02.09.2021

«Гильдия ювелиров» оценила проект приказа «О классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕЭС отдельных товаров»

 Эксперты Ассоциации «Гильдия ювелиров России» провели оценку регулирующего воздействия

проекта приказа ФТС России «О классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров»

(в части раздела 110) 

Проект разработан в целях актуализации кодов ТН ВЭД ЕАЭС, в том числе для драгоценных, полудрагоценных камней и изделий из них. Адрес страницы проекта: http://regulation.gov.ru/projects#npa=119182, ID проекта 02/08/05-21/00116182.

В основе раздела 110 и таблицы 110.1 проекта лежит действующая в настоящее время таблица из Приложения «Перечень драгоценных и полудрагоценных камней товарной позиции 7103» к «Пояснениям к товарной позиции ТН ВЭД 7103». Данный документ был разработан еще в период СССР, когда в стране отсутствовала частнопредпринимательская инициатива, не было развито коллекционирование минералов, а рыночные реалии мирового рынка изучались поверхностно или не учитывались вовсе.

Вероятно, именно данные обстоятельства привели к тому, что в таблице 110.1, приведенной в данном документе, присутствует многочисленная подмена понятий:

- в столбце таблицы «Минералы» хаотично перемешаны наименования классов и групп минералов с наименованиями непосредственно минералов, а в столбце «Коммерческое наименование» разновидности минералов, поименованные в соответствии с их правильными научными (минералогическими) терминами, перемешаны с редко или практически никогда не неиспользуемыми устаревшими торговыми наименованиями;

- отнесение тех или иных минералов и их разновидностей к «драгоценным или полудрагоценным камням» осуществлено в таблице исключительно исходя из наименований минералов и их разновидностей, без какого-либо учета их состояния и качественных характеристик.

Отнесение конкретных образцов минералов или их разновидностей к драгоценным и полудрагоценным камням в одну группу товарной позиции исключительно по названию, без учета их качественных характеристик, влечет необоснованную ответственность юридических лиц и граждан по КоАП и УК РФ за оборот образцов таких камней с качественными характеристиками, не обеспечивающими данным камням действительно высокой рыночной стоимости. Прежде всего, из-за такого подхода страдает развитие внутреннего рынка коллекционных образцов минералов (используемых при формировании минералогических коллекций, в том числе частных).

Необходимо отметить, что в нормативно-правовой базе Евразийской экономической комиссии сегодня имеется пояснение по данному вопросу («Пояснения к ТН ВЭД ТС: Раздел ХIV. Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них, бижутерия, монеты» - http://www.eurasiancommission.org/ru/Lists/EECDocs/Forms/DispForm.aspx?ID=3796):

«В данную товарную позицию включаются драгоценные или полудрагоценные камни, перечисленные в приложении к данной группе, минералогические названия сопровождаются коммерческими наименованиями; конечно, содержание данной товарной позиции ограничивается теми камнями и их разновидностями, качество которых позволяет использовать их в ювелирном деле и т.д.

В данную товарную позицию также не включаются:

а) некоторые камни, которые не являются драгоценными, хотя и относятся к упоминаемым выше видам минералов, а также камни, не обладающие качествами, позволяющими использовать их в ювелирных изделиях или в изделиях золотых или серебряных дел мастеров; такие камни включаются в группу 25, 26 или 68».

В российском законодательстве понятие «драгоценные камни» введено Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» 41-ФЗ в виде приведения перечня наименований того, что относится по российскому законодательству к драгоценным камням. Это: «драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в «сыром» (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Настоящий перечень драгоценных камней может быть изменен только федеральным законом».

При корректном определении разновидности минерала, одних только перечисленных в законе названий «изумруды, рубины, сапфиры и александриты» достаточно, чтобы отнести данные камни к драгоценным, т.к. только ювелирного качества разновидности минерала берилл могут называться изумрудом, разновидности ювелирного качества минерала корунд – рубином или сапфиром, и разновидность ювелирного качества с присутствием реверса цвета минерала хризоберилл – александритом. А минерал алмаз и органическое вещество природный жемчуг любого качества всегда признаются драгоценными камнями.

Таким образом, не вызывает вопросов приведение без дополнительных комментариев в таблице 110.1. раздела 110 рассматриваемого проекта присутствие названий минерала алмаз и разновидностей минералов изумруд, рубин, сапфир, александрит. 

Однако понятие «полудрагоценные камни» отсутствует в Федеральном законе «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» 41-ФЗ. Это понятие в целом вообще не разъясняется ни в одном действующем нормативно-правовом акте Российской Федерации.

В то же время понятие «полудрагоценные камни» используется в Статье 7.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях («Самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней), а также в Статье 191 («Незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга») и пунктов 2 и 3 Статьи 255 («Самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней в любом виде, состоянии») Уголовного кодекса РФ.

При этом Статья 7.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях и Статья 191 УК РФ включают примечание, поясняющее, что «перечень полудрагоценных камней для целей настоящей статьи (191 УК РФ) и статьи 255 настоящего Кодекса (УК РФ) устанавливается Правительством Российской Федерации».

Перечень полудрагоценных камней в целях применения статьи 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статей 191 и 255 Уголовного кодекса РФ установлен Постановлением Правительства РФ от 11.09.2020 N 1406 «Об утверждении перечня полудрагоценных камней в целях применения статьи 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статей 191 и 255 Уголовного кодекса Российской Федерации»: это «Берилл, в том числе аквамарин и гелиодор». Таким образом, только минералы берилла, включая его разновидности аквамарин и гелиодор, детерминированы российским законодательством как полудрагоценные камни.

Следовательно, только минералы берилла, включая его разновидности аквамарин и гелиодор, а также упоминаемые в Статье 7.5. КоАП и Статьях 191 и 255 УК РФ янтарь и нефрит можно корректно рассматривать как полудрагоценные камни вне зависимости от качественных характеристик конкретных образцов.

Таким образом, Таблицу 110.1. раздела 110 проекта либо нужно сократить до упоминания в ней драгоценных камней изумруда, рубина, сапфира, александрита и полудрагоценных камней янтаря, нефрита, берилла (как минерала) и его разновидностей аквамарина и гелиодора, либо в обязательном порядке необходимо указывать в пояснении к таблице, что «некоторые камни, которые не являются драгоценными, хотя и относятся к упоминаемым выше видам минералов, а также камни, не обладающие качествами, позволяющими использовать их в ювелирных изделиях или в изделиях золотых или серебряных дел мастеров, за исключением их перечня, приведенного в российском законодательстве».

Однако в разделе 110 рассматриваемого проекта данное необходимое пояснение к таблице 110.1. уже не приводится.

Далее, все упомянутые в таблице 110.1. проекта минералы и разновидности минералов являются объектами минералогических коллекций. Объекты минералогических коллекций проходят по позиции 9705 ТН ВЭД, включая:

(А) Коллекции и предметы коллекционирования по зоологии, ботанике, минералогии или анатомии, такие как:

(4) Образцы минералов (не являющихся драгоценными или полудрагоценными камнями, относящимися к группе 71); образцы окаменелостей.

Следовательно, образцы минералов и их разновидностей, не относящиеся по своим качественным характеристикам к полудрагоценным камням, но присутствующие по названию в перечне таблицы 110.1., могут классифицироваться по позиции 9705 ТН ВЭД.

Необходимо также отметить, что в российской профессиональной практике камнеобработки широко используются такие понятия, как «камнесамоцветное сырье» (для необработанных камней сырьевого качества), «ювелирные камни», «поделочные камни», «декоративно-поделочные камни». Указанные термины позволяют справедливо концентрировать внимание не на стоимостных параметрах объектов «драгоценный» или «полудрагоценный», которые, как отмечалось, очень сильно зависят от качественных характеристик конкретных образцов камней, а на потенциальном использовании данных камней. К вышеперечисленным камням также применяется неофициальное наименование «самоцветы», также указывающее не на стоимость, а на внешний вид данных камней.

Таким образом, было бы более корректно в товарной позиции 7103 ТН ВЭД ЕАЭС классифицировать «камнесамоцветное сырье и природные драгоценные и полудрагоценные камни», безусловно давая пояснение, что камни, не обладающие качественными характеристиками, позволяющими использовать их в ювелирных изделиях или в изделиях золотых или серебряных дел мастеров, не могут рассматриваться как драгоценные или полудрагоценные, за исключением их перечня, приведенного в российском законодательстве.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Таблицу 110.1. раздела 110 проекта целесообразно привести в соответствие с научными (минералогическими) подходами, разделив по отдельным столбцам названия минералов, их разновидностей и возможных торговых наименований:

Минерал

Разновидность минерала, относящаяся к драгоценным или полудрагоценным камням

Возможное торговое наименование

При этом следует учитывать, что в сопроводительных документах в устоявшейся практике никогда не указывается класс или группа минералов, к которым относятся товарные партии (образцы). По этой причине вообще нет смысла упоминать в данной таблице класс или группу минералов.

2. Крайне необходимо привести указанное в действующей редакции пояснение к таблице:

«содержание данной товарной позиции ограничивается теми камнями и их разновидностями, качество которых позволяет использовать их в ювелирном деле и т.д.

В данную товарную позицию также не включаются:

а) некоторые камни, которые не являются драгоценными, хотя и относятся к упоминаемым выше видам минералов, а также камни, не обладающие качествами, позволяющими использовать их в ювелирных изделиях или в изделиях золотых или серебряных дел мастеров».

3. Для внесения полной ясности целесообразно позицию переименовать в «камнесамоцветное сырье и природные драгоценные и полудрагоценные камни».

4. Целесообразно раздел 110 дополнить пояснением, что «Образцы минералов и их разновидностей, не являющиеся драгоценными или полудрагоценными камнями по качественным характеристикам, но пригодные к использованию в качестве образцов минералогических коллекций, классифицируются по поз. 9705 ТН ВЭД.

Проект приказа «О классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕЭС отдельных товаров»

Предложение компании «Стиль камня» по вопросу списка минералов к 71 группе ТНВЭД