12.09.2019

Что такое «регуляторная гильотина»?

Впервые о «регуляторной гильотине» речь зашла в поручении Председателя Правительства Д. А. Медведева, направленном на совершенствование нормативно-правового регулирования контрольно-надзорных функций (резолюция от 30 января 2019 года №ДМ-П36-608).

В послании Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 года Президент России  В. В. Путин поручил правительству (при участии ведущих деловых объединений предпринимателей) обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих отмену с 1 января 2021 года всех нормативных правовых актов. В этих актах устанавливались требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля и надзора, а также введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах.


ЦИТАТА: 

«Далее. Правительство предлагает серьёзно пересмотреть правовую базу контрольно-надзорной деятельности. Это, безусловно, правильно, это нужно всячески поддержать. Но считаю, что этого даже мало. Надо пойти на более радикальные шаги. Давайте, действительно, подведём черту и с 1 января 2021 года прекратим действие всех существующих в настоящее время нормативных актов в сфере контроля, надзора и ведомственные региональные приказы, письма и инструкции. За оставшиеся два года (два года есть впереди) при участии делового сообщества нужно обновить нормативную базу, сохранить только те документы, которые отвечают современным требованиям, остальные – сдать в архив.

Смотрите. Когда мы обсуждали эту тему, многие коллеги сказали, искренне сказали, реакция была такая: страшно. Действительно, знаете, страшно, и есть проблема. Это не так просто. Ведь там по некоторым направлениям, по некоторым ведомствам вот такие фолианты, вот такой толщины, они же десятилетиями накапливались, ещё с советских времён многие работают, со времён «очаковских и покоренья Крыма». Но не 2014 год имею в виду, конечно. Ещё со времён Александра Сергеевича Грибоедова и раньше. И конечно, там столько всего отрегламентировано, столько понаписано. Но я, знаете, сомневаюсь, что даже сотрудники этих ведомств знают на 100 процентов, что там написано, поэтому нужно провести этот анализ за два года, не бояться этого, засучить рукава, сделать, провести эту работу и, действительно, оставить только то и обновить по-современному то, что действительно нужно для организации работы».

источник


Готовить «дорожную карту» по «гильотине» было поручено аппарату правительства, и в итоге Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев утвердил «План мероприятий («дорожную карту») по реализации механизма «регуляторной гильотины» №4714п-П36 от 29 мая 2019 года.

источник

После утверждения «дорожной карты», несколько ведомств, в том числе и Министерство финансов России, попросили освободить их от участия в «регуляторной гильотине». В этой просьбе отказали почти всем, включая Минфин России. Исключение сделали только в отношении силовых ведомств. В июле 2019 года Д. А. Медведев утвердил большой перечень органов власти и видов контроля, в отношении которых в первоочередном порядке будет осуществляться механизм «регуляторной гильотины».

источник

На прошедшем совещании по данному вопросу было обращено внимание на то, что принято решение провести через «гильотину» все акты, регламентирующие контрольно-надзорную деятельность сферы ДМДК, действующие до даты вступления в силу обновлённого регулирования (т.е. до 1 января 2021 года, включая объёмные или даже недавно принятые акты).

Таким образом, Минфин России в целях исполнения пункта 5 плана мероприятий «дорожной карты» по реализации механизма «регуляторной гильотины» приступил к проработке отраслевой регуляторной и нормативно-правовой базы, содержащей обязательные требования в сфере ДМДК.

Общероссийским общественным организациям предпринимателей были направлены на подготовку заключения два документа:

1) «Структура нормативного правового регулирования отношений, возникающих при осуществлении деятельности, связанной с производством, использованием и обращением драгоценных металлов, а также с добычей (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), использованием и обращением драгоценных камней (федеральный государственный пробирный надзор)».

2) «Перечень правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного пробирного надзора».

Были предоставлены на обсуждение обоснования проведения будущей регуляторной политики в сфере ДМДК и перечень нормативно-правовых актов (23 наименования), прекратить действие которых (частично или полностью) предложил Минфин.

Необходимо отметить, что по большинству актов из предоставленного Минфином России списка основные обязательные требования предполагается просто перенести в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», чтобы он стал законом прямого действия.

И еще важный момент для участников рынка ДМДК: «регуляторная гильотина» никак не затрагивает требования закона 115-ФЗ, касающиеся сферы контроля Росфинмониторинга (в части противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма).  

Тем не менее, проект «регуляторная гильотина» — это уникальное «окно возможностей». Этот проект позволяет грамотно реформировать контрольно-надзорную деятельность в сфере ДМДК. С 2005 года таких шансов у участников рынка ДМДК не было — шло лишь ужесточение регулирования. Когда появится следующий шанс реформации — неизвестно. Здесь следует оговориться, без активного участия общественных организаций и участников рынка, которое должно выражаться в формировании предложений по изменению нормативной базы, никакого грамотного реформирования не произойдёт.

Работа по «гильотине» осуществляется под эгидой Департамента по регуляторной политике Правительства РФ (ссылка). Для этого по каждому из направлений создаются рабочие группы. Создана такая и в сфере ДМДК — рабочая группа «Драгоценные металлы и камни».

В первых числах сентября отраслевые общественные организации предпринимателей направили в Департамент регуляторной политики свои предложения по списку представителей. Ювелирным сообществом в рабочую группу «Драгоценные металлы и камни» были предложены кандидатуры:

Бырдина И. Ю.

Гумерова Ф. Ф.

Гутермана М. А.

Збойкова В.А.

Серова В. А.

Уткина Э. Ю.

Ожиговой С. А.

Миклашевич Е. П.

К практической деятельности все рабочие группы, включая «Драгоценные металлы и камни», приступят уже в сентябре текущего года.