26.09.2021

Этапы внедрения ГИИС ДМДК: в первый раз, как в первый класс

Завершился первый этап внедрения ГИИС ДМДК – постановка на специальный учет. 1 сентября 2021 года позади. Ювелиры (все или почти все) уже встали на учет в ГИИС ДМДК. Что дальше?

А дальше следующий этап внедрения ГИИС ДМДК. Согласно постановлению Правительства РФ №270 данные об остатках драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий по состоянию бухгалтерского учета на 1 января 2022 г. необходимо зафиксировать и передать в ГИИС ДМДК по утвержденной Министерством финансов России форме. Подать эти сведения необходимо до 15 января 2022 г. Предполагается, что внесение этой информации будет проводиться без предварительной инвентаризации, исходя из данных бухгалтерского учета. Остатки формируются для того, чтобы впоследствии участники рынка смогли получить на них УИНы.

Перечень сведений (информации) об остатках ювелирных изделий, драгоценных металлов и драгоценных камней, который должен передаваться в ГИИС ДМДК, изложен в проекте Приказа Минфина России «Об утверждении форм сведений (информации) об остатках драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий из них, которые вносятся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями» (ссылка на Приложения № 3 и №4). Всего предполагается 4 вида форм: для драгоценных металлов, для драгоценных камней, для полуфабрикатов ювелирных изделий и для готовых ювелирных изделий (Приложения №1, №2, №3, №4).

В «Форме сведений (информации) об остатках ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, которые вносятся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в государственную интегрированную информационную систему в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота» (Приложение 4) устанавливается требование по внесению в ГИИС ДМДК сведений о химической массе драгоценных металлов, входящих в состав сплава ювелирных изделий. Это большая проблема почти для всех торговых ювелирных организаций.

Суть проблемы в том, что ни на бирках ювелирных изделий, ни в товарно-сопроводительной документации нет указаний на массу химически чистого драгоценного металла в составе изделия. Эту величину необходимо определять расчетным путем, через указанные общую массу изделия и пробу. Но это только часть проблемы. 90 % изделий содержат вставки из недрагоценных камней и далеко не всегда имеется информация о массе этих вставок.

При заполнении формы требуется указать количество и описание вставок из драгоценных и недрагоценных камней. Характеристики и общее количество даже драгоценных камней в изделиях не всегда указаны в сопроводительных документах и на ярлыках (бирках) изделий. Эта информация практически никогда не дается в описании, нечасто приводится и количество недрагоценных камней.

Производителям легче, чем торгующим организациям, пересчитать в «чистоту» вес полуфабрикатов и металла в различных стадиях передела, находящихся в остатках. «Чистоту» в отходах тоже можно определить с известной долей погрешности. Но и у них весьма вероятен риск возникновения проблем с передачей данных об остатках в ГИИС ДМДК. В «Формах сведений» (информации) об остатках полуфабрикатов ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, которые вносятся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в государственную интегрированную информационную систему в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (Приложение 3) устанавливается требование по внесению в ГИИС ДМДК сведений о марке сплава полуфабрикатов ювелирных изделий.

Ювелирные производства обычно не покупают готовые сплавы определенных проб, а производят их самостоятельно, используя драгоценный металл и лигатурные сплавы.  При этом какая-либо марка такому итоговому сплаву не присваивается, полученный сплав направляется на производство как драгоценный металл такого-то вида с такой-то пробой. Получается, что производители ювелирных изделий в подавляющем большинстве случаев не в состоянии указать марку сплава, использованного при изготовлении полуфабриката ювелирного изделия. Да и какую полезную для ГИИС ДМДК информацию несут сведения о процентном содержании легирующих добавок?

Что же с инвентаризацией на 1 января 2022 года? Важный момент: пункт 10 Постановления № 270 не предусматривает инвентаризации всех остатков на 1 января 2022 г. Предполагается, что «срез» всех необходимых сведений о наличии ДМДК и изделий на дату 1 января 2022 г. можно будет просто взять из бухгалтерского учета организации. Остаётся надеяться, что обновленные программные комплексы автоматизации ювелирных предприятий, такие как «Ювелирный Торговый Дом», «Ювелирный салон», «Ювелирное производство» от компании «ЮвелирСофт», позволят корректно произвести выгрузку данных в ГИИС ДМДК в автоматизированном режиме, извлекая их из баз учета.

Однако вопрос с пересчетом общей массы изделий в массу химически чистого драгоценного металла остается. Нет в учетных системах торговых организаций этих данных. Также предлагаемая проектами приказов Минфина России форма, кроме граф «химическая масса драгоценных металлов в сплаве» и «количество драгоценных камней и их описание» содержит еще графы: «Производитель», «Собственник», «Владелец», «Торговая марка». В приходных документах, имеющихся в магазине, значится только «Поставщик». Более того, старые остатки выкупленного товара в учете не делятся по поставщикам. Как следует заполнять эти графы в проекте приказа не разъясняется. Данные сведения нужно буквально «раскапывать» руками.

Возможен ли вариант, при котором для заполнения форм ГИИС ДМДК будет недостаточно автоматизированной выгрузки данных из баз бухгалтерского учета и потребуется проводить инвентаризацию всех товарных остатков еще до 15 января? Если да, то когда? Ведь с 1 по 10 января новогодние праздники.

Следующим этапом работы с остатками станет внесение до 1 апреля 2022 г. в ГИИС ДМДК уточненных сведений (информации) об остатках драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий по данным инвентаризации, проведенной по состоянию на 1 января 2022 г., в том числе с учетом реализации драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий в период с 1 января по 31 марта 2022 г.

Получается, что на 1 января 2022 г. все-таки нужно будет проводить инвентаризацию, но т.к. данные этой инвентаризации теоретически могут отличаться от данных бухгалтерского учета на ту же дату, то передача сведений в ГИИС ДМДК об остатках будет осуществляться в два этапа: до 15 января 2022 г. передача в ГИИС ДМДК предварительных данных об остатках по бухучету. Затем, после подведения итогов проведенной 1 января 2022 г. инвентаризации, передача уточненных данных – до 15 апреля 2022 г. Однако данные по остаткам, передаваемым по итогам инвентаризации на 1 января 2022 г., должны быть скорректированы на объемы реализации остатков в период с 1 января по 31 марта 2022 г. (по тексту проекта внесения изменений в постановление Правительства РФ 270 – на объемы поступлений и реализации остатков в период с 1 января по 31 марта 2022 г.).

Что касается 1 марта 2022 г., то в соответствии с постановлением Правительства РФ №270 все новые ювелирные изделия, за исключением заявленных остатков, должны будут иметь «присвоенный каждому такому изделию уникальный идентификационный номер, цифровую фотографию индивидуального ювелирного изделия (в случае ее добровольного представления в ГИИС ДМДК), содержащиеся в ГИИС ДМДК, а также прикрепленный к изделию ярлык, оформленный в соответствии с Правилами». Т.е. все новые изделия в торговые сети с 1 марта 2022 года будут поступать уже с DataMatrix кодом на бирке с занесенным в нем УИНом изделия. Это сфера ответственности производителя. Ювелирным изделиям, заявленным в качестве остатков по состоянию на 1 января 2022 года, должны быть присвоены УИНы в срок до 1 сентября 2022 года. Эта нагрузка ляжет в основном на розничные торговые сети.

Следует отметить, что из предлагаемого текста не совсем понятна судьба изделий, поступивших в розничные ювелирные предприятия в период с 1 января 2022 г. по 31 марта 2022 г. Речь о периоде, когда производители еще могут отгружать в розницу изделия без УИН и, соответственно, без двумерных штриховых кодов на ярлыках (бирках), но в «остатки» они вроде бы уже не могут попасть, т.к. зафиксированы на 1 января 2022 г. Те изделия, что поступят в розницу после 1 марта 2022 года, должны будут иметь УИН и двумерный штриховой код на ярлыке (бирке). Будет ли требоваться наличие УИН и кода на бирке для изделий, поступивших уже после инвентаризации, с 1 января 2022 года по 28 февраля 2022 года, неизвестно. Попадут ли они в «остатки», данные о которых будут переданы до 15 апреля 2022 года, тоже неясно.

Приказ еще не издан. Остаётся надеяться, что все необходимые корректировки в формы для передачи данных в ГИИС ДМДК успеют внести. А производители ювелирного софта для конечных пользователей успеют необходимым образом доработать свои программы.

Проект акта

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4