27.10.2020

ГИИС ДМДК внедрят за счёт бизнеса: так ли это?

Внедрение в отрасли ГИИС ДМДК приближается с неумолимостью тайфуна «Анджела». Три года назад, когда только начались разговоры о маркировке ювелирных изделий, казалось, что это где-то далеко и пока только в теории. Но завтра это станет реальностью, которая кардинально изменит условия ведения ювелирного бизнеса в России. Когда пишутся эти строки, возможность что-то подправить ещё есть, а к тому, что подправить нельзя, можно подготовиться.    

Зачем и кому?

Три главных вопроса, которые участники рынка задают себе и друг другу, выглядят так:

  • Зачем и кому это нужно?
  • Как это будет работать?
  • Сколько будет стоить?

На первый вопрос ответ короткий: правительству, которое планомерно внедряет систему тотального контроля за всеми товарными потоками. Цель: ликвидировать теневой оборот в экономике и обеспечить стопроцентный сбор налогов.

На второй вопрос односложного ответа нет. Порядок функционирования ГИИС ДМДК должен быть утверждён постановлением Правительства РФ, но новый вариант проекта ещё не опубликован. И, как мы понимаем, его содержание ещё обсуждается разработчиком.

Здесь остановимся подробнее, поскольку существует ряд организационных вопросов, технологических проблем и неустранённых рисков, кторые требуют урегулирования.

1)      Нет окончательного, устраивающего участников рынка, решения по срокам и по порядку маркировки товарных остатков. Предполагается, что такая маркировка должна быть завершена к началу 2023 года. Но за два года сделать её в полном объёме и безболезненно для участников рынка едва ли возможно.

Пропускная способность инспекций 65-80 млн. штук изделий в год. Ежегодный выпуск новой продукции из золота 30 млн. штук, импортируется из серебра 15 млн. штук, а старые товарные остатки составляют 120 млн. штук. Нужно как минимум три года для переходного периода, иначе не избежать очередей. Т.е. дополнительно к новой продукций в течение года можно промаркировать ещё 40 млн. штук из старых товарных остатков.

2)      В любом случае маркировка — это новая дополниельная нагрузка на Федеральную пробирную палату (далее ФПП), которая вводится без увеличения штатной численности сотрудников. Сроки клеймения вырастут. Насколько — неясно.

3)      Внедрение маркировки ювелирных изделий предполагает нанесение штрихкода лазером на металл и возможность его сканирования при помощи оптического считывателя штрихкодов с металлических поверхностей. Сегодня на рынке нет оптических считывателей требуемого качества, да ещё и доступных по цене. Как организовать производственный процесс при отсутсвии возможности идентификации изделия — ещё один серьёзный вопрос. Информация на бирке должна совпадать с информацией, зашифрованной в метке. Информацию на бирку наносит производитель, он же наносит на бирку Data Matrix или QR-код. Таким образом без оптического считывателя производителю никак не обойтись.

4)      Проведённый ювелирами Санкт-Птербурга эксперимент подтвердил наши опасения. На 15 % легковесного ассортимента негде ставить метку. Ещё 15 % поставленных меток считываются некорректно из-за особенностей поверхности легковесных изделий. Что делать? Менять дизайин и технологии? До 20 % меток повреждаются в ходе финишных технологических операций (тоже не считываются корректно). Внешний вид метки — матовое пятно на глянцевой поверхности. Потребитель с большой вероятностью посчитает это браком. Нанесение гальванических покрытий также затрудняет считывание метки. Вывод: это технологическое решение приемлемо только для готовой продукции, а не полуфабрикатов в виде которых изделия поступают в ФПП. Сюда можно добавить проблему считывания в магазине. Продавцу будет сложно найти метку на изделии, если магазины обяжут проводить считывание.

5)      Не решён вопрос с уникальными идентификационными номерами на серьгах. Для ФПП серьги — это два изделия, соответсвенно — два разных УИНа. А в производстве и торговле — это одно изделие: пара серёг. И УИН должен быть один. Видимо их нужно будет объединять или придумывать УИНы на полупары.

6)      Лигатурный сплав золота как правило содержит серебро или палладий. Проба подтверждает процентное содержание основного металла. На основании чего выводить из оборота дополнительные драгоценные металлы — неясно. Чем подтверждать их количество?

7)      Система так и не ликвидирует «лагуны» для теневого оборота:

  • реализацию изделий через церковные лавки;
  • производство изделий из монет;
  • использование при изготовлении драгоценных камней под видом недрагоценных;
  • нанесение заведомо нечитаемых меток (метка есть, но она не считывается);
  • реализацию изделий физическими лицами через интернет.

8)      Неизвестно насколько надёжными будут программное обеспечение и серверное оборудование. Технические сбои в системе влекут за собой риск паралича всей системы (т.е. всей товаропроводящей цепочки). Яркий пример сегодняшнего дня — сбой в системе Мониторинга движения лекарственных препаратов в аптечных сетях. Все помнят сбои в ЕГАИС при внедрении контроля за оборотом спиртных напитков. Но это жизненноважные товары для населения. По команде сверху вопрос решается быстро. В случае с ювелирами подобного не стоит ожидать.

Сюда ещё можно добавить обширный, почти бесконечный перечень значимых вопросов от участников рынка, по порядку работы системы. Уже несколько раз ФПП давала ответы и разъяснения участниками рынка, но перечень вопросов не уменьшается. Это свидетельствует о необходимости ожидать не очень плавного старта при внедрении системы.

Сколько?

Теперь поговорим о том, во что обойдётся ювелирам внедрение маркировки? В пояснительной записке к проекту постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка функционирования ГИИС ДМДК» указано: «Принятие проекта НПА не повлечёт негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, и не окажет влияния на достижение цели государственных програм Российской Федерации».

Так ли это?

Проект постановления Правительства РФ содержит перечень обязательных требований к участникам рынка по обеспечению функционирования системы и перечень необходимого для этого оборудования. В острасли 12 600 субъектов (или 18 000 объектов предпринимательской деятельности). Посчитаем общие затраты отрасли.

1)      Оптические считыватели штриховых кодов с металической поверхности: 12 600 субъектов Х 250 тыс. руб. равно 3, 2 млрд. руб.          

2)      Организация рабочего места сотрудника, обслуживающего систему (ПК, ПО, ЭЦП, принтер, сканер, передатчик фискальных данных): 12 600 субъектов Х 100 тыс. руб. равно 1,2 млрд. руб.

3)      «Замораживание» товарных остатков в подразделениях Пробирной палаты (срок 1 месяц, ставка коммерческого кредитования 11 %): 60 млн. штук Х 2,0 грамма равно 120 тонн.

120 тонн Х 4,6 млрд. руб. равно 550 млрд. руб.

550 млрд. руб. Х 0,11 : 12 равно 5,0 млрд. руб.

4)      Доставка товарных остатков в подразделения ФПП и обратно: 12 600 субъектов Х 12 тыс. руб. равно 0, 15 млрд. руб.

5)      Потери драгоценных металлов при выжигании метки: 60 млн. штук Х 0, 0008 грамм равно 45 тысяч грамм.

45 тысяч грамм Х 3 000  руб. равно 0, 135 млрд. руб.

6)      Обучение и подготовка персонала для обслуживания системы: 12 600 субъектов Х 15 000 руб. равно 0, 2 млрд. руб.

7)      Фотосъёмка изделий 60 млн. штук Х 25 руб. равно 1,5 млрд. руб.

8)      Ежегодные затраты на администрирование обязательных требований и обслуживание системы: 1 сотрудник Х 25 тыс. руб. Х 1,3 (социальные взносы) равно 400 тыс. руб.

12 600 субъектов Х 400 тыс. руб. равно 5, 0 млрд. руб.

Итого затраты отрасли за 2 года, отведённых на поэтапное внедрение ГИИС ДМДК, составят 21, 0 млрд. руб.

Возможно, мы ошиблись в расчётах? Будем рады, если поправите нас.    

Затраты государства на внедрение системы зафиксированные в финансово-экономическом обосновании к ФЗ 188 составляют 1,0 млрд. руб. Таким образом система вводится в эксплуатацию в основном за счёт бизнеса, суммарные затраты которого за два года составят 9 % от общего торгового оборота отрасли (240 млрд. руб. в 2019 году). 

Это невероятно много!

Обеспечить успешный старт ГИИС ДМДК в 2021 году при реалиации сценария физической маркировки непосредственно ювелирных изделий задача крайне сложная. Тому виной общий массив нерешённых организационных вопросов, технологических проблем, обозначившихся и ещё непредвиденных финансовых затрат, очевидных и непредсказуемых рисков. Причём, риски некорректой работы системы перевешивают все позитивные ожидания от новаторской концепции нанесения штрихкодов на драгоценные металлы. Этого ещё никто не делал. Негде почерпнуть опыт и позаимствовать навыки.

По мнению экспертного сообщества необходимо отложить маркировку самих изделий на 1 – 2 года. А ещё лучше — отказаться от неё в пользу нанесения кодов на бирки и присвоения УИНов изделиям для электронной идентификаций, а также в пользу приложения фотоснимков для визуальной идентификации.

Это технологическое решение проще, легче и дешевле, и в той же мере обесечивает решение задачи прослеживаемости оборота ДМДК. Минфину и Пробирной палате предстоит принять тяжёлое решение, взвалив риски на себя. Каким бы оно ни было, я надеюсь, что отрасль его поддержит и будет содействовать реализации проекта, оставив споры, критику и разговоры на «берегу». Тем, кто в одной лодке, после принятия решения, лучше дружно грести, а не драться вёслами. Можем же мы один раз в 300 лет позволить себе смену технологии.   

Генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин

Нашли ошибку в тексте? Помогите нам её исправить!
Пресс-служба: [email protected]