19.12.2021

Государство, давай по-честному: «ты – мне, я – тебе!»

На прошедшей неделе в России прошли два почти полярных по обсуждаемым вопросам мероприятия. Первое — это заседание наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ), председателем которого является Президент России Владимир Путин. Говорили про цели России. Второе мероприятие — пленарное заседание съезда Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Говорили о деньгах. На мероприятии АСИ про деньги тоже пару раз вспоминали, в контексте того, что их для достижения поставленных Президентом целей достаточно, и, вообще, деньги — не главное. Цели — это же возвышенная субстанция. Хотя понятно, что достижение целей без участия бизнеса невозможно, а сам бизнес по определению ставит целью извлечение прибыли. В этом плане вопросы, обсуждаемые на съезде РСПП, выглядели как-то понятнее…

Ювелирный бизнес, как и любой другой бизнес, во главу угла ставит зарабатывание прибыли. Какие бы ни были цели, их невозможно достигать внеэкономическими методами. А там, где экономика, есть бизнес, который основную цель имеет по определению не социальную. Основная цель бизнеса — извлечение прибыли. Хотя было бы неправильно считать ювелиров социально безответственными. У ювелиров тоже есть благородные социальные цели: обеспечение наших соотечественниц качественными украшениями и создание рабочих мест. Однако понятно, что убыточной организация долго работать не сможет. Т.е. социальная ответственность бизнеса вовсе не должна рассматриваться тождественной альтруизму.

Ювелирные изделия не являются предметами первой необходимости для людей, поэтому извлечение ювелирами прибыли от своей деятельности для общества рисков не несет. Правда, с другой стороны, и лишение ювелирного бизнеса доходности тоже не приведет к социальным потрясениям в стране, по той же причине не первой необходимости украшений в жизни людей. Вот только безработица немного вырастет. Но доля людей, занятых в ювелирной сфере, невелика от общего рынка труда, так что государству нет необходимости заботиться о доходности ювелиров. А вот задача собирать с них больше налогов чиновникам поставлена.

Мы все живем в мире, построенном на принципах взаимных уступок, сдержек и противовесов. Альтернатива этим принципам ужасна – война. От самой высокой политики, до бытовых ситуаций. Мы слышим от СМИ, что наш Президент ставит миру условие, смысл которого в том, что Запад должен гарантировать России не расширение на Восток, а Россия в ответ гарантирует отсутствие какой-либо агрессии. Этот рабочий подход можно применить ко всему, в том числе и к экономике. Например, ювелиры могли бы обратиться к государству с предложением: мы будем платить больше налогов, а нам в ответ, государство, обеспечь повышение уровня платежеспособности населения. Но обеспечить высокий уровень благосостояния граждан государство не может. Поэтому государство по-честному должно было бы ответь: увы, господа ювелиры, пока население богаче сделать не получится, чтобы вы развивали, а не сворачивали свой бизнес, государство вам снизит налоги. А что же имеем? И платежеспособная база не растет, и налоги планируется поднять…

Чиновников можно понять — они добиваются выполнения задач, «спущенных» с самого верха. Однако в экономике государства существует конструкция противовесов, она за последние годы была создана умными людьми. Прежде всего, это система Оценки регулирующего воздействия (ОРВ), курируемая Минэкономразвития, Рабочие группы в рамках регуляторной гильотины. Однако без заявления позиции отраслевых общественных объединений в Минэкономразвития не в состоянии детально разобраться, что бизнесу плохо, а что не очень. Соответственно, здесь важно наличие общественных бизнес-объединений, поставляющих этим защищающим бизнес институтам детализированные сводки.

Но такие отраслевые бизнес-объединения — это естественное препятствие для «нормальной» деятельности регуляторов, которое, понятно, с точки зрения регуляторов желательно устранить. Что чиновники и делают. Они стремятся расколоть отраслевое общественное движение, внося инициативы, выгодные лишь некоторой части бизнес-сообщества. В результате в среде бизнеса возникает раскол, часть членов отраслевых общественных организаций покидает их, из-за чего финансирование их сокращается до тех пор, пока они не перестают существовать вовсе. Все, препятствие для регулятора устранено! Так что принцип «разделяй и властвуй» работает!

А что же бизнес сообщество, не понимает этой логики властвования? Понимает. Вот только выбор делать приходится: поддержать инициативы, выгодные той или иной компании «здесь и сейчас», или выступить против, поддерживая линию отраслевого бизнес-объединения. Лидеры рынка могут себе позволить ради благосклонности государства даже поддержать повышение налогов. Расчет прост: да, с повышением налогов и моя доходность упадет, но она упадет и у конкурентов, благодаря чему моя рыночная доля, как отраслевого лидера вырастет, компенсируя, тем самым, потери от более высокого налогообложения.

Но это позиция лидеров «в принципе». А в ювелирной сфере все еще прозрачнее — ведь голосовать за повышение налогов предлагается не своих, а чужих, конкурентов! Из-за работы конкурентов в малом бизнесе на УСН, сам Бог велел ювелирным лидерам просить повышения налогов. Не для себя, конечно, просить повышения (крупным-то УСН не доступно), а для конкурентов. Правда, есть риск испортить отношения с «малыми» коллегами в розничной торговле, через которую также идет реализация товара. Т.е. самим себе ухудшить рынок сбыта. Но, с другой стороны, крупным компаниям противостоять регулятору сложнее, чем «мелочи», ведь они крупные, у них больше «мест, за которые можно случае чего ущипнуть»!

В консолидации ювелирного сообщества сегодня заинтересованы практически все участники рынка. Ну, разве что, кроме пятерки-десятки лидеров, все-таки надеющихся за счет определенных «правильных» движений в сторону регулятора увеличить свою долю на рынке.

Хорошо, а как нужно действовать отраслевому бизнес-сообществу, понимая, что даже часть коллег по цеху будет поддерживать регулятор? Добиваясь своих интересов, ювелиры не должны игнорировать необходимость исполнения государственными органами тех установок, которые им «спускаются сверху». Сейчас такая установка у них — это «деньги на бочку!». Т.е. в бюджет, ото всех, и как можно больше. Для чего требуется безграничное усиление контроля, плюс изменение законодательства, предписывающее необходимость платить бизнесу как можно больше налогов. Остается у отраслевых бизнес-объединений один путь – это поиск таких компромиссов, которые нанесут минимальный ущерб бизнесу при максимальном удовлетворении потребностей ФОИВов.

Компромисс — это конструкция договоренности, когда обе договаривающиеся стороны остаются чем-то недовольны. Но альтернатива компромиссу — это война. Война отраслевого бизнес-объединения, коим является Ассоциация, с регулятором, т.е. по сути, с государством — это гарантированное поражение бизнес-объединения. Разгонят, нейтрализуют, найдут способ… От чего, кстати, потеряет и государство. Но под давлением бизнес-объединения без компромисса не прогнется.

Сегодня Ассоциацию возглавляют мудрые руководители. Они понимают необходимость поиска компромиссов. Остается надеяться, что все отраслевое бизнес-сообщество тоже это поймет…

Исполнительный директор Комитета ДМДК, ЮИ и НХП «Деловой России»
В.Збойков