25.01.2021

Заседание представителей экспертного и делового сообщества, входящих в рабочую группу по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере ДМДК (25.01.2021.)

25 января 2021 г. в Москве состоялось очное заседание представителей экспертного и делового сообщества, входящих в рабочую группу по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере драгоценных металлов и камней.

Присутствовали:

Э. Ю. Уткин — сопредседатель рабочей группы от экспертного и делового сообщества. 

Члены рабочей группы от делового и экспертного сообщества:

А. В. Соколов,

В. А. Серов,

В. В. Будный,

Е. Ю. Агуреев,

И. Ю. Бырдин,

С. В. Белов,

С. В. Соковников,

С. И. Журавлев,

Ф. Ф. Гумеров,

В. Н. Шверикас. 

Д. А. Галкина     —      ответственный секретарь рабочей группы.

Участники мероприятия рассмотрели экспертные позиции и проект Постановления Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Всего на голосование были поставлены 9 вопросов:

п/п

       Вопрос, поставленный на  голосование

Итоги голосования

           «за»/ « против»

1

Продлить срок присвоения УИНов изделиям из состава товарных остатков, сформированным на 01.01.22 года, перенеся его с 31.03.22 года на 01.07.22 года.

10/1

2

Отменить требование о предоставлении копий товарно - сопроводительных документов в качестве приложения к регистрации оборота продукции

10/1

3

Отменить требование о нанесении двухмерных штрих -  кодов на ювелирные изделия из состава товарных остатков, сформированных по состоянию на 01.01.22 года.

9/2

4

Отменить требование о предоставлении в  ГИИС ДМДК цифровых фотоснимков ювелирных изделий.

10/1

5

Исключить из понятия  « Оборот продукции из драгоценных металлов и ювелирных изделий:

а) изменение физического состояния, или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней;

б) перевозку, а также хранение драгоценных металлов и драгоценных камней

10/1

6

Внести изменения в состав сведений о продукции, предоставляемых в ГИИС ДМДК ( пункт 20 Правил)

10/1

7

Отменить требование о визировании документов, сопровождающих отгрузку драгоценных металлов и продукции из них, уполномоченными от Федеральной Пробирной палаты РФ

10/1

8

Отменить требование об у становлении ФПП форм и порядка заполнения сертификатов и паспортов на слитки драгоценных металлов, так как они установлены ГОСТОМ

10/1

9

Увеличить срок подачи сообщения о розничной реализации  ювелирного изделия с 1 до 3 рабочих   дней

10/1

27 января, состоится заседание подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) функций ФОИВОВ при Правительственной комиссии по проведению административной реформы. На этом заседании планируется одобрить проект постановления Правительства РФ «О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота». От решения подкомиссии во многом зависит содержание окончательной редакции данного проекта, устанавливающего порядок функционирования ГИИС ДМДК. Соответственно, и от позиции федеральных общеотраслевых организаций будет зависеть итог обсуждения.

Рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере драгоценных металлов и камней подготовила предложения по внесению изменений в редакцию проекта. Часть предложений носят концептуальный характер, часть направлены на корректировку порядка и сроков внедрения системы, остальные содержат требования по устранению избыточных обязательных требований.

Таблица экспертных предложений к обсуждению в рабочей группе «Драгоценные металлы и камни» 25.01.2021г. проекта постановления Правительства РФ «О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» разработанного Минфином России

Подгруппа  «Обязательные требования в сфере производства, ремонта изделий из ДМДК»

п\п

Положения или текст проекта постановления Правительства РФ

 

Предложения экспертных подгрупп

Обоснование

Решение рабочей группы

Проект постановления Правительства РФ

1

Пункт 12 абзац 4

Пункт 12 абзац 4. Ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, заявленные в качестве остатков по состоянию на 1 января 2022г, должны до 31 марта 2022г, иметь присвоенный каждому такому изделию уникальный идентификационный номер, цифровую фотографию индивидуального ювелирного изделия, содержащиеся в ГИИС ДМДК, а также прикрепленный к изделию ярлык, оформленный в соответствии с Правилами.

 

Изложить абзац 4 Пункта 12

в следующей редакции:

Пункт 12 абзац 4 Ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, заявленные в качестве остатков по состоянию на 1 января 2022г, должны до 1 июля  2022г, иметь присвоенный каждому такому изделию уникальный идентификационный номер, содержащийся в ГИИС ДМДК, а также прикрепленный к изделию ярлык, оформленный в соответствии с Правилами.

 

Избыточное требование о передаче цифровой фотографии изделия.

Необходимость цифровой съемки изделий увеличивает затраты производителей. При этом в ГИИС ДМДК вносится достаточно информации для идентификации изделия и контроля за их оборотом

ЗА

2

Пункт 13

Установить, что с 1 апреля 2022г на территории РФ:

оборот драгоценных металлов, драгоценных камней и ювелирных и других изделий осуществляется только при наличии средств идентификации, нанесенных в соответствии с Правилами, за исключением ювелирных изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней;

ювелирные изделия из драгоценных металлов, драгоценных камней должны иметь присвоенный уникальный идентификационный номер, цифровую фотографию индивидуального ювелирного изделия, содержащиеся в ГИИС ДМДК, а также прикрепленный к изделию ярлык, оформленный в соответствии с Правилами.

 

Изложить Пункт 13

в следующей редакции:

Установить, что с 1 июля 2022г на территории РФ:

оборот драгоценных металлов, драгоценных камней и   изделий из них осуществляется только при наличии средств идентификации, нанесенных в соответствии с Правилами, за исключением ювелирных изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней;

ювелирные изделия из драгоценных металлов, драгоценных камней должны иметь присвоенный уникальный идентификационный номер ювелирного изделия, содержащийся в ГИИС ДМДК, а также прикрепленный к изделию ярлык, оформленный в соответствии с Правилами.

 

Установление в одном предложении требований к ювелирным изделиям и исключения ювелирных изделий из этого-же требования создает правовую неопределенность.

Требование о наличии цифровой фотографии для  ювелирных изделий  избыточно.

 

ЗА

3

Пункт 14

Установить, что с 1 января  2023г на территории РФ на ювелирные изделия из драгоценных металлов, драгоценных камней должны быть нанесены двухмерные штриховые коды непосредственно на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней согласно Правилам.

 

Дополнить Пункт 14 и изложить

в следующей редакции:

Установить, что с 1 января  2023г на территории РФ:

При предъявлении на опробование, анализ и клеймение  на ювелирные изделия из драгоценных металлов и  драгоценных камней должны быть нанесены  двухмерные штриховые коды, нанесенный непосредственно на указанные изделия согласно Правилам, за исключением изделий из драгоценных металлов и  драгоценных камней, заявленных в качестве остатков по состоянию на 1января 2022г.

Ювелирные изделия из драгоценных металлов и  драгоценных камней, заявленные в качестве остатков по состоянию на 1 января 2022г., могут находиться в обороте без  двухмерного штрихового кода нанесенного непосредственно на указанные изделия.

 

 

 

 

Для товарных остатков ювелирных изделий не устанавливать сроки введения маркировки непосредственно на изделии. Объемы товарных остатков ювелирных изделий в настоящее время многократно превышают годовой объем выпуска продукции.

Для  малого  бизнеса, при повторном направлении в ФПП для маркировки, уже ранее заклейменных изделий,  лягут дополнительные затраты на транспортировку этого товара.

ЗА

Проект Правил функционирования государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом

драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота

4

Пункт 2 пятый абзац

«оборот продукции, ювелирных изделий – переход права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни, прием в залог, изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов, добыче драгоценных камней (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), последующей обработке (переработке) и использовании драгоценных металлов и драгоценных камней, перевозка драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них,  а также хранение драгоценных металлов и драгоценных камней, ввоз в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывоз из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, перемещение

на территорию Российской Федерации из государств - членов

Евразийского экономического союза и с территории Российской

Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней

и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;

 

Изложить пятый абзац Пункта 2

в следующей редакции:

оборот продукции, ювелирных изделий – переход права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни, ввоз в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывоз из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, перемещение

на территорию Российской Федерации из государств - членов

Евразийского экономического союза и с территории Российской

Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней

и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;

В определение «оборот продукции, изделий» внесено дополнение, что оборотом является изменение физического состояния или содержания ДМДК в любых веществах и материалах при добыче и производстве, последующей обработке (переработке) и использовании, а также перевозка и хранение. Непонятно, как предполагается указанные операции отслеживать в системе, так как содержание может изменяться в технологическом процессе несколько раз.    Необходимо исключить или дополнить, что только при операциях между участниками оборота или описать конкретные случаи при движении внутри одного участника: сырье- НЗП- готовая продукция, отходы, полуфабрикаты и т.п.

Перевозка и хранение может производиться  при интернет торговле и фактически  при перевозке не происходит передача прав собственности, а перевозчик не является участником системы  ГИИС ДМДК.

ЗА

5

Подпункт д ) и к) пункта 20

д) -название изготовителя (импортера)......

к) дата производства ювелирного изделия.....

Внести изменения в  подпункты д)  и к) пункта 20 уточняющее, что на остатки ювелирных изделий не требуется передача информации о дате производства и названии изготовителя

 

Для товарных остатков ювелирных изделий не всегда можно определить   дату производства и производителя

ЗА

6

Подпункт л)пункта 20

Цифровые фотографии ювелирного изделия (при этом цвет вставок драгоценных камней может отличаться  от описания, внесенного в ГИИС ДМДК)

 

Удалить подпункт л) пункта 20

 

Избыточное требование о передаче цифровой фотографии изделия.

 

ЗА

7

Подпункт м)пункта 20

м) сведения об объектах учета продукции, которые были

израсходованы при производстве (изготовлении) продукции, ювелирных изделий, за исключением случаев повторного ввода в оборот ювелирных

изделий (через скупки, комиссионные магазины, ломбарды), продукции (через обработку (переработку) лома и отходов)

 

Указать перечень сведений об объектах учета в пункте или указать, кем утверждается такой перечень

Не указан состав сведений. Необходимо указать перечень сведений для подготовки интеграции с учетными системами участников и внесения в ГИИС ДМДК необходимой информации.

ЗА

8

Пункт 28 абзац 4

Нанесение двухмерного штрихового кода непосредственно на ювелирные изделия одновременно с клеймением таких изделий, осуществляется Федеральной пробирной палатой.

Дополнить абзац 4 пункта 28 следующим предложением:

Нанесение двухмерного штрихового кода непосредственно на ювелирные изделия, заявленные в качестве остатков по состоянию на 1 января 2022г, осуществляется Федеральной пробирной палатой в сроки, не превышающие 5 рабочих дней.

Необходимо установить сроки маркировки товарных остатков изделий.

Снять вопрос с обсуждения

9

Абзац 3 пункта 32

В регистрации в ГИИС ДМДК сведений о преобразовании (нанесении) средств идентификации отказывается если:

Уведомление о нанесении средств идентификации представлено по истечении 30дней со дня генерации уникального идентификационного номера.

Изложить абзац 3 пункта 32

в следующей редакции:

В регистрации в ГИИС ДМДК сведений о преобразовании (нанесении) средств идентификации отказывается если:

Уведомление о нанесении средств идентификации представлено по истечении 30дней (для остатков ювелирных изделий по истечении 90 дней) со дня генерации уникального идентификационного номера.

Пунктом 31 Правил установлено, что срок преобразования для остатков составляет 90 дней.

Техническая правка

10

Пункт 38

38. Информация по каждому факту (случаю) оборота продукции,

ювелирных изделий, представляемая в ГИИС ДМДК, помимо сведений, и указанных в пункте 20 настоящих Правил, должна включать: наименование, дату, номер документа, подтверждающего факт (случай) оборота продукции, ювелирных изделий (договор, счет-фактура,

накладная, универсальный передаточный документ и т.д.). Копия этого документа (документов) загружается в ГИИС ДМДК в качестве приложения к регистрации факта (случая) оборота продукции, ювелирных

изделий;

Изложить пункт 38

в следующей редакции:

38. Информация по каждому факту (случаю) оборота продукции,

ювелирных изделий, представляемая в ГИИС ДМДК, помимо сведений,

указанных в пункте 20 настоящих Правил, должна включать:

наименование, дату, номер документа, подтверждающего факт

(случай) оборота продукции, ювелирных изделий (договор, счет-фактура,

накладная, универсальный передаточный документ и т.д.).

 

Представление копий документов по всему обороту в ГИИС ДМДК значительно усложняет систему и увеличивает нагрузку на участников. Кроме того, частично документы формируются в электронном виде в формате ХML.

Исключить - представление копий документов по всему обороту в ГИИС ДМДК, так как значительно усложняет систему и увеличивает нагрузку на участников.

ЗА

11

Абзац 2 Пункта 39

При указанной розничной продаже ювелирных изделий участники оборота продукции, ювелирных изделий регистрируют информацию о реализации ювелирных изделий путем сканирования нанесенного на ювелирное изделие средства идентификации (двухмерного штрихового кода) либо путем считывания средств идентификации с бирки, ярлыка ювелирного изделия. Данная информация передается в ГИИС ДМДК не позднее начала основной торговой сессии следующего торгового дня.

Изложить абзац 2 пункта 39

в следующей редакции:

При указанной розничной продаже ювелирных изделий участники оборота продукции, ювелирных изделий регистрируют информацию о реализации ювелирных изделий путем сканирования нанесенного на ювелирное изделие средства идентификации (двухмерного штрихового кода) либо путем считывания средств идентификации с бирки, ярлыка ювелирного изделия. Данная информация передается в ГИИС ДМДК не позднее 3 рабочих дней со дня  розничной реализации изделия.

Доступ в систему ГИИС ДМДК имеют ограниченное число сотрудников. При розничной реализации изделий в выходные дни данные сотрудники не имеют доступ в систему и не могут внести данную информацию в систему ГИИС ДМДК. В первый рабочий день после выходных и праздничных дней они должны внести информацию о реализации осуществленной в выходные. Поэтому целесообразно установить срок 3 рабочих дня как это установлено в пункте 36 о передаче информации по каждому факту оборота продукции.

 

ЗА

Проект Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обращения драгоценных металлов и драгоценных камней

12

Пункт 1, подпункт «б» второй абзац

б) дополнить пунктом 7.1 следующего содержания:

7.1. Аффинажные организации представляют уполномоченным

лицам Федеральной пробирной палаты, осуществляющим постоянный

государственный надзор на производственных объектах аффинажной

организации в соответствии с законодательством Российской Федерации,

документы, сопровождающие отгрузку аффинированных драгоценных

металлов и продукции из них, а также лома и отходов, содержащих

драгоценные металлы, для визирования.

 

Исключить

На аффинажные организации возлагается дополнительное требование по представлению уполномоченным лицам ФПП, осуществляющим постоянный государственный надзор на производственных объектах аффинажной организации, документов, сопровождающих отгрузку аффинированных драгоценных металлов и продукции из них, а также лома и отходов, содержащих драгоценные металлы для визирования.

Указанное требование содержит в себе правовые неопределенности (не указан перечень документов, нет определение термина «визирование», не указаны сроки визирования уполномоченными лицами ФПП, не определен порядок визирования электронных документов), приведет к финансовым и временным расходам и является избыточной нагрузкой для аффинажных организаций при наличии ГИИС ДМДК. Необходимо исключить указанное требование.

ЗА

13

Пункт 1, подпункт «б» третий абзац Форма сертификата на мерный слиток аффинированных

драгоценных металлов и паспорта на стандартный слиток

аффинированных драгоценных металлов, а также порядок их заполнения

устанавливаются Федеральной пробирной палатой.

Исключить

Положением об утверждении ФПП формы паспорта на стандартные слитки и сертификата на мерные слитки драгоценных металлов противоречит существующей системе ГОСТов.

Формы паспорта и сертификата утверждены стандартами ("ГОСТ 28058-2015. Межгосударственный стандарт. Золото в слитках. Технические условия", Постановлением Госстандарта РФ от 23 февраля 2000 г. N 48-ст ГОСТ Р 51572-2000 Слитки золота мерные. Технические условия). Таким образом, при расхождении информации, которая должно содержаться в паспортах и сертификатах, утвержденных ГОСТ и ФПП, организациям придется оформлять 2 документа вместо одного, так как первый документ является документом системы стандартизации, подтверждающий характеристики объекта стандартизации (Слитков), а другой системы нормативного регулирования.

ЗА

14

Пункт 5 Изменений

Изменения в Постановление Правительства Российской Федерации                    от   21 октября    2015 г. № 1127 «Об утверждении Правил регистрации, изготовления именников,  а также постановки и уничтожения их оттисков»

В подпунктах в) и г) пункта 5 удалить ссылки на пункт 4.1

Пункта 4.1 нет в тексте действующего постановления Правительства № 1127  и нет в проекте Изменений в постановление Правительства №1127.

Техническая правка

Протокол заседания