02.06.2021

Золото как предмет необходимости

Источник: rbc.ru

Фото: Александр Крупнов/РБК Петербург

02 июня 2021 г.

Гендиректор АО «Ювелирторг» Сергей Богомолов — об основных трендах отрасли после пандемии.

Торговля ювелирными изделиями пережила закономерный спад в 2020 году, однако уже в начале 2021 года превысила показатели докризисного 2019 года. Почему так произошло и какие потрясения могут ожидать отрасль в будущем в связи с законодательными изменениями — в интервью РБК Петербург рассказал генеральный директор АО «Ювелирторг» Сергей Богомолов.

— Как ювелирная отрасль пережила 2020 год и с какими результатами вступила в 2021-й?

— Пандемия 2020 года стала шоком для всех. Два месяца мы не работали. Понятно, что финансовые результаты оказались ниже, чем в 2019 году. Однако уже в 2021 году мы увидели рост показателей относительно аналогичных месяцев докризисного 2019 года.

— С чем вы связываете рост?

— В меньшей степени — с отложенным спросом. Во многом, на мой взгляд, сказалось отсутствие выездного туризма. Деньги, которые не были потрачены на отдых за границей, люди потратили в том числе на покупку ювелирных изделий. Те, кто раньше покупали украшения за рубежом, сегодня покупают у нас. Соответственно, спрос несколько сместился в сторону более дорогих изделий.

Те, кто раньше покупали украшения за рубежом, сегодня покупают у нас. Соответственно, спрос несколько сместился в сторону более дорогих изделий.

— Как отразился на рынке ювелирных изделий рост цен на золото?

— Цены на драгметаллы, и на золото в частности, циклично растут и падают. Сейчас цикл роста. Соответственно, цена изделий выросла, покупатели с ограниченным бюджетом стали выбирать украшения меньшего веса. Но во многих случаях люди приобретают ювелирные изделия при необходимости. Например, обручальные кольца или золотой крестик для ребенка. Не имея какой-то практической пользы, ювелирные изделия, золото дают столь необходимые положительные эмоции и статус.

— Как проявляется в отрасли всеобщий тренд на цифровизацию и онлайн-продажи?

— Дистанционная продажа ювелирных изделий — тонкий вопрос. С одной стороны, по закону качественное ювелирное изделие обмену и возврату не подлежит. С другой — в случае полностью дистанционной продажи и оплаты покупатель имеет безусловное право вернуть приобретенный товар. Уже появилась категория потребителей, которые заказывают украшения, делают, например, фото для Instagram, получают «информационную маржу» и оформляют возврат. Но да, доля продаж с использованием дистанционных каналов несколько выросла. Я думаю, что законодательство в сфере дистанционных продаж ювелирных изделий еще будет меняться. В любом случае наши внутренние производственные процессы полностью подготовлены для этого канала продаж.

— Как вы относитесь к введению обязательной маркировки ювелирных изделий?

— В целом я поддерживаю эту инициативу с точки зрения систематизации рынка. Это не панацея, но сделать рынок более прозрачным она способна. Еще один положительный момент в том, что ювелирному сообществу удалось отсрочить введение обязательной маркировки до 2024 года.

Есть отдельные нюансы, целесообразность которых под вопросом. Например, нанесение маркировки прямо на изделие. Информационная емкость двумерного штрихкода, нанесенного на столь малую площадь, минимальна. Все, что можно закодировать, — уникальный идентификационный номер, привязанный к базе данных оператора, где содержится информация об изделии. Логичнее было бы разместить штрихкод на бирке, тогда всю эту информацию можно продублировать в самом штрихкоде. Это позволило бы в том числе подстраховаться на случай, если база окажется недоступна на момент покупки.

Кроме того, государство обещает обеспечить бесплатную маркировку всех изделий. Однако встает вопрос, сколько времени понадобится пробирной палате, чтобы выполнить такой объем работы, и в какую сумму непрямых расходов это выльется.

— Это ведь не единственное законодательное изменение, которое готовит государство?

— Да, конечно, готовятся значительные поправки в 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Пока рано их обсуждать, надеюсь, принятие этих поправок позволит продолжить работу предприятий ювелирной отрасли. Также обсуждается возможность отмены НДС на драгметаллы, как сырье для ювелирной отрасли. При этом ожидается отмена специальных налоговых режимов: УСН, ЕНВД и т. д. Я считаю это справедливым и логичным. Не исключено, что часть игроков в результате уйдет с этого рынка, но прозрачность бизнеса повысится.

— Вы допускаете такое развитие событий?

— Я допускаю любое развитие событий. Но на сегодняшний день механизм принятия законов таков, что серьезные нововведения обсуждаются в рабочих группах с участием отраслевых организаций. И у ювелиров такая организация есть — Гильдия ювелиров России, членом совета которой я являюсь. Государство готово к нам прислушиваться, мы доказали это, добившись отсрочки для введения обязательной маркировки.

К сожалению, не все представители бизнеса понимают значимость этой работы. Если бы каждая ювелирная компания поддерживала Гильдию, в том числе финансово, мы могли бы избежать целого ряда проблем. Например, неизвестно, к чему приведет взаимное признание пробирных клейм на территории ЕАЭС и смогут ли российские ювелиры конкурировать с ювелирами Киргизии или Армении в новых условиях.

Неизвестно, к чему приведет взаимное признание пробирных клейм на территории ЕАЭС и смогут ли российские ювелиры конкурировать с ювелирами Киргизии или Армении в новых условиях

— «Ювелирторгу» в 2021 году исполняется 85 лет. С каким багажом вы подошли к этому юбилею?

— Действительно, история нашей компании насчитывает уже 85 лет. И это не надуманная цифра — в нашем архиве хранятся трудовые книжки людей, принятых на работу в 1936 году. Предприятие достаточно болезненно прошло период 1991–93 годов. Это и отсутствие товарных фондов, и процесс приватизации. Многое удалось преодолеть благодаря сплоченности коллектива, его доверию тогдашнему руководству предприятия. С того времени сеть значительно выросла, пережила вместе со страной несколько спадов и подъемов. Постепенно, шаг за шагом мы заняли свое место на рынке. Бренд «Ювелирторг» знают во всех крупных городах Северо-Западного федерального округа.