30.08.2021

С. Куколевский: «Государство рано или поздно становится главным монополистом»

Уважаемые коллеги!
Я — Сергей Куколевский, основатель и руководитель компании ЦИРКОН С. Фирме исполнилось 27 лет, поэтому я позволю не считать себя новичком в ювелирном бизнесе. Я новый человек в Совете Гильдии и, как новичку, режут глаз некоторые моменты в ее работе.
Безусловно, руководство совершенно точно определило основные направления деятельности на данный момент: ГИИС, возможная налоговая реформа, ВЭД.
При этом упущен еще один очень важный аспект — вовлечение в Гильдию новых членов, охват всех регионов и становление Гильдии как ВСЕРОССИЙСКОЙ организации, по сути — профсоюзом ювелиров! Это позволилит более представительно выступать в органах власти, например. Также это позволило бы снизить членские взносы, а еще лучше — получить дополнительные средства для работы (пресса, командировки, организация встреч, конференций и т.д.). На первых порах можно пригласить представителей других существующих объединений и регионов как гостей на наши совещания, обязательно на октябрьскую конференцию в качестве участников, а затем постараться вовлечь их в работу Гильдии.

Внедрение ГИИС — дело решенное и, в общем, правильное, но недодуманное. Наше государство принимает решения, которые нас всех ставят в одну позу, а потом уже разъясняет, что и как делать. Программа сырая, много «косяков», страшно даже подумать, какой коллапс может наступить после ее запуска. И те шаги, которые предпринимает руководство Гильдии по внедрению и отладке системы, заслуживают поддержки и одобрения.
Кроме того, практически не учитывается разнородность участников рынка: есть гиганты, как в производстве, так и в торговле, они производят и продают большую часть ювелирных изделий, особенно золота, особенно в масс-сегменте. Как правило, они являются собственниками занимаемых площадей или арендуют их у аффилированных структур, т.е. платят сами себе. Они же плательщики НДС.
Вторая, самая большая группа участников рынка — малый бизнес: небольшие производства, особенно серебряные, представителем которых я являюсь, и небольшие частные ювелирные магазины. В большинстве своем предприятия этой группы находятся на арендуемых площадях. В основном, эти предприятия «сидят» на УСН.
Третья группа — художники, мастера-ювелиры, индивидуалы, микропредприятия и магазины. Располагаются они либо по домам-подвалам-чердакам, либо арендуют маленькие помещения. Их доля в ВВП отрасли незначительна, но именно они создают «ювелирное лицо» нашей страны, их работы побеждают на российских и международных конкурсах! «Сидят» на патенте или УСН.
При переводе всех участников ювелирного рынка на общую систему налогообложения выиграют только крупные предприятия, работающие с золотом на собственных площадях! Затраты с НДС (на металл, коммуналку и др. расходы), который идет в зачет, в долевом соотношении у них значительно выше, чем у производителей серебра, стоимость которого не так существенна в цене изделий, «живущих» на арендуемых без НДС площадях. Ратующие за перевод всех на общую систему налогообложения невольно, а скорее осознанно, пытаются потопить малый ювелирный бизнес! При этом они не понимают, что если не будет продукции малых предприятий, интересной и дорогой, потеряется главное конкурентное преимущество больших заводов — дешевизна их продукции. А деньги просто уйдут за границу! И еще. Государству гораздо проще войти в десяток предприятий с контрольным пакетом и сделать из теперешних хозяев топ-менеджеров, чем сделать это с тысячами малых. Просто посмотрите, что уже произошло со многими крупными прибыльными предприятиями и банками. Если где-то происходит монополизация, государство рано или поздно становится главным монополистом.
Считаю, необходимо отстаивать интересы ВСЕХ, особенно малых участников рынка. Сейчас не самые легкие для ювелирной отрасли времена, при увеличении налоговой нагрузки многие предприятия и индивидуалы, которые сейчас платят налоги, разорятся и либо пойдут на биржу, либо уйдут в тень. Для нашего родного большого и богатого государства это либо непонятно, либо неважно, но Гильдия, по-моему, своих сдавать не должна! Конечно, если на какую-либо общую систему налогообложения переведут всю страну, например, на единый 10% налог, это временно затормозит торговлю из-за неизбежного повышения цен, но затем все будут работать в более-менее равных условиях.
С ВЭД я столкнулся несколько раз, выезжая на выставки за границу, отправляя посылки зарубежным контрагентам. При существующем положении дел овчинка выделки не стоит. Гильдия совершенно правильно ведет работу в плане облегчения этой деятельности.
Евразийское экспортное бюро — штука, возможно, интересная, но какая-то «мутная». Что конкретно для экспортеров, импортеров, экспонентов зарубежных выставок оно будет делать? Сколько это будет стоить? Какова процедура? И почему оно в дружественном Казахстане? Ювелирная отрасль России все-таки помощнее, основные производители, они же экспортеры готовых изделий и импортеры вставок, оборудования и комплектующих, находятся в России. Или это зеленая дорожка для дешевого китайского, например, импорта?!
В заключение предлагаю внести изменения в регламент работы Совета:

Отменить доверенности членов Совета. Только ЛИЧНОЕ участие, личное мнение по решаемым вопросам. С уважением отношусь ко всем членам Совета, но при голосованиях Совет должен знать личное мнение каждого члена, а не мнение доверенного лица. Если кто-то из членов Совета не может лично участвовать на каком-то совещании, пусть примет решение коллег. А если не хочет-зачем тогда быть в Совете, для визитки? Для того, чтобы каждый член Совета мог высказать свою точку зрения по повестке дня, а она известна всем заранее, предлагаю выносить их на предварительное обсуждение, также предлагаю продумать вопрос о создании открытого чата Совета для ознакомления всех членов Гильдии с работой Совета по решению насущных вопросов.


С уважением,  
Сергей Куколевский