25.06.2021
24 июня 2021 года по видеосвязи состоялось заседание Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням. На мероприятии обсуждался проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и статью 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Публичное рассмотрение этого проекта проводится по инициативе Минфина России в целях оценки регулирующего воздействия нормативного правового акта.
В приветственном слове вице-президент ТПП РФ Владимир Падалко выразил благодарность за совместную работу участникам комитета, представителям ФОИВов, Минпромторгу, Гохрану, Федеральной пробирной палате.
Владимир Падалко: «Вчера отчитывался о собственном участке работы и отмечал ваш комитет. Он один из самых боевых и реально работающих как по отраслевой тематике, так и по оценке регулирующего воздействия. Я посмотрел статистику, за прошлый год и за начало этого года вы сделали шесть серьёзных предложений, касающихся вашей отрасли, и все они были учтены».
Ассоциацию «Гильдия ювелиров России» на заседании представлял генеральный директор Эдуард Уткин.
Эдуард Уткин: При обсуждении проекта обсуждаемого закона был впервые задействован механизм референтных групп. Этот механизм позволил нам детально обсудить поступившие предложения, но не позволил снять все противоречия между отдельными сегментами рынка. Вопросы, волнующие ювелирное сообщества следующие:
1) В тексте закона присутствует понятие художник-ювелир, но в преамбуле закона сказано, что не является предметом регулирования настоящего закона порядок совершения сделок между гражданами, физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Чтобы закрепить в законе правовой статус художников-ювелиров, мы предлагаем внести дополнение: «за исключением художников-ювелиров». Дополнение это следует сделать после слов: «…порядок совершения сделок между гражданами, физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями». Если не будет чёткого правового статуса, закреплённого в законе, мы рискуем впоследствии передать всё это на аутсорсинг правоохранительным органам, которые сами будут решать имел ли гражданин статус художника-ювелира или он находился в статусе физического лица.
2) В статье 1 упоминаются понятия художник-ювелир, физическое лицо, творческий работник. Но больше в тексте закона нет упоминания о творческих работниках. Здесь нужна ясность. Физическое лицо, он же художник-ювелир, он же гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, например. Это необходимо для исключения правовой неопределённости.
3) В рассматриваемом законе есть печень того, что будет клеймиться и опробоваться на добровольной основе. Мы много лет говорим о необходимости либерализации опробования и клеймения. Предлагаем включить в этот перечень изделия из золота, предназначенные для экспорта. Мы говорим о государственном пробирном клейме. Продукция и так будет подлежать маркировке, которая позволит извлечь всю информацию об этих изделиях. Пробирное клеймо будет излишним, к тому же на многих рынках оно не устраивает наших покупателей. Наши основные конкуренты на внешних рынках — это Турция, Италия, Таиланд и Китай. В этих странах нет обязательного государственного клеймения и ювелиры этих стран обладают конкурентным преимуществом перед нами по этой части.
4) В статье 12.2. предлагаем в пункте 7, в котором говорится об обязательных требованиях, касающихся обеспечения прослеживаемости и учёта ДМДК, предусмотреть возможность пересмотра нормативных актов, определяющих работу ГИИС ДМДК.
5) В проекте есть статья 13.1, касающаяся специального учёта. Она даёт возможность приостановки специального учёта предприятий и ИП по решению Федеральной пробирной палаты. Есть два случая, когда такая приостановка возможна:
Сегодня за это предусмотрены штрафы вплоть до 140 тысяч рублей. Это вполне достаточное наказание. Есть ли необходимость в дополнительных? Мы предлагаем убрать эту статью из проекта.
6) Предлагаем внести изменения в статью 15.1 «Лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с оборотом драгоценных металлов». В ней говорится, что юридическому лицу и ИП, осуществляющим скупку у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью. То же касается и заготовки. Дело в том, что скупка кодами ОКВЭД не прописана. Скупка — это дополнительный виде деятельности, подвид оптовой торговли. Мы считаем, что нет смысла заниматься скупкой ювелирных изделий не имея возможности продажи этих драгоценностей.
7) Статья 20 проекта предусматривает, что приобретённые ломы и отходы ДМДК, индивидуальные предприниматели и организации отправляются на аффинаж. Про художников-ювелиров забыли. А ведь у них тоже будут лом и отходы.
Оставшееся время участники заседания вносили свои предложения по корректировке проекта закона. Редакция сайта agjr.ru будет следить за тем, учтут ли эти рекомендации в следующей редакции документа.