22.09.2021
Чуть более 3 месяцев осталось до введения обязательного лицензирования деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также лома таких изделий. Лицензирование скупки было введено Федеральным законом от 2 августа 2019 г. № 282-ФЗ со сроком введения с 2021 года. Благодаря переносу срока введения лицензирования Федеральным законом от 8 июня 2020 г. № 166-ФЗ, обязанность получить лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности либо прекратить ее осуществление наступает только с 1 января 2022 года.
Лицензирование — это деятельность лицензирующих органов по предоставлению и переоформлению лицензий, продлению срока их действия, по осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий и т.д. Соответственно, лицензия — это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда она обязательна, влечет административное наказание по Статье 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)», а в случаях, когда это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (от 2,25 млн. руб.), является уголовным преступлением и карается по статье 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство» вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.
Итак, лицензия на скупку ювелирных изделий у физических лиц окончательно становится необходимой с 1 января 2022 года. Порядок лицензирования такой скупки установлен «Положением о лицензировании деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий», утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2020 г. № 1418 (далее по тексту – Положение).
В сознании обычного гражданина «скупка» — это некая контора за железными дверями с бронированным окошечком. На самом деле в ювелирном бизнесе скупка ювелирных изделий у населения — это распространенная практическая деятельность, которую можно сегментировать следующим образом:
- «традиционная» скупка ювелирных изделий и их лома как самостоятельный вид бизнеса с последующей реализацией производителям после аффинажа;
- для крупных ювелирных сетей «скупка» — это организация процесса по «трейд-ин», когда производится обмен старых ювелирных изделий покупателей на изделия новые, с доплатой, произведенные в аффилированных с торговой сетью производственных подразделениях. При этом скупленные изделия являются источником более дешевого сырья, не облагаемого НДС;
- для мелких ювелирных сетей и отдельных ювелирных магазинов, не имеющих собственного производства, скупка ювелирных изделий у населения также является поступлением недорогого драгоценного металла, но для его предоставления на давальческих условиях сторонним производственным ювелирным предприятиям с целью изготовления на заказ новых изделий;
- «комиссионная» скупка ювелирных изделий и их лома у населения по договору поручения от мелких производственных ювелирных предприятий с поручением скупить, переработать и поставить им небольшое количество драгоценного металла, приобретение которого иным путем часто бывает затруднительно.
Понятно, что появление проблем со своевременным получением лицензий по скупке у физических лиц ювелирных изделий и их лома может дать сбой организации бизнес-процессов всех этих участников рынка.
Требования к соискателям лицензии изложены в упомянутом выше Положении в пункте 4. Это:
а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений и помещений (части зданий, строений, сооружений и помещений);
б) наличие не менее одного работника, имеющего высшее образование по направлению подготовки «Товароведение» или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», или дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации (не менее 72 часов) в области лицензируемой деятельности, или имеющего стаж работы в области лицензируемой деятельности не менее одного года (за исключением случая, когда таким работником является индивидуальный предприниматель-лицензиат, представляющий документы в отношении себя);
в) наличие системы учета, хранения и обеспечения сохранности драгоценных металлов согласно правилам, утвержденным Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом 4 статьи 11 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;
г) наличие необходимого для осуществления деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, а также принадлежащего на праве собственности или ином законном основании весоизмерительного оборудования.
Грубым нарушением лицензионных требований Положение рассматривает невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а» и «в». На что следует обратить внимание: смысл подпункта в) пункта 4 Положения раскрыт в пункте 7, который гласит: «к заявлению, указанному в пункте 6 настоящего Положения, соискатель лицензии прилагает: в) копии документов, подтверждающих наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя помещений, отвечающих специальным требованиям по технической укрепленности и оборудованию охранной и пожарной сигнализацией.
Состав требований по хранению и обеспечению сохранности драгоценных металлов должен быть определён в соответствии с пунктом 4 статьи 11 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», но там указано лишь то, что порядок хранения драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них устанавливает Правительство РФ.
Такой документ есть – это «Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. № 731. Конкретно, правила хранения в документе задают пункты 17 и 18:
«17. Хранение драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома и отходов, их содержащих, осуществляется в организациях и индивидуальными предпринимателями таким образом, чтобы была обеспечена сохранность их при производстве, переработке, использовании, эксплуатации и транспортировке.
18. Хранение драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется в помещениях, отвечающих специальным требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации, устанавливаемым федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Нетрудно заметить, что если пункт 17 документа фактически позволяет участнику рынка самостоятельно определять, как обеспечивать сохранность ценностей («таким образом, чтобы была обеспечена сохранность»), то пункт 18 документа, вопреки пункту 17 того же документа, предписывает наличие помещений, отвечающих специальным требованиям по технической укрепленности и оборудованных средствами охранной и пожарной сигнализации. Причем соответствующие требования устанавливаются ФОИВами. Но таких требований для хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них не существует, они не сформулированы в каком-либо нормативном документе. Хотя с момента утверждения этих правил прошло 20 лет.
У всех ли участников рынка имеются такие помещения?
В итоге, для участников рынка возникают риски отказа в получении лицензии на скупку из-за невыполнения требований по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации помещений для соответствующей деятельности. Еще хуже то, что появление документа, задающего данные требования, не решает проблемы, т.к. содержание такого документа может привести к невозможности практического исполнения требований.
Во-первых, какие-либо меры по технической укрепленности ювелирных «островков» в торговых центрах просто нереализуемы, даже теоретически – это же «островки». Да и в торговых отделах при торгово-развлекательных центрах оборудовать такие помещения сложно.
Во-вторых, на арендуемых площадях хозяин арендодатель. Не факт, что он пожелает иметь «техническое укрепление» предоставляемого в аренду объекта.
В-третьих, ювелирные точки вынуждены часто менять локации в поиске максимальной посещаемости. Выходит, что каждый раз нужно будет «укрепляться».
Кроме того, «техническая укрепленность», даже если сделать это будет позволено, обходится недешево — до полумиллиона рублей на объект. Да и времени «укрепляться» осталось совсем немного.
Какой же выход из сложившейся ситуации видит Ассоциация «Гильдия ювелиров России»? Один из двух:
- или ограничиться требованиями пункта 17 правил хранения по Постановлению № 731 и предоставить участникам рынка самостоятельно определять, как им обеспечивать сохранность ценностей (тем более, что нормативного документа за три месяца до вступления в силу требований по лицензированию скупки так и не появилось),
- или ограничить возможные требования по «технической укрепленности» объекта для получения лицензии на скупку ювелирных изделий у населения наличием сейфов.
Сегодня малый и микро- бизнес в сфере ДМДК тяготится не налоговым бременем, а администрированием избыточных обязательных требований и усложнением регулирования деятельности. Именно эти требования толкают предпринимателей на уход в «тень». Сегодня для развития легального ювелирного бизнеса требуется выработка принципа разумной достаточности контроля и всех обязательных требований.
Мы предлагаем внести соответствующие изменения в нормативно-правовые акты. Решение, конечно, за регулятором.
Предпринимательские риски лучше оставить самим предпринимателям. Тем более, что предприниматели и сами, как никто другой, заинтересованы в сохранности своего имущества.
Зачем же государство берет управление этими рисками на себя?
Это становится понятно, если проследить историю отношения нашего государства к золоту. Еще 13 июля 1920 г. было издано постановление СНК РСФСР «Об изъятии благородных металлов, денег и различных ценностей», в соответствии с которым безвозмездно и независимо от количества таковых изымались золото и платина в слитках и «сыром виде». А 15 июня 1921 г. на заседании коллегии Наркомфина РСФСР был поставлен вопрос и принято решение уже о скупке золота. Последним из длинной череды советских актов, предписывающих строгие правила хранения ценностей, стала Инструкция Министерства финансов СССР от 15 июня 1978 года № 53 «О порядке получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях». Она установила жёсткий контроль за социалистической на тот момент собственностью. Затем была инструкция Минфина России от 04 августа 1992 года № 67. Уже не было советской власти, но ДМДК относились к категории валютных ценностей. Ныне действующее постановление Правительства РФ № 731 от 28 сентября 2000 года унаследовало часть прежних норм.
Так что сегодняшний контроль и надзор за золотом — это прямое наследие из далекого советского прошлого. Совсем от него отказываться неблагоразумно, но и полностью его копировать непрогрессивно.