надзор

Приказ Минфина России от 24.11.2016 N 512
(ред. от 02.04.2018)
"Об утверждении Перечня правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного пробирного надзора и порядка ведения указанного перечня"

План проверок

Размеры штрафов

Проект ст.19.14 КоАП (январь 2019 г.) Ст.19.14 КоАП (действующая редакция)
1. Нарушение установленных правил извлечения (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи), производства (за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи), использования, обращения (торговли, перевозки, пересылки, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих, - Нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, перевозки, пересылки, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий -
   влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 70 тыс. до 120 тыс. руб., на индивидуальных предпринимателей – от 500 до 700 тыс. руб., на юридических лиц – от 750 тыс. руб. до 1 млн. руб.     влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, - от 10 тыс. до 15 тыс. руб.; на юридических лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.
2. Осуществление деятельности по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов юридическими лицами, не включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень, а также индивидуальными предпринимателями и гражданами, - ОТСУТСТВУЕТ
   влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 120 тыс. до 170 тыс. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой, на индивидуальных предпринимателей – от 750 тыс. руб. до 1 млн. руб., на юридических лиц – от 750 тыс. руб. до 1 млн. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой, на юридических лиц - от 1 млн. руб. до 1,5 млн. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.   
3. Самовольная добыча драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, - ОТСУТСТВУЕТ
   влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 120 тыс. до 170 тыс. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой, на индивидуальных предпринимателей – от 750 тыс. руб. до 1 млн. руб., на юридических лиц – от 750 тыс. руб. до 1 млн. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой, на юридических лиц - от 1 млн. руб. до 1,5 млн. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.