06.01.2020
В период осенней сессии 2019 года Государственной Думой было принято 206 федеральных законов.
ТПП России сопровождала более 140 законопроектов, инициировала внесение 10 пакетов поправок, разработала 6 «собственных» законопроектов. Представители Палаты активно участвовали в работе экспертных советов, профильных комитетов Государственной Думы.
Результаты данной работы отражены в настоящем отчете (справке).
I. Принятые Государственной Думой Федеральные законы
1. 19 сентября принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (№ 322-ФЗ от 29.09.2019 г.).
Закон распространил действие нулевой ставки НДС на транзитные перевозки порожних контейнеров и вагонов в целях гармонизации налогового законодательства государств – членов Евразийского экономического союза. Принятие Закона позволит, как минимум на треть, увеличить грузопоток из Китая в Европу и обратно.
Соответствующий законопроект был разработан ТПП РФ.
2. 19 сентября принят Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (№ 325-ФЗ от 29.09.2019 г.).
Законом в НК РФ введено единого технологического процесса, скорректировать положения по зачету и возврату излишне уплаченных налогов за прошлые периоды, определен порядок проведения взаимосогласительной процедуры в рамках международного обмена информацией и пр.
ТПП РФ направляла заключение и поправки ко второму чтению законопроекта, которые частично учтены в итоговой редакции Закона.
В законе учтена инициатива ТПП РФ, которая ранее прорабатывалась в качестве отдельного законопроекта. В частности, упрощен порядок подтверждения экспортного НДС в отношении товаров, отправляемых российскими производителями через экспресс-перевозчиков. Соответствующая декларация для этих целей будет направляться по электронным каналам связи от ФТС России в налоговые органы и грузоотправитель сможет воспользоваться льготным нулевым экспортным НДС.
3. 21 ноября принят Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (№ 380-ФЗ от 02.12.2019 г.).
Палата подготовила и направила в профильный Комитет ГД по бюджету и налогам заключение к первому чтению, в частности, было предложено увеличить капитализацию Фонда развития промышленности, приняла участие в экспертном обсуждении на площадках Совета Федерации, Общественной палаты Российской Федерации.
В сводное заключение по федеральному бюджету Комитета Госдумы по бюджету и налогам включены замечания ТПП РФ (о необходимости доступности кредитных ресурсов, о финансировании МСП, промышленности, о фискальной децентрализации доходов бюджетов всех уровней).
Поправками Палаты было предложено предусмотреть в проекте бюджета финансирование по статье расходов «Субсидии производителям сельскохозяйственной техники» ежегодно в размере 16,5 млрд рублей в 2020-2022 годах (в бюджет заложены средства в размере лишь 7 млрд рублей на субсидии производителям сельскохозяйственной техники в 2020 году, по 2 млрд рублей в 2021 и 2022 годах, что, по мнению ТПП РФ и бизнеса, недостаточно для развития отрасли).
4. 3 декабря приняты Федеральные законы «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» (№ 430-ФЗ от 16.12.2019 г.) и «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (№ 436-ФЗ от 16.12.2019 г.).
Законы устанавливают с 2020 года обязанность работодателя представлять в информационную систему Пенсионного фонда РФ сведения о трудовой деятельности работников в электронном виде. С 1 января 2021 года ведение трудовых книжек на бумажном носителе будет осуществляться только для работников, подавших до конца 2020 года об этом письменное заявление. Для остальных работников и лиц, впервые поступающих на работу, ведение сведений о трудовой деятельности будет осуществляться в электронном виде.
Палата сопровождала разработку законопроектов, в которых учтены предложения ТПП РФ о возможности выбора работником ведения трудовой книжки на бумажном носителе, об исключении представления работодателем в электронном виде данных о наградах и поощрениях и др. Законы приняты в редакции, согласованной сторонами социального партнерства.
5. 5 декабря принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» (№ 428-ФЗ от 15.12.2019 г.)
Закон направлен на расширение территории проведения эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». В частности, с 1 января 2020 года в перечень регионов - участников эксперимента субъекты Российской Федерации планируется расширить на: город Санкт-Петербург, Воронежскую, Волгоградскую, Ленинградскую, Нижегородскую, Новосибирскую, Омскую, Ростовскую, Самарскую, Сахалинскую, Свердловскую, Тюменскую, Челябинскую области, Красноярский и Пермский края, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, а также Республику Башкортостан.
Промежуточные итоги проходящего эксперимента в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан показали, что на 1 октября 2019 года было зарегистрировано более 260 тысяч самозанятых, из них около 50 процентов ранее не декларировали свои доходы, работая полностью в теневом секторе. Суммарный доход, полученный от реализации деятельности налогоплательщиками НПД, на сегодняшний день составляет около 30 млрд. рублей.
6. 12 декабря принят Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (№ 638854-7).
Закон в редакции первого чтения не поддержан ТПП РФ, т.к. предусматривал увеличение размеров штрафных санкций в 20-50 раз за нарушения в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, составы административных правонарушений не были дифференцированы по степени их общественной опасности.
Палатой направлено заключение к первому чтению законопроекта, обращение к Председателю Государственной Думы В.В. Володину. Палатой предложена новая редакция законопроекта ко 2 чтению, предусматривающая дифференциацию составов правонарушений и снижение на порядок размеров штрафных санкций, которая согласована Минфином России и принята Государственной Думой.
Закон направлен в Совет Федерации.
7. 17 декабря принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (№ 769142-7).
Закон устанавливает дополнительный механизма контроля за передачей отчетов в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда организацией, проводящей специальную оценку условий труда.
Палата направила заключение к первому чтению законопроекта и инициировала внесение поправок ко второму чтению. Принята поправка, исключающая передачу в ФГИС СОУТ на этапе заключения договора о проведении СОУТ сведений о работниках (сведения об индивидуальном номере рабочего места; численность работников, занятых на данном рабочем месте, СНИЛС работников), которые могут измениться на момент проведения СОУТ.
Закон направлен в Совет Федерации.
8. 18 декабря принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 568200-7).
Закон подготовлен по предложениям бизнеса и предоставляет плательщикам возможность в целях минимизации случаев переплаты выбрать один из трех способов расчета поквартальных авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Проект дополнен поправками Правительства РФ об использовании твердых коммунальных отходов (при сжигании) в качестве возобновляемого источника энергии и направлении средств экологического сбора на строительство таких объектов.
Палата направила заключение к первому чтению и инициировала внесение поправок ко второму чтению законопроекта. В законе, в частности, учтена поправка, уточняющая период, за который исчисляется размер квартального авансового платежа.
Закон направлен в Совет Федерации.
9. 18 декабря принят Федеральный закон «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации».
Законом устанавливаются правовые основы производства винодельческой продукции, а также условия и порядок осуществления государственной поддержки в данной области.
Палатой на основании предложений предприятий отрасли и НИИ виноградарства и виноделия «Магарач» подготовлены поправки, предусматривающие: уточнение понятийного аппарата, расширение мер поддержки виноградарских и винодельческих хозяйств и др., которые отклонены. Закон принят в редакции первого чтения с техническими поправками.
Закон направлен в Совет Федерации.
10. 18 декабря принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 25.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и статью 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Законом самозанятые граждане, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», приравниваются к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), что дает им возможность участвовать в закупках на тех же условиях, как и субъекты МСП.
Закон направлен в Совет Федерации.
II. Законопроекты, которые не были окончательно приняты Государственной Думой
(рассмотрение перенесено на весеннюю сессию 2020 года)
1. Проект федерального закона № 850621-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Законопроект предусматривает комплексное правовое регулирование государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусматривает механизм переноса деятельности контрольно-надзорных органов с «карательного» на превентивный подход, а также предусматривает широкий набор профилактических мероприятий, реализация которых отнесена к обязанностям контрольно-надзорных органов, и систему оценки результативности и эффективности деятельности контрольно-надзорных органов.
ТПП РФ направила в Государственную Думу заключение, в котором отмечено, что законопроект нуждается в дополнительной редакции с учетом мнения предпринимательского сообщества.
Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на весеннюю сессию 2020 года.
Законопроект поддерживается ТПП РФ.
2. Проект федерального закона № 851072-7 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Законопроект содержит основные принципы и условия установления обязательных требований, полномочия органов государственной власти по установлению обязательных требований, порядок разработки и вступления в силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования и т.д. Подлежат отмене обязательные требования, вступившие в силу до 1 января 2021 года (в том числе, все обязательные требования СССР), за исключением обязательных требований, установленных федеральными законами.
ТПП РФ направила в Государственную Думу заключение, в котором отмечено, что законопроект нуждается в дополнительной редакции с учетом мнения предпринимательского сообщества.
Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на весеннюю сессию 2020 года.
Законопроект поддерживается ТПП РФ.
3. Проекты федеральных законов № 828237-7 «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности
в Российской Федерации», № 828243-7 «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите
и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации».
Законопроекты призваны сформировать новые правовые основы законодательства РФ об инвестиционной деятельности и ее развитии в целях поддержки вложения инвестиций частными инвесторами.
Палата на разных стадиях разработки законопроектов активно участвовала в их обсуждении. Направлялись предложения и замечания Палаты в ГПУ Президента РФ, Минфин России и Госдуму. Представители Палаты принимали участие в Парламентских слушаниях и в рабочих группах по законопроектам. Часть замечаний Палаты была учтена на «нулевом чтении» законопроектов.
Палатой подготовлены и направлены поправки в ответственный Комитет Госдумы, которыми, в частности, предлагается не распространять новый инвестзакон на инвесторов особых экономических зон (сейчас инвесторы ОЭЗ имеют более стабильные гарантии), увеличить срок вступления в силу нормативных правовых актов, отягчающих условия ведения инвестиционной деятельности, c 3 до 6 лет, закрепить принцип отсутствия ретроспективности по таким актам, предусмотреть господдержку сферы машиностроения, понизить в 5 раз ценовой порог для участия инвестора в инвестпроекте; исключить положение о минимальных расходах инвестора (100 млн. руб.) для возникновения у него права на возмещение реального ущерба, предусмотреть право инвестора взыскивать упущенную выгоду с виновного публично-правового образования, устранить различные юридико-технические ошибки по тексту законопроектов.
Рассмотрение законопроектов во втором чтении перенесено на весеннюю сессию 2020 года.
Законопроекты поддерживаются ТПП РФ.
4. Проект федерального закона № 848246-7 «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
Законопроектом предлагается диспозицию статьи 178 УК РФ привести в соответствие с определением картеля, указанным в Законе о защите конкуренции, исключив из действующей редакции признак «ограничение конкуренции». Деяния, предусмотренные частью 1 статьи 178 УК РФ, предлагается перевести в категорию преступлений средней тяжести, а также установить повышенную уголовную ответственность за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения для физических лиц, занимающих ключевые управленческие посты в организации или владеющих ею.
В профильный комитет Госдумы Палатой направлено заключение на законопроект, в котором отмечается, что предлагаемый подход может повлечь привлечение к уголовной ответственности лица за невиновное причинение вреда, изменение категории преступления, предусмотренного частью 1 статьи 178 УК РФ, предоставит избыточные полномочия правоохранительным органам по ограничению конституционных прав граждан, а действующая редакция статьи 178 УК РФ может быть применена к любому лицу, виновному в участии в картеле.
Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на весеннюю сессию 2020 года.
Законопроект ТПП РФ не поддерживается.
5. Проект федерального закона № 848369-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Законопроектом предлагается КоАП РФ дополнить статьей 19.4.3, в которой установить санкцию за воспрепятствование проведению проверок должностных лиц федерального антимонопольного органа для юридических лиц в размере зависящем от суммы выручки - от одной тысячной до одной сотой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров, но не менее пятидесяти тысяч рублей.
ТПП направлено заключение в профильный Комитет Госдумы, в котором отмечается, что законопроект противоречит одобренной Правительством РФ в апреле 2019 года Концепции реформирования законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях в части исключения фактов необоснованной корректировки норм Особенной части КоАП, направленных на произвольное увеличение числа новых и дробление первоначальных составов административных правонарушений, а предлагаемая ответственность в виде «оборотных» штрафов для юридических лиц не соответствует характеру правонарушения и может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической деятельности.
Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на весеннюю сессию 2020 года.
Законопроект ТПП РФ не поддерживается.
6. Проект федерального закона № 848392-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий».
Нормы законопроекта предоставляют ФАС России полномочия осуществлять выемку (изъятие) документов и предметов и получать объяснения у должностных лиц компаний, в отношении которых осуществляются мероприятия по антимонопольному контролю. Органы, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия (ОРД), наделяются обязанностью передавать в антимонопольный орган информацию, полученную при проведении ОРД.
В Законе о защите конкуренции предлагается закрепить право антимонопольного органа на получение персональных данных и данных об абонентах услуг связи, а также увеличить с 3 до 4 лет сроки давности рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Палатой в Госдуму направлено заключение на законопроект. По мнению Палаты, беспрепятственное получение ФАС России персональных данных и сведений об услугах связи выходят за рамки компетенции антимонопольных органов. Полномочия ФАС по принудительному изъятию предметов и документов являются чрезмерными и могут блокировать деятельность предприятия. Передача в антимонопольные органы результатов оперативно-розыскной деятельности может привести к нарушениям прав лиц, в отношении которых будут проводиться антимонопольные разбирательства, а также к необоснованному вмешательству в частную жизнь граждан.
Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на весеннюю сессию 2020 года.
Законопроект ТПП РФ не поддерживается.
7. Проект федерального закона № 575535-7 «О внесении изменений в статью 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Соавтором выступает депутат Т.О. Алексеева.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 4.1.1.КоАП, предусмотрев для некоммерческих организаций альтернативный вид административного наказания – предупреждение.
Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на весеннюю сессию 2020 года.
Законопроект поддерживается ТПП РФ.
8. Проект федерального закона № 857605-7 «О внесении изменений в статью 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
Законопроектом предлагается статью 49 УПК РФ «Защитник» дополнить частью 2.1, в соответствии с которой ТПП РФ и (или) торгово-промышленные палаты субъектов Российской Федерации наделяются правом выступать в качестве защитника наряду с адвокатом по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности.
Такое решение будет приниматься по ходатайству подозреваемого или обвиняемого в соответствии с определением или постановлением суда, а также по постановлению следователя или руководителя следственного органа.
При этом, представители торгово-промышленных палат, о которых ходатайствует подозреваемый или обвиняемый, должны представлять в суд или в орган предварительного следствия официальное решение правления (президиума) торгово-промышленной палаты Российской Федерации или торгово-промышленной палаты субъекта Российской Федерации о поручении осуществлять защиту соответствующего подозреваемого или обвиняемого.
Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на весеннюю сессию 2020 года.
Позиция ТПП РФ по законопроекту вырабатывается.
9. Проект федерального закона № 842633-7 «О внесении изменения в статью 1360 Гражданского кодекса Российской Федерации».
Законопроектом предлагается новая редакция статьи 1360 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающая, что в случае крайней необходимости, связанной с обеспечение обороны и безопасности, включая охрану жизни и здоровья граждан правительство Российской Федерации имеет право принять решение об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок и с выплатой ему соразмерной компенсации
Кроме того, предлагается установить, что методика определения размера компенсации и порядок ее выплаты утверждаются Правительством Российской Федерации.
Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на весеннюю сессию 2020 года.
Законопроект поддерживается ТПП РФ при учете замечаний.
10. Проект федерального закона № 774338-7 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации».
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 1375, 1376, 1377 и 1492 Гражданского кодекса Российской Федерации в части, касающейся предоставления заявителю возможности прилагать к материалам заявки трехмерные модели заявляемых объектов интеллектуальной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и товарных знаков) в электронной форме.
Также законопроектом предлагается выдавать охранные документы, за исключением патента на секретное изобретение, в электронной форме.
Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на весеннюю сессию 2020 года.
Законопроект поддерживается ТПП РФ при учете замечаний.
11. Проект федерального закона № 518816-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора» (соавтор депутат А.Б. Выборный).
Законопроект предусматривает:
- обязательное участие органов государственного пожарного надзора в проведении государственной экспертизы проектной документации и выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям пожарной безопасности;
- рассмотрение и согласование в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительной и проектно-сметной документации на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов.
Палатой направлены в Государственную Думу поправки ко второму чтению, которыми, в частности, уточняется понятие общественного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности.
Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на весеннюю сессию 2020 года.
Законопроект поддерживается ТПП РФ.
12. Проект федерального закона № 381390-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования регулирования оценочной деятельности) (соавторы депутаты А.Г. Кобилев, Д.С.Скриванов).
Законопроект разработан в целях совершенствования процедуры получения профессионального образования и сдачи квалификационного экзамена для приобретения статуса оценщика.
Палатой подготовлена поправка к законопроекту, которой предлагается изменить требования статьи 21.2 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» по стажу работы, связанной с осуществлением оценочной деятельности, для получения квалификационного аттестата с 3 лет до 6 месяцев.
Принятие поправки необходимо, чтобы избежать возможной нехватки квалифицированных специалистов в сфере оценочной деятельности, а также с целью нормализации ситуации с проведением квалификационного экзамена оценщиков, защиты прав и законных интересов оценщиков и лиц, претендующих на получение статуса оценщика. Поправка подготовлена на основе предложения Президента ТПП Владимирской области И.В. Аксенова.
Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на весеннюю сессию 2020 года.
Законопроект поддерживается ТПП РФ.
13. Проект федерального закона № 586986-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности».
Проектом предусматривается введение регулирования деятельности лизинговых компаний, определенных в категорию специальных субъектов лизинговой деятельности, связанных с государством и получающих государственную поддержку или претендующих на нее.
Такие лизинговые компании предлагается отнести к некредитным финансовым организациям, регистрировать их путем внесения сведений в реестр субъектов лизинговой деятельности Банка России.
Для лизинговых компаний, сведения о которых внесены в реестр субъектов лизинговой деятельности, предлагается ввести саморегулирование на лизинговом рынке.
Направлялись заключение и замечания Палаты в ГПУ Президента РФ, Аппарат Правительства РФ и в Государственную Думу. Палатой подготовлены и направлены поправки в профильный Комитет ГД, которыми, в частности, предлагается:
- требования к специальным субъектам лизинговой деятельности будут применяться в объеме и на условиях, предусмотренных данным Законом и соответствующими нормативными правовыми актами РФ в части, не противоречащей Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года;
- исключается из законопроекта норма, в соответствии с которой специальные субъекты лизинговой деятельности будут отнесены к некредитным финансовым организациям;
- исключается применение к специальным субъектам лизинговой деятельности единого плана счетов для некредитных финансовых организаций.
Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на весеннюю сессию 2020 года.
Законопроект в целом поддерживается ТПП РФ.
14. Проект федерального закона № 736455-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (о юридически значимых сообщениях сторон трудового договора).
Законопроект предлагает сторонам трудового договора направлять через электронную почту или Интернет юридически значимые сообщения, во всех случаях, когда трудовое законодательство требует соблюдения письменной формы документа или ознакомления работника с сообщением под роспись, даже без использования электронной цифровой подписи.
Предлагаемый законопроектом способ обмена информацией не позволяет достоверно идентифицировать отправителя/получателя сообщений и подлинность передаваемой информации, что повлечет рост трудовых споров и нагрузки (ведение кадрового документооборота одновременно в бумажном и электронном виде) на кадровую и инженерно-техническую службы работодателя.
Палатой направлено заключение к первому чтению законопроекта, в котором концепция законопроекта не поддержана, т.к. ее невозможно реализовать. Доводы ТПП РФ воспроизведены в заключении ответственного Комитета Государственной Думы и официальном отзыве Правительства Российской Федерации. Авторам предложено изменить текст законопроекта до его рассмотрения в первом чтении.
Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на весеннюю сессию 2020 года.
Законопроект ТПП РФ не поддерживается.
15. Проект федерального закона № 649460-7 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления мер ответственности за нарушение требований по оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля и по предоставлению в государственные органы информации, полученной с использованием таких систем».
Палатой направлено заключение на законопроект, в котором указано, что установление административной ответственности хозяйствующих субъектов за не оснащение стационарных источников автоматическими средствами измерения за несколько лет до наступления соответствующей обязанности является преждевременным; не ясны объективная сторона и субъекты проектируемых составов административных правонарушений, предусматривающих ответственность за непредставление/представление недостоверной информации, т.к. информация передается автоматически без участия хозяйствующих субъектов.
Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на весеннюю сессию 2020 года.
Законопроект ТПП РФ в представленной редакции не поддерживается.
16. Проект федерального закона № 814739-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственной кадастровой оценки».
Палатой направлено заключение на законопроект, в котором предлагается сохранить существующую в настоящее время возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости непосредственно в суде (а не в бюджетном учреждении) на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на весеннюю сессию 2020 года.
Законопроект ТПП РФ в представленной редакции не поддерживается.
III. Законопроекты, разработанные ТПП России
1. Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части включения торгово-промышленных палат в перечень организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».
Законопроектом предлагается включить торгово-промышленные палаты в перечень организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса.
Законопроект доработан Минэкономразвития России, согласован с заинтересованными ведомствами и подготовлен для внесения в Правительство России.
2. Проект федерального закона № 641050-7 «О внесении изменений в статью 7.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
7 февраля 2019 года законопроект внесен в Государственную Думу депутатами А.В. Балыбердиным, Д.В. Сазоновым, М.А. Ивановым, Л.И.Ковпаком, Д.П. Москвиным, В.В. Бахметьевым, Л.И. Черкесовым, В.В.Бузиловым, А.Г. Кобилевым, Ю.Г. Волковым, С.В. Чижовым, М.Г.Кудрявцевым, А.А. Кувычко, Г.И. Данчиковой, М.П. Беспаловой, А.А.Гетта.
Законопроект направлен на исключение обязанности юридического лица и индивидуального предпринимателя направлять сведения о лицензиях в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Принятие законопроекта позволить существенно снизить административную и финансовую нагрузку на бизнес, а также обеспечить достоверность сведений о деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, содержащихся в государственных реестрах.
13 декабря 2019 года законопроект принят Государственной Думой в первом чтении.
Рассмотрение законопроекта во втором чтении включено в повестку весенней сессии 2020 года.
3. Проект федерального закона № 691042-7 «О внесении изменений
в статью 34 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта
и городского наземного электрического транспорта» и статью 3 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Законопроект направлен на закрепление права автоперевозчиков и экспедиторов страховать свою ответственность за нарушение договора перевозки и договора транспортной экспедиции в рамках статьи 932 ГК РФ.
Принятие законопроекта значительно расширит перечень рисков, которые могут быть покрыты договором страхования ответственности автоперевозчиков и экспедиторов (ответственность за просрочку доставки груза, ответственность за неподачу транспортного средства и т.п.).
7 ноября 2019 года законопроект принят Госдумой в первом чтении (решение принято депутатами единогласно, за принятие законопроекта проголосовало 383 депутата).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении включено в повестку весенней сессии 2020 года.
4. Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Законопроект уточняет субъектный состав хозяйствующих субъектов, которые могут быть привлечены к административной ответственности за действия арендатора, нарушающие нормы трудового и миграционного законодательства. Из указанного субъектного состава предлагается исключить арендодателей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), которые не имеют возможности осуществлять контроль за привлечением арендатором иностранных и лиц без гражданства к трудовой деятельности.
На законопроект получен положительный отзыв МВД России, а также Экспертно-консультативного совета по взаимодействию с бизнес-сообществом и совершенствованию законодательства в сфере предпринимательства и цифровой экономики Государственной Думы.
5. Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 216 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (в части либерализации срока, в течение которого гражданину, признанному несостоятельным, запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность)».
Законопроект направлен на улучшение предпринимательского климата на территории Российской Федерации за счет либерализации срока, в течение которого гражданину, признанному банкротом, запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, а также занимать должности в органах управления юридического лица или иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.
Законопроект получил концептуальную поддержку в Минэкономразвитии России и Минфине России.
6. Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Законопроект предусматривает установление закрытого перечня способов осуществления конкурентных закупок, проводимых в рамках Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ. Законопроект направлен на повышение прозрачности закупок и конкуренции среди поставщиков.
Законопроект направлен в Государственную Думу в рамках деятельности рабочей группы по проведению анализа и совершенствованию процедур закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На законопроект получен положительный отзыв Минфина России.
7. Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроектом предлагается установить в законе об ООО порядок передачи и принятия документов общества при прекращении полномочий его руководителя. При этом законопроектом предоставляется право устанавливать в уставе общества иной (отличный) порядок передачи документов, а также возможность привлекать нотариуса для фиксации факта передачи документов.
Законопроект призван обеспечить повышение корпоративной дисциплины контролирующих общество лиц, предупреждение их недобросовестного поведения по отношению друг к другу и уменьшения риска утраты документов обществом.
Законопроект направлен на отзыв в Минэкономразвития России.
8. Проект федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации».
Законопроект направлен на получение юридическими лицами в аренду без торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства объектов информационной инфраструктуры в целях реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203.
Предоставление возможности заключения до конца срок реализации Стратегии (до 31 декабря 2030) с юридическими лицами указанных договоров аренды земельных участков позволит повысить инвестиционную привлекательность создания в короткий срок на различной территории объектов информационной инфраструктуры, удовлетворить информационные потребности регионов (муниципальных образований)
и временно снизить административный барьер в целях развития цифровой экономики в РФ.
9. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект направлен на расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к приобретению имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности, за счет включения в перечень потенциальных покупателей субарендаторов, а также установления возможности разделения арендуемого недвижимого имущества на отдельные части с целью последующей их реализации.
Законопроект направлен в Минэкономразвития России для получения отзывов.
Департамент законотворческой деятельности
Проект ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»