16.10.2019
15 октября 2019 года. Выставочный зал «Новый Манеж». Среди посетителей выставки «Ювелирное мастерство. Традиции и современность» обращают на себя внимание молодые люди. Они не похожи на школьников, которых привели на очередную экскурсию. Слишком уж внимательно, слишком уж подолгу рассматривают экспонаты. Вглядываясь, обсуждая, споря, обходя стеклянные кубы с изделиями со всех сторон.
Это студенты колледжа декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже. Ещё не профессионалы, но уже не рядовые созерцатели. Редакция сайта gjr.ru попросила руководство колледжа делегировать на выставку учащихся, дабы после осмотра экспозиции подрастающее поколение ювелиров поделилось своим впечатлением. Нам хотелось, чтобы наравне с высказываниями уже состоявшихся представителей ювелирной общественности, прозвучало и мнение тех, кому определять завтрашний день отечественного ювелирного искусства.
Наконец все шедевры осмотрены. Студенты обступают камеру, начинаем разговор. Поначалу ответы односложные. То ли из-за стеснения, то ли все ещё под впечатлением от увиденного.
gjr.ru: Своим незашоренным взглядом наблюдаете какую-то преемственность между работами мастеров прошлого и работами современников?
— Конечно.
Смех, переглядывания. Педагог приободряет, — Не стесняйтесь!
gjr.ru: А повторить что-то из увиденного хотелось бы?
— Много чего. Например, гарнитур «Зимняя вишня», — в один голос отвечают сразу несколько студентов.
Примечание редакции:
В 2017 году гарнитур «Зимняя вишня» занял I место на международной ювелирной выставке JUNWEX. Он создан по мотивам одноимённого фильма мастером Максимом Демидовым.
gjr.ru: А что ещё в зале современного искусства запомнилось?
— Крыса! Крыса с кукурузой! Больше всех приглянулась! И сюжет, и работа, и название — великолепны.
Примечание редакции:
Работа «Сатисфакция». Авторы — Муса Альмов и Такеши Саджи.
gjr.ru: У вас скоро дипломные работы. Какие-то идеи тут нашли?
— Полно! Фантазийные кольца потрясающие! Коллекция «Алиса» Михаила Милютина. Здесь собрали крутой зал с удивительными работами, а вы хотите, чтобы мы сказали какие лучше. Они все прекрасны!
gjr.ru: Признаемся, это мы и хотели услышать. А вам интересно было бы здесь выставиться?
— Определённо да! Было бы здорово попадать не только на «потребительские» выставки, где масс-маркет, но и на такие, где речь идёт об искусстве, а не о заурядных «изделиях».
gjr.ru: На открытии выставки ровно на том месте, где стоим мы, выступал Руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин. Он много интересных вещей сказал. Среди прочего — о площадке «Техноград». Кто-то из вас уже поработал на ней?
Девочки расступаются, на первом плане оказывается молодой человек по имени Евгений, — В прошлом сентябре мы там занимались. Чем эта площадка хороша, так это тем, что там есть всё оборудование, и оно новое, самое современное. Тебе дают абсолютно все инструменты, необходимые для работы. Материалы тоже дают. Где-то с сентября до октября мы там проработали. Это можно сравнить с хорошей производственной практикой. Было комфортно. Неплохо бы расширить территорию, где этим занимаются. Очень хорошая идея.
Продолжаем разговор уже с глазу на глаз.
Дмитрий Кротюк, студент колледжа декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже:
Вся выставка для меня, как для студента, очень интересна. Здесь кладезь нужных знаний, можно что-то почерпнуть. В двух этих залах работы старых мастеров и современных. Есть что перенять и потом использовать в своих работах.
Если бы выпал шанс показать своё мастерство здесь — был бы очень рад. Страха нет. Я бы экспериментировал, что-то новое добавлял, чтобы получалось современное и интересное. Если бы ребята со студенческих лет могли участвовать на таких мероприятиях, это была бы отличная идея. Пусть отдельным разделом, это не принципиально. Но такая возможность дорогого стоит.
Пенцак Анна, студентка колледжа декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже:
В рамках выставки проходит много лекций. Сегодня мы слушали о закрепке «Вальсирующее сияние», которую очень интересно применять на практике. Полезная информация. Такая закрепка необычно выглядит, красиво переливается.
Было бы любопытно услышать лекции по эмали. Их множество разновидностей и о каждой интересно узнать. В академической программе всю эту информацию, со всеми подробностями, нюансами, уместить просто невозможно. Это годы работы, годы постижения мастерства.
Хотелось бы на таких выставках услышать лекции о гравировке. Советы от состоявшихся мастеров. То же могу сказать и о литье.
Полина Родина, студентка колледжа декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже:
Мне интересна готическая тема. В качестве дипломной работы планирую сделать кулон в этом стиле. Мне нравятся готические соборы, витражи.
На выставке я увидела колоссальное развитие, движение от шедевров прошлого к современным образцам. Всё стало более детализированным. Новые темы. Из мультфильмов даже! Когда видишь всё это — вдохновляешься. Какие-то вещи для дипломной работы в голову приходят, пока смотришь на синергию идеи, мастерства воплощения, материала.
Здесь прекрасная экспозиция мастеров прошлого. Изначально моим ориентиром был Фаберже. Сейчас я ищу для себя современных ювелиров. Где, как ни здесь, их искать?!
После разговора студенты расходятся по выставке. Большая часть остаётся в зале с работами современников. Снова вглядываются, комментируют, подзывают друг друга. Спрашиваем наставника ребят, — Есть ли что добавить?
— Что тут добавишь, — улыбается, — Всё сказано.
Открытие выставки «Ювелирное мастерство. Традиции и современность»
Э. Уткин о выставке «Ювелирное мастерство. Традиции и современность»