31.01.2021

Мы имеем дело с благородными металлами и все отношения должны быть благородными!

Добрый день, уважаемые друзья!  

В последнее время стараюсь придерживаться китайской мудрости: «Говорите, только если это изменит тишину к лучшему!». Но не всегда получается, тем более, что сегодня Международный день ювелира и я хочу всех ювелиров поздравить с этим праздником!

Нам посчастливилось заниматься самым красивым бизнесом: украшать жизнь людей и поднимать имидж России. Украшать жизнь людей нельзя фальшивками, не говоря уже о том, что поднимать имидж любимой Родины невозможно поставляя на рынок контрафакт и контрабанду. Ювелиры ежедневно имеют дело с благородными металлами, и, конечно, все отношения должны быть благородными: и между участниками рынка, и между производителем и конечными потребителями, и в диалоге бизнеса с властью.  

Остановлюсь на нескольких аспектах диалога с властью.

1. Сегодняшняя, безусловно, сложная экономическая обстановка, которая требует постоянного конструктивного диалога с властью на всех площадках, особенно при взаимодействии с регулятором отрасли — Министерством финансов. Накануне новогодних праздников я уже писал, что язык бизнеса с властью — это язык аргументов (https://agjr.ru/press-center/news/2021/1/yazyk-biznesa-s-vlastyu-—-eto-yazyk-argumentov).

Особенность ювелирной отрасли в России в том, что В ПРОИЗВОДСТВЕ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ ЕСТЬ ОТРЕЗОК ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, КОТОРЫЙ ПОЛНОСТЬЮ ЗАВИСИТ ОТ ГОСУДАРСТВА. Пока это опробование и клеймение. Но проект ГИИС ДМДК РАСШИРЯЕТ УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА НА ЭТОМ ОТРЕЗКЕ. Мы вынуждены в ежедневном формате общаться с государственными органами, преодолевая это ПРОТИВОРЕЧИЕ, доставшееся ювелирам от советских времён. Тут я осознанно пишу про «советские времена», хотя еще Петр I подписал свой указ о контроле за оборотом драгоценностей на рынках... Мы не раз писали о перекосе контролирующих органов в строну производства, и уверены, что более эффективным был бы акцент на контроль за розничной торговлей, куда стекает весь «левак», хотя и он должен быть в меру. Не зря многие государства законодательно отказались от регулирования в самом процессе производства.  

Но мы живем в сегодняшних реалиях, наша задача — минимизировать негативные стороны этого заложенного противоречия, а это возможно только в диалоге с властью. В этом диалоге мы должны обсуждать все острые вопросы, в том числе самый насущный вопрос о маркировке непосредственно ювелирных изделий. Я не буду повторяться о технологических проблемах считывания штрих-кодов и проблемах программного обеспечения, об этом есть материалы на сайте Ассоциации и других отраслевых СМИ, и эти вопросы бурно обсуждаются.  

Но я хочу обратить внимание регулятора на другое: процесс маркировки — это контрольные функции государства за бизнесом? Если это так, то возникает вопрос: почему бизнес должен нести затраты на контроль над собой, и если почему-то должен, то как минимизировать финансовые и временные затраты бизнеса на него? Если маркировка — это услуга, то почему она представляется монопольно? Как я помню, монополии при оказании услуги быть не должно, это запрещено законом...  

Еще важный вопрос.  Я не юрист, но понимаю, что Россия — правое государство, где все субъекты, включая и религиозные организации, должны работать в одном налоговом и правовом поле. Уверен, что если в нормативное поле ГИИС ДМДК будут введены какие-либо привилегии для предприятий религиозных организаций (вроде тех, что есть в «антиотмывочном» законе 115-ФЗ), позволяющие исключить прослеживаемость оборота изделий религиозного назначения, мы получим огромную дыру в общей прослеживаемости драгоценных металлов и камней.  

И без того мы будем иметь странную картину: на прилавке ювелирного магазина будут лежать рядом 1-граммовые ювелирные изделия 585 пробы с маркировкой по металлу, а рядом — 1-граммовые мерные слитки золота высшей пробы со штрих-кодом только на упаковке. Так если к этому еще добавятся изделия религиозного назначения вообще без штрих-кодов, ни на самих изделиях, ни на бирке, то о каком достижении целей и задач ГИИС ДМДК может идти в этом случае речь?  

Хотим мы или нет, но в диалоге с властью придётся решать и этот вопрос. Благо руководитель профильного департамента Минфина России Ю.А. Гончаренко выразила готовность на регулярной основе (один раз в месяц) встречаться с членами Совета Ассоциации, а также помочь в организации таких встреч (хотя бы раз в квартал) с курирующем отрасль Заместителем министра финансов А.В. Моисеевым. Надеюсь, и экспертная группа при Федеральной пробирной палате, созданная по инициативе ее руководителя Ю.И. Зубарева, тоже начнёт работать регулярно. Ведь только общаясь можно выслушать аргументы друг друга и находить баланс интересов государства, бизнеса и потребителя. Тем более, регулятор неоднократно показывал готовность к уважительному разговору с бизнесом. Регулятор умеет вести с бизнесом диалог, как с равным, ведь многие его руководители и в бизнесе тоже работали. Конюшни экономического навоза надо расчищать, и сделать это можно только совместно с властью!

2. Хочу сказать несколько слов об отношениях между участниками рынка. Нам нужны сегодня солидарность, взаимная поддержка и ответственность каждого перед каждым. Мир един. Нельзя проблемы одной группы участников рынка решать путем создания проблем для других участников рынка! Нельзя, это не честная конкуренция! Прочность любой цепочки равняется прочности самого слабого звена. Производитель может создавать великолепные украшения, но если торговля будет задушена административными и фискальными нагрузками, изделия не дойдут до конечного потребителя - основного инвестора любой отрасли и экономики.  

Нельзя решать проблемы крупных предприятий за счёт малых и средних, тем более, что многие из нас вчера были таковыми. На днях прочитал, Аристотель замечательно сказал, что общество — это гармония, это музыка. А музыка состоит из разных нот. Но если нота будет только одна — вот это и будет то самое пресловутое единство и сплачивание, значит, и музыки не будет. Это прекрасно, что мы разные. Прекрасно, что есть такие институты, как Ассоциация гильдии ювелиров, объединяющая нас, разных. Часто мы договариваемся на этой площадке о консолидированной позиции по тому или иному вопросу. Тем не менее, иногда появляются какие-то петиции, к чему-то призывающие. Поэтому приходится постоянно следить, не находиться ли рука подписантов в нашем кармане...

Монополия — злейший враг любой отрасли. И мы должны добиваться совместно с ФОИВами создания той нормативно-правовой и налоговой базы, которая позволит нам сохранить бизнес и развиваться дальше, конкурируя с зарубежными производителями на внутреннем и внешнем рынках. Сегодня было бы самой большой ошибкой тратить силы, ресурсы и время на выяснения отношений между собой, участниками этого рынка, вместо того, чтобы направлять усилия на снятие барьеров, мешающих нам всем развиваться. И уж тем более нельзя тратить силы на создание самим себе новых, дополнительных барьеров!

Мы Делаем Дело! Оно у нас общее! Мир Нашему Дому!

Председатель Совета Ассоциации «Гильдия ювелиров России»,

Основатель компании «Алмаз-холдинг»                                                      

Флун Гумеров