06.12.2019
Долгожданное заседание рабочей группы «Драгоценные металлы и камни» состоялось. В более чем солидном формате – участие в мероприятии приняли 26 человек, но, вопреки ожиданиям, представителей бизнеса на заседании присутствовало едва ли не меньше, чем представителей власти. Российская государственная пробирная палата и Гохран России были представлены целыми делегациями, возглавляемыми первыми лицами.
Увы, от членов рабочей группы присутствовало в зале лишь шесть человек (Агуреев Е. Ю, Бриль Д. В., Ожигова С. А., Соковников С. В., Уткин Э. Ю., Юрин А. В.), при этом еще один член рабочей группы принимал участие по видеосвязи (Бырдин И. Ю.), а двое отсутствующих, согласно регламенту, заблаговременно передали свое письменное мнение по обсуждаемым вопросам (Моисеев А. В. и Гумеров Ф. Ф.). Таким образом, по вопросам повестки дня проголосовали 9 из 17 членов, что вызвало сомнения у представителей Аналитического центра Правительства РФ в легитимности заседания, т.к. по регламенту требуется, чтобы присутствовало более половины членов рабочей группы.
Ведущий заседание сопредседатель рабочей группы Уткин Э. Ю. принял компромиссное, удовлетворившее всех решение: коль скоро столько уважаемых людей уже потратили свое время и собрались вместе, необходимо обсудить все вопросы по намеченной повестке и по ним проголосовать. Ну, а уже если в Правительстве РФ сочтут заседание неправомочным из-за отсутствия кворума, то, как минимум, к следующему — тема повестки нынешнего будет уже частично обсуждена. Кроме того, уже будут вынесены на обсуждение новые актуальные вопросы.
В отсутствие других ювелиров, интересы всего ювелирного сообщества на заседании представлял сам сопредседатель! Странно…
Переходим к содержанию заседания. После обсуждения рекомендованного состава экспертного совета его утвердили и дополнили еще 14-ю лицами, из которых 10 человек – представители Минфина России (в их числе – замдиректора профильного департамента Минфина РФ Гончаренко Ю. А., что, безусловно, хорошо).
Далее, обсудили, как будут эксперты функционировать. Предложений было три: не разделяясь на подгруппы, либо разделившись на подгруппы по каждому обсуждаемому на рабочей группе акту (постановлению, приказу и т.д.), либо разделившись на подгруппы по обсуждаемым укрупненным темам (например, добыча драгоценных металлов, производство ювелирных изделий и т.д.). Проголосовали, что разделившись на подгруппы, но — по темам. Список тем сформирует сопредседатель рабочей группы Уткин Э. Ю.
Обсудили текст Положения о рабочей группе ДМДК, куда внесли два важных дополнения:
- если член рабочей группы не может присутствовать на заседании лично, то он имеет право передать свои полномочия либо любому другому члену группы, либо любому эксперту рабочей группы;
- проводить заседание рабочей группы планируется не один, а два раза в месяц, причем в фиксированные даты – каждый 2-ой и 4-ый четверг.
В целом Положение о рабочей группе ДМДК проголосовали, но вопрос о возможности передачи полномочий отсутствующего будут решать в Правительстве РФ.
Самым важным стало утверждение списка отраслевых нормативно-правовых актов, утрачивающих в рамках «гильотины» свою силу. Этот список отраслевых НПА, (утрачивающих силу) будет оформлен отдельным постановлением правительства, так что документ серьезный. Член рабочей группы Саковников С. В. имел желание внести дополнительные нормативно-правовые акты в перечень, но, как оказалось, эксперты Ассоциации все, что можно было добавить в перечень, предложенный Минфином, уже добавили. За список проголосовали.
Дальше произошло неожиданное. Дошли до обсуждения проекта Минфина «Целевая структура нормативно-правового регулирования…», который касается федерального государственного пробирного надзора, а также государственного контроля при ввозе-вывозе ДМДК в/из ЕАЭС. Данный проект подготавливался в рамках «дорожной карты регуляторной гильотины». И тут стал вопрос: стоит ли «ломать копья» вокруг этих документов?
Учитывая серьезные намерения Правительства РФ по «регуляторной гильотине», можно рассчитывать, что «Целевая структура регулирования» — это однозначный указатель того, на каких принципах будет осуществляться дальнейшее регулирование в отрасли, какие цели и задачи будет преследовать таким регулированием государство. Т.е. можно было предположить, что «Целевая структура…» — это и есть основополагающий для отраслевого регулирования документ.
Однако, представитель Аналитического центра Правительства РФ Апыхтин А.А. назвал эти два бурно обсуждаемых ранее документа Минфина «документами неясного правового статуса». Т.е. фактически — без каких-либо обязательств следовать им в рамках «гильотины». Что бы это значило?
Все решения на заседаниях рабочей группы принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов. Если ювелиры нуждаются в принятии важных решений в интересах своего бизнеса, то вряд ли стоит заседания пропускать. Иначе не то, что революции — и эволюции регулирования не будет…
Владимир Збойков
Исполнительный директор комитета «Деловой России» по драгоценным металлам и драгоценным камням
Колесо запретов: как не превратить «регуляторную гильотину» в профанацию
Средства у нас есть… у нас ума не хватает!
Экспертная группа по нормативно-правовому регулированию в сфере оборота ДМДК