28.11.2022
Более того, эксперты Ассоциации «Гильдия ювелиров России» сходятся во мнении, что прогнозы по перспективе применения АУСН на данный момент неутешительные.
После установления запрета с 1 января 2023 года на применение специальных налоговых режимов малым бизнесом в ювелирной сфере, участники рынка обратили внимание на внедряемую систему налогообложения АУСН. Эта система воспринималась в качестве оставшегося окна возможностей. АУСН была анонсирована как эксперимент в Федеральном законе от 14.07.2022 № 239-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения». Эксперимент распространяется на действующие предприятия из 4-х регионов (Москва, Московская и Калужская области, Республика Татарстан) с численностью работников не более 5 человек и годовым доходом не более 60 млн. рублей. Эти предприятия получали возможность перехода на новый специальный налоговый режим с 1 января 2023 года. И никаких запретов на применение АУСН малым бизнесом в ювелирной сфере в исходном законе не присутствовало.
Но 19 января 2022 года (т.е. еще до появления 47-ФЗ от 9 марта 2022 года) Минфин России внес на процедуру ОРВ законопроект 02/04/01-22/00124239 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части реализации положений Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации). Статьей 3 этого законопроекта вводится запрет на применение АУСН для участников ювелирного рынка:
«Внести изменения в статью 3 Федерального закона от 25.02.2022 № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 9, ст. 1249):
дополнить часть 2 пунктом 34 следующего содержания: «34) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов или оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов».
После прохождения процедуры ОРВ, которая завершилась 8 августа 2022 года, данная норма из Статьи 3 превратилась в Статью 4, но содержание ее никак не изменилось. Хотя Минэкономразвития России письмом № Д13и-38634 от 25 ноября 2022 года в адрес РОО «Содействие малому бизнесу» и сообщил, что предприятия ювелирной отрасли могут перейти на новый специальный налоговый режим.
По состоянию на сегодняшний день прохождение законопроекта 02/04/01-22/00124239 застопорилось, движения с 8 августа этого года нет. До обсуждения в Правительстве РФ законопроект не дошел (если верить официальному сайту прохождения НПА). Конечно, бывают случаи, когда законы принимаются «задним числом», но такие случаи редки. Однако, если норма, касающаяся ювелиров, останется в нем прежней — это значит, что применять АОСН ювелирам будет нельзя.
В некоторых чатах ювелирной тематики опубликовано письмо Министерства экономического развития РФ, согласно которому Департамент инвестиционной политики и развития малого и среднего предпринимательства рассмотрел обращения РОО «Содействие малому бизнесу» и ОО «Ассоциация ювелиров» и сообщил, что в июле текущего года в Минфин России направлена позиция Минэкономразвития России о необходимости дополнительной детальной проработки вопроса об отмене с 2023 года специальных налоговых режимов для предприятий ювелирной отрасли.
Минэкономразвития России предложил отложить на 2 года вступление в силу решения о прекращении действия упрощенной и патентной систем налогообложения в ювелирной отрасли, в целях оценки влияния на отрасль освобождения от НДС операций по реализации золота в слитках гражданам и необходимости дальнейшего сохранения данных специальных налоговых режимов для указанных предприятий либо выработки альтернативных решений по данному вопросу.
Также в письме говорится о том, что в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 2022 года № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» с 1 января 2023 года действующие предприятия из 4 регионов (Москва, Московская и Калужская области, Республика Татарстан), в том числе предприятия ювелирной отрасли, могут перейти на новый специальный налоговый режим – Автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН).
В то же время известно, что в Министерстве финансов РФ активно прорабатывается возможность запрета применения АУСН. И это обстоятельство ставит под угрозу перспективы применения упомянутого налогового режима.