03.12.2019

Три этапа прохождения «гильотины»

2 декабря 2019 г. заместитель председателя Правительства Российской Федерации — руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации К. А. Чуйченко провёл совещание, на котором обсуждался порядок работы по дальнейшей реализации механизма «регуляторной гильотины».

На мероприятие были приглашены сопредседатели всех рабочих групп (по отраслям), созданных при Правительстве РФ для практической работы над пакетами нормативно-правовых документов. Участие в совещании принял сопредседатель рабочей группы «Драгоценные металлы и камни», генеральный директор Ассоциации Э. Ю. Уткин.

Встреча продлилась более двух часов. В роли модератора выступил заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Ю. С. Любимов, который во вступительном слове отметил важность работы по реализации механизма «регуляторной гильотины». Особенно он подчеркнул роль представителей бизнеса в этом процессе.

Также Ю. С. Любимов дал разъяснения о порядке работы групп, формах взаимодействия с Федеральными органами исполнительной власти, о методах устранения противоречий в ходе совместной работы.

Затем слово взял К. А. Чуйченко. Он акцентировал внимание присутствующих на том, что задачей «регуляторной гильотины» является не полная отмена всех обязательных требований к участникам рынка, а систематизация норм, их модернизация и актуализация для создания эффективной для государства и необременительной для бизнеса системы контроля и надзора.

Базовым фундаментом в системе контрольно-надзорной деятельности будут два новых закона «О контрольно-надзорной деятельности» и «Об обязательных требованиях», а также модернизированный «Кодекс об административных правонарушениях».

Далее министр экономического развития РФ М. С. Орешкин выступил с докладом «О мерах по подготовке к вступлению в силу и дальнейшей реализации проектов ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и «Об обязательных требованиях».

О работе, проводимой Министерством юстиции РФ по подготовке постановлений Правительства, предусматривающих признание утратившими силу или недействующими на территории РФ отдельных правовых актов РСФСР и СССР, рассказал министр юстиции РФ А. В. Коновалов.

Завершающей темой собрания стало участие деловых объединений предпринимателей в реализации механизма «регуляторной гильотины». С докладами выступили президент Российского союза промышленников и предпринимателей А. Н. Шохин и президент общественного объединения «Опора России» А. С. Калинин.

По итогам встречи можно отметить, что основные позиции Правительства РФ в отношении работы над «регуляторной гильотиной» сводятся к следующему:

Намечены три этапа прохождения «гильотины»:

1 этап

В течение первого года будут рассматриваться отраслевые нормативно-правовые акты на предмет возможности либо их полной ликвидации, либо ликвидации с переносом некоторых норм в законы.

2 этап

В течение второго года будут рассматриваться и разрабатываться те самые законы, в которые подлежащие сохранению обязательные требования должны быть включены.

3 этап

В течение третьего года пройдёт ревизия функционала отраслевых регуляторов и структур, осуществляющих контрольно-надзорные функции.

Таким образом, «регуляторная гильотина» приобретает масштаб глобальной перестройки структуры регулирования практически всех отраслей.

Очевидно, что государство не отстранится от вопросов регулирования экономики, в том числе на уровне контроля за соблюдением обязательных требований. Тем не менее, стоит задача реально свести все требования к необходимому минимуму, а заодно — сэкономить средства государства на обслуживание контрольно-надзорной деятельности, повысив при этом ее эффективность. Многие эксперты сходятся во мнении, что для государства эта задача приоритетнее, чем освобождение предпринимателей от контрольно-надзорного гнета.

К примеру, реформировать ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» вряд ли имеет смысл — слишком значительные (в том числе структурные) преобразования он должен претерпеть. А значит, этот закон придется, скорее всего, переписать «с нуля».

Но превращать его в увесистый том сводов требований по всем «подотраслям» нерационально. Закон должен содержать только фундаментальные и, по возможности, «вечные» нормы, отражающие лишь ключевые ценности в сфере регулирования. Но чтобы вновь не начали плодиться бесчисленные подзаконные и нередко противоречивые подзаконные акты, есть необходимость создания единого подзаконного документа, абсолютно исчерпывающего все требования регулятора к деятельности в данном секторе экономики (некий свод правил сферы ДМДК).

Такие единые для всех случаев жизни правила деятельности в сфере ДМДК, являясь подзаконным актом, могут утверждаться, а затем, при необходимости, корректироваться путем издания постановлений Правительства РФ. С одной стороны, это обеспечит требуемую гибкость отраслевого законодательства (процедура внесения изменений в нормативные акты через постановления правительства намного проще и быстрее, чем в законы), с другой — даст любому участнику рынка возможность с минимальными затратами времени осознать весь исчерпывающий набор требований, предъявляемых регулятором к каждому виду деятельности в сфере ДМДК.

Видимо, начинать разработку как нового закона, так и подзаконного свода правил деятельности в сфере ДМДК, придется по ходу анализа ныне действующих отраслевых подзаконных актов. Т.е. в течение уже первого года деятельности «рабочей группы», чтобы выйти ко второму этапу с уже подготовленными проектами. Ведь понятно, что для обсуждения и согласования таких объемных документов один год — это все равно, что один миг, пролетающий незаметно.

Постановление «О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и нормативных документов Министерства финансов РФ, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного пробирного надзора и государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, а также государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов».

На разработку нового ФЗ о ДМДК отведен 1 месяц: на что окажется способен коллективный разум бизнес-сообщества?

Колесо запретов: как не превратить «регуляторную гильотину» в профанацию

Ответ запорожским казакам

Средства у нас есть… у нас ума не хватает!

Не революция, но эволюция: заседание рабочей группы ДМДК

Экспертная группа по нормативно-правовому регулированию в сфере оборота ДМДК