19.10.2022

Пока в Питере шла конференция по восстановлению УСН, в Москве готовили запрет на АУСН

Недавний праздник «малых» ювелиров, в который де-факто превратилась конференция в Санкт-Петербурге по вопросу 47-ФЗ, омрачили последние новости из столицы. Пока в зале Невской ратуши звучали заслуженные организаторами аплодисменты, в сети Интернет обсуждалось введение запрета нормы, позволяющей ювелирам применение специальных налоговых режимов после 1 января 2023 года (применения так называемой автоматизированной упрощенной системы налогообложения АУСН). Проект нормы запрета применения АУСН в производстве и при реализации ювелирных изделий включен в проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В это же время шла работа и над поправкой в КоАП, согласно которой срок давности по правонарушениям в сфере ДМДК должен увеличиться с двух месяцев до двух лет. И над новой редакцией правил скупки у физических лиц, и над новой редакцией главного отраслевого Федерального закона 41-ФЗ. Шла работа над обновлением правил опробования и клеймения ювелирных изделий и, как вишенка на торте, обсуждение введения непосредственно маркировки ювелирных изделий. Последнее чревато молниеносным «блэкаутом» всего ювелирного рынка. Это не всё. В ближайшее время ожидается корректировка большого пакета нормативно-правовых актов, регулирующих сферу оборота ДМДК.

Малые ювелиры хотят продолжать работать. Поэтому и выступают за восстановление права на «упрощенку». Однако теперь всё актуальнее становится вопрос: а получится ли работать в условиях обновленного пакета регулирования сферы ДМДК? Даже при восстановлении прав на УСН? Выходит, что пока ювелиры заняты отрубанием одной головы дракона, у него вырастают три новые. Возникает закономерный вопрос: что с этим делать?

На прошедшей в Санкт-Петербурге конференции представители малого бизнеса предлагали обращаться в Госдуму и Совет Федерации за помощью в восстановлении прав на УСН. Но запрет на их применение введен Федеральным законом. Это значит, что и внесение изменений (т.е. восстановление прав на УСН) также может осуществляться исключительно тем же путем – т.е. путем внесения и принятия закона.

От внесения до принятия закон должен пройти большой путь, предусмотренный для любых экономических законов, затрагивающих обязательные требования к участникам рынка. Причем рассмотрение нового закона в Госдуме (тем более в Совете Федерации) – это не начальная, а почти конечная стадия его прохождения.

Существует мнение, что законодатели в России – это депутаты и сенаторы. Это верно лишь отчасти. За весеннюю сессию 2022 года из 639 внесенных законопроектов — 48% внесли депутаты Госдумы, 32% — Правительство РФ, 13% — региональные парламенты, 3% — сенаторы, 1% — Президент РФ и 3% — иные субъекты законодательной инициативы. А вот доли принятых в тот же период законов, оказались совсем иными. Из 90 принятых в весеннюю сессию законов доли распределились так: 69% — Правительство РФ, 18% — депутаты Госдумы, 9% — Президент РФ, 3% — региональные парламенты, 1% — сенаторы.

Статус

Депутаты ГД

Сенаторы СФ

Правительство РФ

Президент РФ

Региональные парламенты

Прочие субъекты

Всего:

Внесено

48% (309)

3% (21)

32% (204)

1% (8)

13% (84)

3% (13)

100% (639)

Принято

18% (16)

1% (1)

69% (62)

9% (8)

3% (3)

0

100% (90)

Нетрудно заметить, что «проходимость» законопроектов наивысшая при их внесении Президентом РФ («проходимость» 100%) и Правительством РФ («проходимость» 30%). А вот у депутатов Госдумы РФ и сенаторов СФ эта «проходимость» в разы скромнее.

Несложно догадаться по чьему прямому указанию могло произойти такое чудо с проектом 47-ФЗ. Если это понятно, то важно трезво оценить шанс на отмену этого уже принятого закона.

Что касается сенаторов, то за период в 16 лет (с 2007 года по настоящее время) ими было инициировано всего-навсего 259 законопроектов.

Но небольшая вероятность успеха при внесении законопроекта депутатом или сенатором – это не единственная проблема при решении вопроса восстановления УСН для ювелиров. Дело в том, что процесс принятия федерального закона многоступенчатый и длительный. Законопроект, восстанавливающий право на УСН для ювелиров, прежде, чем попадет в план законопроектной деятельности Госдумы РФ (а затем – в Совет Федерации и на подпись к Президенту РФ), должен «преодолеть» обсуждения в ходе следующих этапов его прохождения:

- процедуры оценки регулирующего воздействия (ОРВ),

- заседания Рабочей группы при подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (в нашем случае – Рабочей группе драгоценные металлы и камни),

- обсуждения в заинтересованных федеральных органах власти (ФОИВах),

- обсуждения на заседании Подкомиссии по контрольно-надзорной деятельности Правительственной комиссии по проведению административной реформы.

Ниже приведена сильно упрощенная принятая в Российской Федерации схема прохождения федерального закона экономического характера:   

На каждой из перечисленных стадий прохождения проекта бизнес может предъявить к проекту свои обоснованные претензии, внести предложения по улучшению проекта или его корректировке в целом.

Если регулятор знает о существовании общественных бизнес объединений, которые в непрерывном режиме следят за процессом отраслевого нормотворчества, то каждый раз он вынужден задумываться над тем, стоит ли сделать «запасной виток закручивания гаек» или не усердствовать сверх меры. Часто бывает, что полезность деятельности общественных бизнес-объединений больше выражается не в том, что удалось скорректировать в нормотворчестве, а в том, что так и не было порождено.

Как было замечено выше, сейчас идёт обсуждение законопроекта по внесению изменений в Налоговый кодекс РФ. В числе прочего эти изменения касаются запрета на применение АУСН для ювелиров. В рамках данного обсуждения ювелирное сообщество сможет затронуть и вопрос восстановления в Налоговом кодексе РФ права ювелиров на применение специальных налоговых режимов. Пока окно возможностей открыто, но, как показывает практика, это будет недолго. Всё та же практика показывает и то, что ювелирному сообществу понадобится поддержка депутатского корпуса.   

Письмо о публичных консультациях

Проект ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Письмо Комитета ТПП РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням

ОРВ (для Министерства экономического развития РФ)

ОРВ (для ТПП РФ)