02.09.2021
В настоящее время проводятся публичные консультации по оценке регулирующего воздействия нормативного правового акта проекта приказа ФТС России «О классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров»
Компания «Стиль камня» подготовила свои предложения по вопросу списка минералов к 71 группе ТН ВЭД.
Все камни и минералы с коммерческой точки зрения целесообразно разделить на три группы:
Если по своему качеству минералы подходят для использования в ювелирных изделиях, то они должны относиться к 71 группе ТН ВЭД. Если их качество низкое и эти камни можно использовать только в строительстве при изготовлении ступеней, подоконников и т.п., то они должны относиться к сырью, к 25 группе, а в изделиях к 68 группе ТН ВЭД (или вовсе к 96).
При импорте ключевым вопросом становится тарифное регулирование и пошлины. При экспорте проблемой является не тарифное регулирование и экспортные лицензии. В такой ситуации таможенным органам необходима основа для принятия решения о классификации товара для целей таможенного регулирования. Для этого им нужен список.
При формировании такого списка можно выделить три основные проблемы.
1. Влияние списка минералов на импорт сырья, заготовок и изделий поделочных камней.
В зависимости от списка, камни, минералы и др. могут попадать в разные таможенные группы. И с них будет взиматься разная таможенная пошлина. Пример в таблице:
Группа или код ТНВЭД |
Таможенный тариф |
7103 10 |
10 % |
7103 99 |
15 % |
711611 и 711620 |
18 % |
25 группа |
5 % |
6802 99 |
13 % |
6809 90 |
12% |
9601 19 |
15 % |
Решением проблемы может быть отмена таможенной пошлины на импорт товаров по данным позициям.
2. Влияние списка на экспорт сырья, заготовок и изделий поделочных камней.
Для указанных в списке камней и минералов при их экспорте в необработанном виде (код 7103 10) предусмотрено лицензирование. Этот бюрократический механизм был необходим для контроля за использованием недр. Получилась правовая коллизия. На товар, который можно купить на рынке в свободной продаже, экспортеру необходимо получить экспортную лицензию. Для выдачи лицензии, он должен получить согласование. Для получения согласования необходимо, предоставить документы, подтверждающие всю цепочку от покупателя до владельца месторождения и его лицензии. По понятным причинам всю цепочку по документам предоставить практически невозможно. А про заверенные должным образом копии лицензии недропользователя с согласованиями местных геолкомов, говорить не приходится. Получается дублирование контроля за использованием недр.
Решением проблемы должно стать изменение в нетарифном таможенном регулировании и отмене экспортной лицензии.
3. Места таможенного оформления.
Все товары, относящиеся к 71 группе ТН ВЭД, должны проходить таможенное оформление на специализированных постах Центральной акцизной таможни (далее ЦАТ). В начале двухтысячных годов был период, когда оформление на специальных постах отменили. Это привело к проблемам. Возврат оформления в ЦАТ был положительно воспринято участниками рынка, но за последние годы оформление на спецпостах превратилось в проблему. Корректировка таможенной стоимости и попытки доначислений стали практикой. После проведения дополнительных проверок таможенная стоимость у многих компаний всегда принималась по заявленной декларантом, но ответы на дополнительные запросы требовали дополнительной работы и времени. При этом для выпуска (получения груза) под обеспечение на время проведения проверки необходимо было вносить депозит. Такой взнос, в дополнение к таможенным платежам, ложится дополнительной финансовой нагрузкой на компанию.
Решением данной проблемы может быть отмена таможенной пошлины на импорт товаров данных позиций.
Идеальным видится вариант, когда будет отменены как список, так и бюрократические препоны.