02.09.2021

Предложение компании «Стиль камня» по вопросу списка минералов к 71 группе ТН ВЭД

В настоящее время проводятся публичные консультации по оценке регулирующего воздействия нормативного правового акта проекта приказа ФТС России «О классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров»

Компания «Стиль камня» подготовила свои предложения по вопросу списка минералов к 71 группе ТН ВЭД.

Все камни и минералы с коммерческой точки зрения целесообразно разделить на три группы:

  • Первая группа (алмаз, изумруд, рубин, сапфир, александрит). 
  • Остальные (от яшмы до берилла) делятся на две группы по использованию.

Если по своему качеству минералы подходят для использования в ювелирных изделиях, то они должны относиться к 71 группе ТН ВЭД.  Если их качество низкое и эти камни можно использовать только в строительстве при изготовлении ступеней, подоконников и т.п., то они должны относиться к сырью, к 25 группе, а в изделиях к 68 группе ТН ВЭД (или вовсе к 96).

При импорте ключевым вопросом становится тарифное регулирование и пошлины. При экспорте проблемой является не тарифное регулирование и экспортные лицензии. В такой ситуации таможенным органам необходима основа для принятия решения о классификации товара для целей таможенного регулирования. Для этого им нужен список.

При формировании такого списка можно выделить три основные проблемы.

1.  Влияние списка минералов на импорт сырья, заготовок и изделий поделочных камней.  

В зависимости от списка, камни, минералы и др. могут попадать в разные таможенные группы. И с них будет взиматься разная таможенная пошлина. Пример в таблице:

Группа или код ТНВЭД

Таможенный тариф

7103 10

10 %

7103 99

15 %

711611 и 711620

18 %

25 группа

5 %

6802 99

13 %

6809 90

12%

9601 19

15 %

Решением проблемы может быть отмена таможенной пошлины на импорт товаров по данным позициям.

2.  Влияние списка на экспорт сырья, заготовок и изделий поделочных камней.

Для указанных в списке камней и минералов при их экспорте в необработанном виде (код 7103 10) предусмотрено лицензирование. Этот бюрократический механизм был необходим для контроля за использованием недр. Получилась правовая коллизия. На товар, который можно купить на рынке в свободной продаже, экспортеру необходимо получить экспортную лицензию. Для выдачи лицензии, он должен получить согласование. Для получения согласования необходимо, предоставить документы, подтверждающие всю цепочку от покупателя до владельца месторождения и его лицензии. По понятным причинам всю цепочку по документам предоставить практически невозможно. А про заверенные должным образом копии лицензии недропользователя с согласованиями местных геолкомов, говорить не приходится. Получается дублирование контроля за использованием недр.

Решением проблемы должно стать изменение в нетарифном таможенном регулировании и отмене экспортной лицензии.

3. Места таможенного оформления.

Все товары, относящиеся к 71 группе ТН ВЭД, должны проходить таможенное оформление на специализированных постах Центральной акцизной таможни (далее ЦАТ). В начале двухтысячных годов был период, когда оформление на специальных постах отменили. Это привело к проблемам. Возврат оформления в ЦАТ был положительно воспринято участниками рынка, но за последние годы оформление на спецпостах превратилось в проблему. Корректировка таможенной стоимости и попытки доначислений стали практикой. После проведения дополнительных проверок таможенная стоимость у многих компаний всегда принималась по заявленной декларантом, но ответы на дополнительные запросы требовали дополнительной работы и времени. При этом для выпуска (получения груза) под обеспечение на время проведения проверки необходимо было вносить депозит. Такой взнос, в дополнение к таможенным платежам, ложится дополнительной финансовой нагрузкой на компанию.

Решением данной проблемы может быть отмена таможенной пошлины на импорт товаров данных позиций.

Идеальным видится вариант, когда будет отменены как список, так и бюрократические препоны.