20.12.2021
Сегодня в ювелирном сообществе нет проблемы, обсуждаемой и волнующей ювелиров больше, нежели проблема предстоящего внедрения ГИИС ДМДК. В первую очередь всех волнует этап подачи сведений об остатках ювелирных изделий, драгоценных металлов и драгоценных камней.
На прошедшей неделе ФПП РФ провела многочасовую конференцию по этому вопросу. Ещё три вебинара провели разработчики программного обеспечения. Но предстоящий порядок действий в головах ювелиров, к сожалению, так и не уложился. Чем ближе время «Ч», тем больше накаляются страсти и растёт раздражение участников. Всё чаще звучат проклятья в адрес разработчиков. По сути ювелиров интересуют два вопроса, в которых необходима предельная ясность и исчерпывающая достоверность.
1) Что требуется сделать в связи с грядущими новациями?
2) Что будет, если требования не выполнить?
2000 участников обсуждают проблему в социальных сетях. Остальные активности в прояснении ситуации и собственной судьбы не проявляют. Больше всего участников волнует, заботит и возмущает, необходимость предоставления сведений о недрагоценных камнях в составе изделий, весе химически чистого драгоценного металла в изделии, марки сплава драгоценного металла и цифровой фотографии изделия, так как сбор этой информации требует затрат и значительных ресурсов. Необходимо вручную перебрать весь товар и расшифровать каждую бирку. Особую озабоченность вызывает необходимость рассчитывать химический вес. Для этого нужно вычитать вес в закреплённых изделиях камней. Во-первых, это сложно и долго. Во-вторых, полученную информацию нельзя будет назвать достоверной.
Чтобы разобраться в запутанном вопросе с ГИИС ДМДК, нужно охладить голову и посмотреть на историю принятия нормативных актов, которые устанавливают порядок внедрения в эксплуатацию системы, и изучить их содержание. Только тогда возникнет чёткий план действий и понимание последствий при бездействии. А дальше — оценить риски и принять решение.
Внедрение в отрасли ГИИС ДМДК породило большой перечень обязательных к исполнению участниками рынка требований, в том числе и по передаче в систему сведений о товарных остатках и обороте драгоценных металлов, драгоценных камней и ювелирных изделий. За неисполнение этих обязательных требований предусмотрена административная ответственность по статье 15.47 КОАП РФ (штраф до 100 тыс. руб.).
Порядок установления обязательных требований определён Федеральным законом «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» от 31.07.2020. (№247 – ФЗ).
По общему правилу обязательные требования устанавливаются федеральными законами, а в случаях и пределах, установленных федеральными законами, обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами Правительства РФ (пункты 1 и 3 статьи 2 ФЗ-247). У нас как раз такой случай.
Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (№ 41 – ФЗ от 04.03.1998.) наделил Правительство РФ полномочиями по установлению требований к составу информации, передаваемой в ГИИС ДМДК, срокам и способам её предоставления (пункт 4 статьи 11 ФЗ-41). Во исполнение требований Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» было принято Постановление Правительства РФ № 270 от 26.02.2021. «О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
В этом нормативном правовом акте правительство определило перечень сведений (информации), которые необходимо передавать в ГИИС ДМДК в зависимости от стадии оборота. Пунктом 10 указанного постановления установлена обязанность внести сведения (информацию) в ГИИС ДМДК об остатках драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий по данным бухгалтерского учёта на 01.01.2022. в срок до 15 января. Также постановлением определено, что сведения об остатках вносятся по форме, установленной Министерством финансов РФ. Т.е. состав сведений определяет правительство, а форму передачи – министерство. Как известно данные бухгалтерского учёта не содержат сведений о количестве и весе недрагоценных камней, закреплённых в изделиях, химически чистом весе драгоценного металла в изделиях, марке использованного сплава, цифровой фотографии изделия там тоже нет. Отсутствует эта информация и в приходной документации. Данные бухгалтерского учёта по ювелирным изделиям содержат три параметра: количество в штуках, вес в граммах, учётную стоимость в рублях.
Пункт 20 «Правил функционирования государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, на всех этапах этого оборота», утверждённых постановлением Правительства РФ от 26.02.2021. № 270, установил требование о предоставлении сведений в ГИИС ДМДК при вводе продукции, ювелирных изделий в оборот.
Подпункт «Е» пункта 20 «Правил» требует предоставление сведений о виде (наименовании) драгоценного металла, пробе или процентном содержании, массе химически чистых драгоценных металлов и (или) общей (лигатурной) массе. Нужно отметить, что это требование распространяется именно на этап ввода изделий в оборот. Оно не содержит жёсткого требования по указаниям химический чистой массы драгоценного металла. Нет требования предоставления информации о недрагоценных камнях и марке сплава. Следовательно, не требуется пересчёт лигатурного веса изделий в химически чистый вес драгоценного металла.
Подпункт «Л» пункта 20 «Правил» устанавливает, что цифровые фотографии ювелирных изделий передаются в добровольном порядке, а значит, прикладывать фотографии изделий необязательно.
Пункт 38 «Правил» устанавливает состав предоставляемой в ГИИС ДМДК информации по каждому факту (случаю) оборота продукции и ювелирных изделий. Формат информации и структура сведений определяются Министерством финансов РФ. Требований предоставления информации о недрагоценных камнях, марке сплавов, массе химически чистого драгоценного металла и фотографий изделий этим пунктом также не установлено. Таким образом требования, вызывающие наибольшее число вопросов и претензий со стороны участников рынка, установлены не постановлением Правительства РФ, а приказами Министерства финансов РФ, и при доброй воле министерства могут быть оперативно отредактированы.
Расширение объёма передаваемых сведений сверх того, который установлен Правительством РФ означает введение новых обязательных требований и создаёт дополнительную нагрузку на участников рынка, на регулятора отрасли, на оператора системы, на саму систему. Усложнение задач только ухудшает качество и результат работы.