18.10.2021
Мы уже сообщали о том, что 21 октября 2021 г. «Ассоциация участников часового рынка» совместно с Ассоциацией «Гильдия ювелиров России» проведут конференцию «Особенности внедрения ГИИС ДМДК в сфере торговли часами, содержащими элементы из драгоценных металлов или драгоценных камней (ДМДК)». В этой статье мы обозначим вопросы, которые по мнению организаторов мероприятия нуждаются в скорейших ответах. Особенно эти проблемы касаются небольших компаний, ведь крупный бизнес в состоянии найти ресурсы для администрирования введённой 1 сентября 2021 года системы прослеживаемости ГИИС ДМДК. Впрочем, как показала практика, даже IT-специалистам больших предприятий пришлось поломать голову над первым этапом внедрения системы — регистрацией. У малых и микро- предприятий таких специалистов зачастую нет. Администрированием приходится заниматься самим владельцам бизнеса, но их уровень подготовки в области информационно-коммуникационных технологий далёк от того, который предполагался разработчиками системы.
Какие проблемы внедрения ГИИС ДМДК можно отнести к основным?
Какие дополнительные требования и расходы на их администрирование ГИИС ДМДК ждут участников рынка?
А) Необходимость приобретения дополнительного оборудования:
• Персональный компьютер.
• Принтер штриховых кодов.
• Сканер штриховых кодов.
• Оптический считыватель.
Б) Создание дополнительного рабочего места для обслуживания системы:
• Заработная плата сотрудника и налоги.
• Обучение и подготовка персонала.
В) Доставка или пересылка ценных грузов до мест маркировки и обратно. На 85 регионов в Российской Федерации имеется только 9 подразделений Федеральной пробирной палаты. Следовательно, участникам необходимо организовывать доставку товарных остатков до мест маркировки и обратно. Этот механизм хорошо отлажен у производителей, но совершенно незнаком розничным сетям. Доставка или пересылка ценных грузов — это дополнительная статья существенных расходов для розничной торговли. С учётом того, что полностью снять товар с прилавков и закрыть магазин невозможно, товарные остатки придётся дробить на партии и отправлять на маркировку в несколько этапов.
Какие дополнительные риски при маркировке товарных остатков ждут участников рынка?
1) Объём товарных запасов на складах производителей и в розничных торговых сетях в 3-5 раз превышает объёмы ежегодно проходящей опробование и клеймение продукции. По экспертным оценкам эти товарные запасы составляют более 100 млн. штук изделий. Среднегодовая производительность подразделений Федеральной Пробирной Палаты по опробованию и клеймению также составляет от 80 до 100 млн. штук. То есть дополнительно к плановому объёму добавятся эти самые 100 млн. штук изделий на которые необходимо нанести маркировку (только за последние 5 лет было опробовано и заклеймено 355 млн. штук ювелирных изделий). Причём основной объём этой работы придётся на 2 полугодие.
2) Неизбежны проблемы при сдаче изделий в инспекции. Розничная торговля не имеет опыта оформления сопроводительной документации и бланков строгой отчётности (квитанций). Ожидаемо требование инспекций по неоднократному переоформлению документов, что ещё больше увеличит процесс маркировки.
3) Сдача изделий в инспекции пробирного надзора в индивидуальной упаковке (пакетиках) либо с закреплёнными бирками затруднит работу сотрудников инспекции и увеличит время маркировки, обработки, сдачи и приёмки изделий. В обычной практике изделия принимаются без бирок и без упаковки, общим весом по каждой партии. При снятии бирок с изделий у торговых предприятий возникнут проблемы с их последующей идентификацией в ходе предпродажной подготовки. Сложно будет определить не только какая бирка от какого изделия, но и то, от какого поставщика (производителя) было получено конкретное изделие.
4) Обычно изделия сдаются на опробование и клеймение в виде полуфабрикатов без вставок (камней). При маркировке товарных остатков возникают риски повреждения камней (сколы), деформации легковесных изделий, повреждения глянцевой полированной поверхности и загрязнений при операциях сдачи, приёмки, маркировки и обработки. После возврата изделий в магазины потребуются дополнительные операции правки, полировки и мойки изделий, а возможно и операции по замене камней. Такие операции отлажены у импортёров, но создадут дополнительную нагрузку и дополнительные затраты для розничных магазинов.
5) При маркировке изделий с крупными драгоценными камнями возникнет риск возможной подмены камней, так как передача осуществляется по общему весу, без идентификации вставок.
6) Существенная часть ювелирных изделий поставлена производителями в торговые сети на условиях комиссионной торговли. Эта часть товара может быть возвращена производителям для последующей маркировки средствами идентификации, что приведёт к одномоментному оскудению ассортимента в магазинах.
В докладе, который озвучит на мероприятии Ассоциация «Гильдия ювелиров России», будут приведены прогнозируемые суммарные затраты ювелирного бизнеса при внедрении ГИИС ДМДК. Но главное, ожидается дискуссия, в которой примут участие все заинтересованные в адекватном внедрении системы прослеживаемости стороны. Не секрет, что у некоторых экспертов рынка есть разногласия с регулятором по обоснованности и верности выбранного способа реализации поставленной задачи. Есть сомнения в эффективности и работоспособности заданного технологического решения, аргументированности увеличения административной нагрузки на участников рынка в связи с выполнением обязательных требований, обусловленных этим решением. Есть и возражения по части экономической целесообразности затрат государства и участников рынка на реализацию такого технологического решения. Но все эти споры и разногласия не должны тормозить внедрение системы. Решение принято, и оно должно быть реализовано, а способы реализации и методы решения возникающих проблем нужно обсуждать с разработчиками и оператором системы.