25.11.2019
Интересы частного розничного бизнеса и государства почти всегда противоположны, когда речь идет о деньгах. И претензии обоюдны: розничному бизнесу не хватает платежеспособного спроса населения, и это претензия к государству. А государству, понятно, не хватает налогов с бизнеса. Но если претензии бизнеса насчет бедноты граждан сродни голосу вопиющего в пустыне, то запросы государства по налогам — оно же, государство, стремится удовлетворять всегда. Не всегда, правда, у государства это получается. Но чтобы точно получилось, на этот раз обновление правил ведения ювелирной торговли будет сопровождаться технологическими новшествами.
Ювелирную отрасль России, и розничную торговлю ювелирными изделиями в частности, ждет лишь один, самый последний год «привычной жизни». Первое новшество, которое гарантированно состоится – это требование с января 2021 года обязательного наличия лицензии на деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, равно как и лома таких изделий. Если, конечно, торговая точка такую деятельность намерена вести и дальше. Либо до января 2021 года прекратить осуществление скупки. Но эта отсрочка для тех, кто уже осуществлял такую деятельность на 2 августа 2019 года, а новичкам без лицензии на скупку работать в данном виде деятельности без лицензии нельзя уже сегодня. Аналогично, с января 2021 года спросят лицензию и на обработку (переработку) лома и отходов драгоценных металлов.
Стоит напомнить, что обмен старых ювелирных изделий на новые с доплатой — это как раз и есть скупка и переработка. Т.е. теперь эта деятельность лицензируется.
За предоставление лицензирующим органом лицензии, ее переоформление и выдачу дубликата, придется уплачивать государственную пошлину, но удастся ли всем заявителям получить соответствующие лицензии — вопрос, на который ответит время.
Порядок лицензирования деятельности по скупке и обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов еще не готов, он будет установлен постановлением Правительства РФ, в котором будут утверждены два соответствующих Положения о лицензировании. Пока они на стадии согласования с общероссийскими и отраслевыми общественными организациями. И Ассоциация «Гильдия ювелиров России», и профильный комитет «Деловой России» свои замечания по этим документам подготовили.
Федеральный закон №99-ФЗ от 04 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» описывает цели лицензирования так:
«1. Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается».
Чему или кому из вышеперечисленного угрожала скупка и обработка (переработка) ювелирных изделий и их лома, розничному ювелирному бизнесу не рассказали. Но обижаться на регулятор не стоит — задача «совершенствования порядка организации и осуществления государственного контроля (надзора) за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе и в части, касающейся лицензирования отдельных видов деятельности, связанной с их оборотом» была спущена с самого «верха». И еще хорошо, что лицензирование не коснулось ни производства ювелирных изделий, ни ювелирной торговли. Есть повод хотя бы этому порадоваться. И заодно похвалить общественные отраслевые структуры — не зря свой хлеб едят…
Впрочем, в упомянутом законе приведены и задачи лицензирования: «2. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Вводимое в ювелирной сфере лицензирование если и не станет фильтром, то, как минимум, будет чем-то типа назидания ребенку от строгого папы «Веди себя правильно, а то отберу игрушку».
Вторым (не по значимости, а по вероятности) событием для ювелирной розницы уже в новом 2020 году может стать введение маркировки ювелирных изделий. Может и не стать в 2020, но уж в 2021 году – наверняка. Несмотря на однозначное решение о вводе так называемой ГИИС ДМДК (федеральной государственной информационной системы, предназначенная для сбора, хранения, обработки и предоставления информации о происхождении и движении драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, а также для организации специального учета), какая именно система будет использоваться для контроля за оборотом ювелирных изделий — до сих пор окончательно не решено.
Вопрос этот настолько серьезный и значимый для ювелирного сообщества, что описанию текущей ситуации по этому вопросу стоит посвятить еще много внимания. Выбирать ювелирному сообществу особенно не дадут — все решит Правительство РФ. Но вот повлиять на это решение в сторону смягчения предстоящего стресса еще можно.
Пока же замечу, что если выбор будет сделан в пользу ЦРПТ, то ювелирное сообщество испытает настоящий шок. Но об этом будет отдельная статья в ближайшее время.
Далее, признание клейм дружественных производителей из стран Евразийского экономического союза. Не то, чтобы этот вопрос особо сильно касался розницы — это больше головная боль российских производителей. Тем не менее, от розницы зависит, как будут позиционироваться (одинаково или по-разному) изделия российского производства и изделия из братских стран ЕАЭС. Проще, будут ли на прилавках массово появляться изделия из стран дальнего зарубежья с пробирными клеймами братских стран ЕАЭС. И какая при этом для таких изделий будет ценовая политика продавцов. Не исключено некоторое перераспределение рынка и изменение ассортимента в ювелирной торговле.
Наконец, о главном. То, что согласно Налоговому кодексу РФ с 2021 года будет отменен один из специальных налоговых режимов — ЕНВД, вопрос решенный. Но это не только для ювелиров – для всех. Что мало радует, но зато не так обидно. А вот останется ли у ювелиров право на упрощенную систему налогообложения (УСН) — пока вопрос не решенный. По крайней мере, интересанты запуска реализации аффинированного золота гражданам (только физическим лицам), несмотря на промежуточное поражение в Государственной думе (закон был отклонен), от своей идеи не отказались. Но и ФНС не отказалась от условия реализации золота физлицам без НДС при условии отмены УСН для юридических лиц и ИП, занимающихся деятельностью в сфере ДМДК. Какой при этом будет удар по розничному ювелирному бизнесу — ФНС волнует мало. Опять же, мы работаем, стоим на страже интересов ювелиров (имею в виду Ассоциацию «Гильдия ювелиров России», Комитет по ДМДК «Деловой России», «Клуб ювелирной торговли»). Скорее всего, ситуация разрешится уже в 2020 году.
В бочку с дегтем можно добавить и ложку меда: в рамках проекта Правительства России «регуляторная гильотина» начинает действовать рабочая группа «Драгоценные металлы и камни», возглавляемая двумя сопредседателями — Заместителем министра финансов России А. В. Моисеевым и избранным членами рабочей группы Генеральным директором Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Э. Ю. Уткиным. Намерения у рабочей группы самые решительные — убрать из нормативно-правовых актов, регулирующих отрасль ДМДК, всю глупость, несуразность, противоречия и избыточность требований. Это вселяет надежду на продуктивность деятельности рабочей группы, особенно с учетом невероятного права ее сопредседателей блокировать принятие любого нормативного акта, ухудшающего положение бизнеса в сфере ДМДК. Остается пожелать рабочей группе и ее сопредседателю удачи!
Владимир Збойков
Исполнительный директор комитета «Деловой России» по драгоценным металлам и драгоценным камням