23.04.2019

Проект ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»

23.04.2019.

В рамках проведения публичных консультаций в адрес Торгово-промышленной палаты РФ для оценки регулирующего воздействия поступил проект федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», разработанный Минфином России.

Адрес страницы проекта:

http://regulation.gov.ru/projects#npa=90778

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»  

 

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» подготовлен в рамках поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 25 октября 2017 г. Пр-2167 (далее – перечень поручений Президента) и во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова от 19 февраля 2019 г. № СА-П13-1202.

В целях реализации Перечня поручений Президента Правительством Российской Федерации на территории Российской Федерации был проведен эксперимент по маркировке отдельных видов драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них с 1 июня 2018 г. до 1 ноября 2018 г. (далее - эксперимент).

В рамках эксперимента АО «Гознак» на безвозмездной основе осуществляло функции оператора и разработчика интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней на всех этапах их оборота.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, принимали участие в эксперименте на добровольной основе.

Состав участников эксперимента охватывает основные сектора отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней – их доля на рынке составляет:

по добыче драгоценных камней – 97%;

по аффинажу драгоценных металлов – 77%;

по огранке драгоценных камней – 49%;

по реализации ювелирных изделий – более 7%.

В рамках эксперимента в ИИС ДМДК реализовано 20 основных бизнес-процессов, при осуществлении которых участниками эксперимента была введена информация о реальном движении драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них (перечень бизнес-процессов на стадии эксперимента прилагается) в отношении 707 партий общей ориентировочной стоимостью 12,4 млрд. рублей.

Участниками эксперимента было поддержано создание ИИС ДМДК и отмечено, что внедрение ИИС ДМДК позволит:

обеспечить прослеживаемость движения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах их оборота;

лишить недобросовестных участников рынка возможности использования нелегальных схем при осуществлении операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в целях создания равных условий для добросовестных участников рынка;

минимизировать количество выездных проверок и повысить эффективность осуществления государственного контроля (надзора) на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней;

обеспечить прозрачность контрольной деятельности государства в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней;

автоматизировать основные административные процедуры взаимодействия государства и рынка;

обеспечить формирование необходимой отчетности участников рынка в ИИС ДМДК и перейти на электронный документооборот;

использовать ИИС ДМДК в качестве основного источника статистической и аналитической информации о рынке драгоценных металлов и драгоценных камней;

защитить интересы потребителей изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней посредством создания действенных технических инструментов контроля оборота товаров и использования драгоценных металлов и драгоценных камней.

Минфином России было доложено в Правительство Российской Федерации о результатах эксперимента. По результатам рассмотрения доклада Правительство Российской Федерации поручило Минфину России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить доработку интегрированной информационной системы с учетом предложений участников эксперимента, а также выполнение иных мероприятий в целях ее внедрения в промышленную эксплуатацию.

В связи с этим Минфином России подготовлен законопроект, которым вводится понятие государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах их оборота (далее – ГИИС ДМДК), определяются задачи внедрения ГИИС ДМДК и субъекты, предоставляющие в обязательном порядке информацию в ГИИС ДМДК.

Также законопроект предусматривает наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по определению федеральных органов исполнительной власти, предоставляющих в обязательном порядке информацию в ГИИС ДМДК, а также порядок ее функционирования.

Кроме того, в целях поддержки и сокращения административной нагрузки на отечественных производителей ювелирных изделий из драгоценных металлов и/или драгоценных камней, законопроектом предусмотрена добровольность опробования и клеймения ювелирных и других изделий из серебра отечественного производства.

В настоящее время биржевая стоимость серебра составляет около 32 рублей за 1 грамм. В связи с этим возникла ситуация, при которой стоимость бижутерии (изделия не из драгоценных металлов) может многократно превышать стоимость ювелирных изделий из серебра.

Таким образом, у производителей серебряных ювелирных изделий отсутствует экономическая целесообразность изготовления серебряных изделий с несоответствующим содержанием серебра.

В связи с этим администрирование контроля и обязательное клеймение ювелирных изделий из серебра нецелесообразно.

Дополнительно отмечаем, что в 2018 году из 65,4 млн. штук ювелирных изделий из драгоценных металлов и/или драгоценных камней, предъявленных на опробование и клеймение, 33,6 млн. штук составили изделия из серебра, в том числе 18,7 млн. штук отечественного производства. В связи с этим считаем, что принятие предлагаемых мер позволит перераспределить время осуществления пробирных операций и, как следствие, сократить сроки клеймения иных ювелирных изделий на 29%.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

 

Вносится Правительством

Российской Федерации

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах
и драгоценных камнях»

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1463; 1999, № 14, ст. 1664; 2002, № 2, ст. 131; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 45, ст. 4377; 2005, № 19, ст. 1752; № 30, ст. 3101; 2007, № 31, ст. 4011; 2010, № 50, ст. 6594; 2011, № 30, ст. 4596; № 48, ст. 6728) следующие изменения:

1) статью 1 дополнить абзацем следующего содержания:

«государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах их оборота (далее – ГИИС ДМДК) – федеральная государственная информационная система, предназначенная для сбора, хранения, обработки и предоставления информации о происхождении и движении драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.»;

2) пункт 2 статьи 10 дополнить абзацем тринадцатым следующего содержания:

«системы прослеживаемости через функционирование ГИИС ДМДК.»;

3) пункт 4 статьи 11 дополнить абзацем четырнадцатым следующего содержания:

«порядок функционирования государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах их оборота;»;

4) в пункте 2 статьи 12.1 слова «массой до трех граммов включительно» исключить;

5) дополнить статьей 12.2 следующего содержания:

«Статья 12.2 Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах их оборота

1. Задачами ГИИС ДМДК являются:

1) обеспечение прослеживаемости драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них в целях осуществления контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней, а также подтверждения их подлинности и легальности происхождения;

2) формирование аналитической информации о состоянии отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней.

3) внедрение высокотехнологичного инструмента контроля при осуществлении федерального государственного пробирного надзора.

2. ГИИС ДМДК может использоваться для обеспечения предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, связанных с выработкой государственной политики и нормативно-правовым регулированием в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

3. Оператором ГИИС ДМДК является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или привлеченная им в соответствии с законодательством Российской Федерации организация.

4. Субъектами, предоставляющими в обязательном порядке информацию в ГИИС ДМДК, являются:

1) федеральные органы исполнительной власти, определяемые Правительством Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации;

2) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

3) кредитные организации.

5. Информация из государственных информационных систем федеральных органов исполнительной власти в ГИИС ДМДК подлежит передаче в автоматизированном режиме, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

6. Информация, содержащаяся в ГИИС ДМДК, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательством Российской Федерации о государственной тайне, законодательством Российской Федерации в отношении коммерческой тайны и иной охраняемой законом тайны.»;

6) пункт 2 статьи 20 изложить в следующей редакции:

«2. Драгоценные металлы подлежат обязательному учету по массе, качеству и в стоимостном выражении при их добыче, производстве, использовании и обращении.

Драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе, классификационным характеристикам и в стоимостном выражении при их добыче, использовании и обращении. Драгоценные камни, непригодные для изготовления ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, подлежат обязательному учету по массе и в стоимостном выражении при их использовании и обращении.

Порядок такого учета устанавливается Правительством Российской Федерации.

Сведения о драгоценных металлах и драгоценных камнях вносятся организациями и индивидуальными предпринимателями в ГИИС ДМДК»;

7) в статье 22:

абзац первый пункта 3 после слов «без ограничений, установленных настоящим Федеральным законом» дополнить словами «(за исключением положений абзаца второго пункта 2 статьи 20 настоящего Федерального закона)»;

8) статью 26 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. Государственный контроль (надзор) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, а также за добычей (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), использованием и обращением драгоценных камней осуществляется с применением ГИИС ДМДК»;

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.

Президент

Российской Федерации