02.12.2021
1 декабря 2021 года самой обсуждаемой темой в российском ювелирном сообществе стала информация о том, что кураторство над отраслью может перейти от Минфина к Минпромторгу. В специализированных чатах начались обсуждения возможных перемен. Редакция сайта agjr.ru попросила прокомментировать ситуацию Председателя Совета Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Флуна Гумерова.
agjr.ru: Флун Фагимович, после публикации в «Парламентской газете» возникает резонный вопрос, а что может дать перевод ключевой нормотворческой функции в сфере отраслевого законодательства от Минфина к Минпромторгу?
Ф. Гумеров: Начну с хорошего. Как руководителю общественной организации ювелиров мне отрадно, что проблемы нашей отрасли удостоились внимания парламентариев на столь высоком уровне. Всем хочется перемен к лучшему, люди вообще живут ожиданиями лучшего. Но эти ожидания не должны становиться ожиданиями чуда. Чудес не бывает.
Про содержание заметки в «Парламентской газете» скажу так: из нее мало что можно понять. Особой конкретики там нет. По поводу этой статьи уже высказался Эдуард Уткин, генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России». Я согласен с его позицией. Задачи Минпромторга и Минфина России, если смотреть в целом, действительно сконцентрированы вокруг разных стратегических целей. Никто не спорит с тем, что Минфин и подведомственная ему Федеральная пробирная палата в первую очередь стоят на страже богатств России. Драгоценные металлы и камни к ним, безусловно, относятся. Это объясняет почему обсуждать либеральные идеи на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней с этими ведомствами непросто. Но это не означает, что такие обсуждения бесполезны. Можно привести множество примеров того, как договориться удавалось. Вспомним тот же переход от обязательного клеймения серебра к добровольному. Безусловно, в Минфине России работают профессионалы, знающие свое дело. Обсуждение с ними проблем ювелиров — всегда трудный разговор, состязательный процесс. В этом процессе недостаточно просто высказать свою «хотелку», нужно привести достаточно обоснованные аргументы.
Нужно ли ювелирному сообществу внимание к отрасли со стороны Минпромторга РФ? Конечно! Это министерство отвечает за развитие промышленности и торговли, развитие экспорта. Сегодня ювелиры особенно нуждаются в этом. Но сейчас ничего не мешает Минпромторгу поддерживать ювелиров в вопросах формирования наиболее благоприятной регуляторной базы. Действующий инструментарий в большинстве случаев позволяет этому ведомству на всех стадиях, во всех процедурах обсуждения проектов отраслевых актов, поддерживать ювелиров. То же можно сказать и о Минэкономразвития России. И они, как правило, это делают, поддерживают. Это нормально, что процесс отраслевого нормотворчества все время находится в состоянии состязания.
Не думаю, что простой перевод ключевой нормотворческой функции в сфере отраслевого законодательства ДМДК от Минфина к Минпромторгу даст ювелирам скачок в развитии. Важнее не кто говорит, а что говорит. В любом случае, для убеждения любого регулятора ювелирам понадобится приводить весомые аргументы, расчеты. Не только Минфину, но и Минпромторгу.
agjr.ru: Тут невольно вспоминается наша российская особенность: уповать на то, что придёт новый, хороший, царь и всё сразу изменится.
Ф. Гумеров: Именно так. Мы всё время наступаем на одни и те же грабли. Ожидание, что поменяется руководитель, придёт кто-то новый, и всё пойдёт как по маслу — оно же сродни детской непосредственности. Нужно думать о другом. Как поменять саму систему, чтобы она работала чётко и не зависела от личностей каких-либо конкретных людей. Нужно думать о том, чтобы заработали общественные отраслевые институты, были отлажены механизмы принятия решений. Вот тогда государство сможет выполнить свою основную функцию — создать условия для развития конкуренции во всех областях общественной жизни, в том числе и ювелирной отрасли.
agjr.ru: Вы упомянули, что согласны с высказыванием Эдуарда Уткина «по следам» публикации в «Парламентской газете». Но своё мнение высказал и Валерий Будный, Сопредседатель Ассоциации «Гильдия ювелиров России». Как прокомментируете его позицию?
Ф. Гумеров: О мнении Валерия Васильевича, полагаю, лучше говорить с ним самим. Не уверен, что в моём случае корректно углубляться в его высказывание. Могу лишь сказать, что в этом вопросе я не разделяю его позицию. Валерий Васильевич мой старший товарищ, он имеет право на своё мнение. Тем более он руководитель «Клуба ювелирной Торговли». Сегодня, когда внедряется ГИИС, он сталкивается с жёсткими вопросами и комментариями от представителей торговли в адрес разработчиков и регулятора. Здесь главное помнить, что «Ассоциация «Гильдия ювелиров России» не клуб «взаимного восхищения». У нас конкурентная среда, мы спорим, в чём-то соглашаемся, в чём-то нет.
В его высказывании говорится о прямом конфликте Минфина с Гильдией и с отраслью. Знаете, это заведомо проигрышный подход. Нельзя обвинять в состязательности. Департамент государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней и Пробирная палата работают с нами теснее некуда. Юлия Гончаренко, директор упомянутого департамента, приезжала в Кострому, на наш Ювелирный фестиваль. Она постоянно участвует в заседаниях рабочей группы по ДМДК, сопредседателем которой является Эдуард Уткин. Достаточно открыть сайт гильдии и увидеть её на фотографиях с этих мероприятий. Многочасовых, крайне непростых, когда сроки «горели» и нужно было буквально на следующее утро готовиться к новым раундам. То же могу сказать и о Юрии Зубареве. Он принимает наши приглашения, приходит на выставки, устраивает видеоконференции, общается напрямую с участниками рынка.
Важно отметить, что общение отрасли с регулятором идёт не только через руководство нашей Ассоциации, но и через других её членов. Компания «ЮвелирСофт» тесно контактирует с руководством Пробирной палаты и доводит важную информацию по внедрении системы прослеживаемости как до членов Гильдии, так и до остальных участников рынка. Недавно,19 ноября, «ЮвелирСофт» провело крайне полезный вебинар «Всё о ГИИС ДМДК». И это не единственная компания из числа членов нашей Ассоциации, коммуницирующая с регулятором. То же делают представители производств, взаимодействие идёт по разным каналам и на разных уровнях.
Да, мы часто оппонируем. Иногда жёстко. Но, повторю, это и есть состязательность. Наши аргументы принимаются. Если эти аргументы были аргументами, а не эмоциями. Я не вижу в этом конфликта. Это работа. Вспомните, Минфин учёл наши интересы и содействовал не только в уже упомянутом вопросе отмены клеймения серебряных изделий. Ведомство поддерживает ювелиров в вопросе отмены ФЗ 115, поддерживает в вопросах отмены пошлин на вставки. После внедрения ГИИС ДМДК решение двух последних проблем снова станет основной повесткой отрасли.
Понятно, что не все участники рынка довольны регулятором. И надо откровенно сказать, что трудности в общении с Минфином есть, кто же спорит? Но, повторюсь, впервые в мировой практике внедряется система ГИИС. Как тут избежать проблем в коммуникациях, временных разрывов в общении? При этом разговор всё равно продолжается. Это главное. И тут лишь один рецепт: конструктивно отстаивать свою позицию, вести диалог, а не разрывать его. Можно, конечно, остановить движение, тогда не будет аварий. Но выход ли это?
Скажу больше, то, что регулятор стал напрямую говорить с нами — свидетельствует о понимании руководством государства важности общественных отраслевых объединений. Это правильный подход. Без сильных общественных отраслевых организаций не будет сильной отрасли.
agjr.ru: Какое у Вас отношение к планам реализации населению инвестиционных слитков золота без НДС?
Ф. Гумеров: Считаю ошибочным создание двух каналов реализации золота: с НДС и без НДС. Наивно надеяться на то, что два потока будут мирно существовать в рамках законно проложенных им русел. Золото без НДС вполне может по теневым руслам попасть в производство ювелирных изделий. Это все понимают. Поэтому, отмена специальных налоговых режимов вполне может последовать. Это плохо для устоявшейся структуры ювелирной промышленности, где свое место есть и у крупного бизнеса, работающего с НДС, и у малого, работающего без НДС.
agjr.ru: Какой же выход?
Ф. Гумеров: Не отменять НДС на слитки золота только для физических лиц. Вариантов много, но самым удачным мне кажется вариант установления нулевого НДС на всем пути движения золота. И в производстве, и в торговле ювелирными изделиями. Идеальным выглядит вариант выравнивания условий хозяйствования для всех участников рынка, но не по планке сегодняшних условий деятельности крупных ювелирных предприятий, а по планке благоприятных условий деятельности ювелирных предприятий, работающих на условиях УСН.
agjr.ru: Последний вопрос. Насколько вероятно, что на крупные предприятия распространятся те же условия, что и на участников рынка, работающих по УСН?
Ф. Гумеров: Это было бы из области чудес. Да, распространение на крупные компании условий участников рынка, работающих по УСН, стало бы хорошим выходом. Ведь посмотрите, в нашей отрасли, учитывая высокую стоимость сырья, эти 6 % от оборота, которые платят при УСН, становятся огромной суммой. Но, скорее всего, тут следует ожидать какого-то компромиссного варианта. В любом случае он должен находиться в едином налоговом и правовом поле для всех участников рынка.
Вопрос этот сложный. Его обсуждение — длительный процесс. Ни завтра, ни в ближайшие месяцы итоговых решений здесь принято не будет. Поэтому я и предлагаю одновременно с введением нулевого НДС на золотые слитки на всем пути движения золота лоббировать создание единых благоприятных налоговых режимов для всех участников рынка, независимо от объемов производства и торговли. Нужно честно говорить о лоббировании этого подхода, как о длительном и очень сложным процессе.
Мы не должны жить в иллюзиях. У государства есть цель — замещение доллара. Замещать доллар в копилках физических лиц государство намерено драгоценным металлом. Для повышения его привлекательности как инвестиционного актива — без НДС. О последующей неизбежной логике развития событий я уже сказал. Так что УСН для ювелиров в нынешней ситуации если не обречен, то находится в зоне высочайшего риска. Пытаться его спасти простым упрямством — глупо.
В нашей Ассоциации собраны представители разных сегментов рынка ДМДК. Есть ломбарды, есть те, кто занимается аффинажем, есть производители, есть торговля. И в вопросе налоговых режимов, и в остальных вопросах, мы руководствуемся принципом: нельзя отстаивать интересы одних за счёт интересов других. Кстати, мне доводилось читать комментарии в отраслевых чатах. Там говорилось, что якобы это Ассоциация инициирует отмену налоговых режимов. Это чьи-то больные фантазии. Мы всего лишь обладаем информацией о том, что есть идея такого законопроекта и собираем мнения участников рынка о нём.
В конце я всегда говорю: «Мы Делаем Дело! Оно у нас общее! Мир Нашему Дому!». Раз вопрос последний, не буду изменять себе и в этот раз.
СПРАВКА
Вопрос о возможности Минпромторга взять под свое крыло не только процесс добычи драгметаллов в РФ, но и другие сферы ювелирной индустрии, обсуждается давно. Корень проблемы в том, что с советских времен ювелирная отрасль относится к ведомству Минфина. Если Минпромторг заинтересован в развитии отечественной промышленности, то главная функция Минфина – охранительная: создание эффективного и жесткого контроля над рынком ДМДК, чтобы каждый грамм драгоценного металла не прошел мимо казны. С этой задачей министерство справляется хорошо, именно для такой цели (тотального контроля) создана ГИИС ДМДК. В показателях деятельности Минфина нет отчетности о развитии производства, только о сборе налогов. Было бы странно ожидать от такого министерства заинтересованности в модернизации промышленности, усилении позиций отечественных игроков отраслевого рынка на международной арене и т.д.
У ювелиров задача сходная с задачами Минпромторга, а именно — создание конкурентоспособной индустрии и получение максимальной добавочной стоимости с каждого добытого грамма драгоценного металла. Это приведет и к росту числа отраслевых предприятий, и к появлению новых рабочих мест, к повышению поступлений доходов в бюджет.
Судя по последним событиям, государство озаботилось ситуацией. Логично ожидать более деятельного участия Минпромторга в развитии ювелирной промышленности. На сегодняшний день под патронажем Минпромторга находится добывающая сфера. К ней могут присоединиться ювелирные производство и торговля. Минпромторгу могут быть переданы и некоторые регуляторные функции.