17.06.2021
Мы уже писали о состоявшейся 10 июня 2021 г. встрече директора департамента государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней Минфина России Ю. А. Гончаренко с членами Ассоциации «Гильдия ювелиров России». Сегодня предлагаем вашему вниманию более подробный отчет о конструктивном диалоге между представителями власти и бизнеса. Уверены, что подобные встречи на площадке Гильдии ювелиров России будут способствовать повышению взаимопонимания и преодолению кризиса взаимного недоверия сторон. Представители ювелирного сообщества, возглавляемые председателем Совета Ассоциации Ф. Ф. Гумеров и генеральным директором Ассоциации Э. Ю. Уткиным высказали ряд просьб и предложений, касающихся введения новых правил работы в условиях ГИИС, причем речь шла как о глобальных вопросах изменения налогообложения, отмены пошлин на ввоз вставок и т.д., так и о конкретных технических проблемах, которые необходимо решать в ручном режиме.
Сергей Богомолов, «Ювелирная торговля Северо-Запада»: Сейчас остро стоит вопрос о справочниках, необходимых для занесения товара в систему. На сегодняшний день они совершенно не отработаны. Особенно это касается справочников по камням. База данных вставок включает, к примеру, около сорока видов изумрудов, при том что в массовом ювелирном производстве их используется не более десяти. Даже специалисты подчас не отличат ограненный изумруд с 63-мя гранями от ограненного изумруда с 64-мя гранями. Нет справочников ни по типу изделий, ни по металлу – то есть основных, необходимых для загрузки информации о товаре в систему. Кроме того, ряд параметров, которые требуются при этом, никакими нормативными документами вообще не отработаны. Хочется также отметить, что и с фотографированием (на сегодняшний день – это дело добровольное) могут возникнуть серьезные проблемы, так как единых критериев к фотографиям товара нет.
Александр Егоров, Sokolov: У нас получилось войти в систему. Тестируем, пробуем. Мы видим, что в Гознаке идет по этому направлению очень большая работа – круглые сутки, без выходных. Сделано многое. На сегодняшний день основная проблема состоит в интеграции, автоматическом обмене информацией. Остается множество методологических вопросов. Например, мы столкнулись с тем, что в системе невозможно работать с «изделиями с драгоценными камнями» - нет функционала. Нет решения, как быть с парными изделиями – допустим, серьгами. А времени до перехода на ГИИС осталось сосем мало: 2021 –й год наполовину «растаял». Есть настороженность, что перечисленные проблемы регулятор устранить не успеет. Если говорить о ключевых вопросах, то нас больше всего волнуют два. Первый – развитие экспортного потенциала и снижение себестоимости изделий путем отмены пошлин на камни. Второй – выравнивание налоговых режимов в отрасли, отмена упрощенных схем налогообложения для ряда игроков.
Юлия Гончаренко, Минфин: Вопрос необходимости обнуления пошлин на камни докладывался Минфином в 2018 году на заседании МРГ* и Минфину было поручено обеспечить решение обозначенной проблемы. С учетом того, что процедурно вопрос не может быть решен из-за действующего до конца 2021 года технического моратория в рамках ЕврАзЭС, нами подготовлены все необходимые документы и обоснования, чтобы пошлины были изменены с января 2022 года.
Что касается единой системы налогообложения, то должна отметить, что этот вопрос ставился давно и обсуждался на многих площадках, в том числе в Государственной Думе и Совете Федерации, однако, учитывая чувствительность последствий для малого бизнеса. Полагаю, что вопрос может быть решен в ближайшей перспективе, если крупный бизнес будет ориентирован не только на решение вопроса равных условий, но и будет в диалоге с малым бизнесом для совместного поиска компромисса.
*Межведомственная рабочая группа по противодействию незаконным финансовым операциям под председательством Руководителя Администрации Президента Российской Федерации А.Э.Вайно.
Алексей Богданов, НИКА: Государство должно создать единые для отрасли условия. Вот все давно говорят об отмене НДС на покупку золота для физлиц. Если НДС при этом сохранится для юрлиц, начнется вакханалия. Таким образом мы создадим большой пласт работы правоохранительным органам. Между малым и крупным бизнесом тоже не хотелось бы иметь различий в правилах налогообложения. Так всем будет проще вести деятельность.
Юрий Зайцев, Красцветмет: Перед нами сейчас стоит очень много технических вопросов, но их, я думаю, мы будем решать в рамках референтных групп. Сейчас хочу затронуть лишь один системный вопрос. Неумолимо и стремительно приближается 1 сентября. Пробирная палата, Минфин, Гознак не покладая рук трудятся, однако объем проблем не уменьшается. Существуют опасения, что при выполнении требований, заложенных в системе, у игроков рынка возникнут сложности. К примеру, Минфин вынес на обсуждения два проекта постановления, где обозначены изменения в части клеймения (оно будет возможно только после внесения изделия в ГИИС ДМДК) и актов госконтроля при ввозе и вывозе. Необходимы некие вайпасы, позволяющие решать в режиме онлайн все возникающие при этих операциях вопросы. Ведь сутки нахождения одного изделия на таможне будут стоить владельцу около 60-ти рублей. Если изделие пролежит на таможенном складе 10 – 20 дней, пока будут решаться возникшие вопросы, его цена возрастет многократно и оно станет неконкурентоспособным на рынке. Думаю, что выражу общее мнение: необходим орган, который бы решал подобные проблемы в ручном режиме, до тех пор, пока система не будет отлажена.
Юлия Гончаренко, Минфин: Мы торопим Гознак именно в вопросе ввоза-вывоза, который будет осуществляться только через ГИИС ДМДК. Ведь этот процесс касается не только ювелиров, но и добывающих компаний, а также банков. Если проблема не решится – встанет все! Для нас как раз здесь самый высокий риск, поэтому проработка функционала ввоза-вывоза приоритетна для Минфина и Гознака.
Михаил Каспаров, «ПроТайм Рус»: Есть, на мой взгляд, простейший индикатор эффективности государственных институтов в отрасли. Так называемый индекс серебряной ложки. Если ювелир из Костромы захочет отправить серебряную ложку в Женеву, а его коллега из Женевы решит отправить аналогичное изделие в Кострому, то временные и финансовые затраты у первого будут в 20 раз выше. К сожалению, вектор взаимодействия государственных контролирующих органов с бизнесом в последнее время направлен на противостояние. Хотя, по моим ощущениям, 90 – 95% предпринимателей в отрасли готовы работать честно, как в Швейцарии, где, чтобы получить лицензию, нужно подтвердить свою деловую репутацию. Хотелось бы, чтобы эта игра в «кошки-мышки» прекратилась. Мы занимаемся часами и в нашем ассортименте есть модели, где на циферблате закреплены несколько бриллиантов низкой стоимости. Эти изделия также подпадают и под ГИИС, и под 115 ФЗ, и под все процедуры, связанные с ДМДК. Считаю, что таким образом государство усложняет жизнь там, где не надо. Поставлено решето со слишком маленькими ячейками. Зачем магазину, который продает часы ценой 10 000 рублей с мелкими бриллиантами, становится на учет в Пробирную палату, вводить товар в ГИИС, заполнять формы Финмониторинга?! Избыточный контроль не способствует лояльному отношению бизнеса к власти, а наоборот…
Илья Козак, Калининградский янтарный комбинат: У нас проблема одна – ввоз на территорию региона и вывоз с нее. Коллеги говорят про экспорт, а калининградским компаниям легче отправить товар на экспорт, чем на территорию «большой России». Особенно остро стоит вопрос аффинажа: за последние 15 лет из региона ни грамма не удавалось отправить.
Юлия Гончаренко, Минфин: Приказ Минфина, направленный на решение проблемы перемещения драгоценных металлов и камней с территории Калининградской области, бы внесен Минюст на регистрацию, однако в настоящее время он возвращен на повторное межведомственное согласование и в ближайшее время мы планируем провести согласительное совещание не только с заинтересованными федеральными органами, но и привлечь представите6лей бизнеса, а также Администрации Калининградской области и Борисом Юрьевичем Титовым - Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей. Прошу направить в адрес Минфина материалы о конкретных случаях запрета на вывоз с территории области лома и отходов в целях их аффинажа.
Татьяна Будная, медиа-холдинг JUNWEX, Клуб «Российская Ювелирная Торговля»: Как представитель общественной организации, объединяющей, в первую очередь, региональный малый бизнес в сфере ритейла, прошу обратить внимание именно на проблемы малых компаний. Для ювелирных магазинов в формате семейного бизнеса вхождение в ГИИС станет непосильной задачей, поскольку потребует значительных финансовых вложений. Как показывает статистика нашего колл-центра, за последнее время с рынка ушло не менее 35% таких игроков. А малый бизнес имеет огромное значение в экономике развитых стран мира, я не говорю уже об экономике России. Помимо этого, поступает много вопросов по работе в системе от торговых предприятий, которые не обладают нужными компетенциями и не имеют в штате технических специалистов. Необходимы соответствующие обучающие программы, буквально пошаговые инструкции, которые в доступной форме будут помогать процессу регистрации в ГИИС ДМДК.
Юлия Гончаренко, Минфин: Я передам эту информацию в Гознак и Пробирную палату с тем, чтобы они разработали и провели семинары и инструктажи, помогающие освоить систему. Мы всегда открыты к диалогу по каждому аспекту нашей деятельности и готовы отвечать на все возникающие у участников рынка вопросы.
Сергей Милашкин, «Топаз»: Кратко акцентирую лишь ту проблематику, которая особенно нас волнует. Первое: паритет налогового статуса. Второе: технические проблемы, связанные с необходимостью не разовых, а постоянных апдейта и апгрейта. Из-за какой-то ерунды (например, исправление кода, что для IT-специалиста секундное дело) одно из подразделений группы компаний «Топаз» уже месяц не может встать на учет. И подобных мелочей множество. Третье: уже упоминавшаяся интеграция, автоматический обмен данных.
Владимир Збойков, Гильдия ювелиров России: Гильдия ювелиров России - не производитель и не продавец ювелирных изделий, она не имеет возможности самостоятельно войти в ГИИС, протестировать те или иные процессы. О работе системы мы можем пока судить только по рассказам участников рынка. Хотелось бы, чтобы для Гильдии была создана индивидуальная учетная запись.
Флун Гумеров, Гильдия ювелиров России: Мы хотим видеть в регуляторе дирижера, который нас всех объединяет. Как известно, любая монополия в итоге сама себя убивает. Мы ни в коем случае не против малого бизнеса. Надо находить баланс. Вопросы контроля и развития – взаимосвязаны. Подобные встречи с регулятором будут продолжаться. К осенней встрече мы систематизируем предложения игроков отрасли, подготовим соответствующие материалы, чтобы она прошла еще более эффективно. Мы делаем общее дело!