22.03.2022

14 шагов для спасения ювелирной отрасли

На последнем заседании Совета Ассоциации «Гильдия ювелиров России» было решено обратиться ко всем участникам ювелирного рынка с предложением присоединиться к мерам по спасению отрасли. С текстом обращения можно познакомиться ниже.

Уважаемые коллеги!

Мы вступаем в период турбулентности, который будет сопровождаться рыночной нестабильностью, ростом стоимости сырья, оборудования, инструментов, расходных материалов для производства ювелирных изделий, падением покупательской способности населения и снижением интереса потребителей к ювелирной продукции. В этой неблагоприятной ситуации жизненно важно, чтобы нормативное правовое регулирование в отрасли не создавало дополнительной нагрузки и дополнительных расходов для участников рынка, а наоборот, способствовало облегчению условий ведения бизнеса, снижению издержек на администрирование обязательных требований, повышению конкурентоспособности отечественных ювелирных изделий как на внутреннем, так и на внешнем рынке.   

В сегодняшней регуляторной политике государства в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней (ДМДК) сокрыто глобальное противоречие между частной формой собственности на используемые в обороте ценные ресурсы и жёстким государственным контролем за их обращением. Это существенно ограничивает права владельцев на свободу пользования и распоряжения собственностью и препятствует развитию бизнеса и совершенствованию технологи производства и продажи изделий.

Для принятия решения о запрете применения в отрасли специальных налоговых режимов был выбран самый тяжёлый для ювелиров период глубокой стагнации экономики России. Решение было принято поспешно, без должного прогноза последствий, оценки альтернативных вариантов и экономического обоснования как дополнительных доходов бюджета, так и дополнительных расходов бизнеса.

Ограничение объёмов, сокращение видов государственного контроля, упрощение, модернизация и реформирование форм и способов этого контроля — единственно возможный ключ решения проблемы повышения эффективности и инвестиционной привлекательности ведения бизнеса в сфере оборота ДМДК.

Нормативное правовое регулирование в нашей сфере необходимо менять. Изменений можно добиться только в условиях конструктивного диалога с ФОИВами и другими властными структурами. Для ведения такого диалога наше профессиональное сообщество должно консолидироваться. Ассоциация «Гильдия ювелиров России» — общественная организация, которая ведёт такой диалог. Но, несмотря на то, что это самое большое отраслевое объединение, её членов всё ещё крайне мало для того, чтобы государство воспринимало чаяния ювелиров должным образом.

Сейчас появляется «окно возможностей» для решения многих наших вопросов. 1 марта 2022 г. началось обсуждение с Минфином РФ и ФПП РФ поправок, которые предлагается внести в постановление Правительства № 270 от 26.02.21 г. Данное постановление определяет порядок и сроки внедрения ГИИС ДМДК. Подготовленных поправок много (более 30).

Уже началось обсуждение поправок ещё в 15 актов. Это связано с утверждением новой редакции ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Предстоит внести изменения в приказы Минфина РФ и в КОАП РФ. Все эти акты составляют костяк регулирования ювелирной отраслью.

Мы призываем всех, кому небезразлична собственная судьба и судьба годами строившегося бизнеса, присоединиться к членам «Гильдии ювелиров России» и подставить своё плечо. Перед сообществом на данный момент стоят три глобальные задачи:

  • Сохранить ювелирное дело в условиях нарастающей турбулентности.
  • Добиться корректной, бесперебойной работы ГИИС ДМДК и уменьшения издержек на маркировку продукции.
  • Реформировать нормативное правовое регулирование отрасли ДМДК с целью снижения издержек на его регулирование.

Скорее всего перечень задач Ассоциации в ближайшее время будет расширен её членами, так как события в экономике развиваются стремительно. Если мы упустим данную возможность, то опять годами будем стенать от излишней нагрузки и подсчитывать убытки от операционной деятельности, а для многих участников рынка будущее перестанет существовать.

Отдельного упоминания заслуживает ситуация с внедрением в отрасли системы ГИИС ДМДК. Между участниками рынка и регулятором обнажились существенные противоречия. Главным образом они находятся в части понимания способов решения проблем рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. Внедряемая система вопреки ожиданиям участников оборота не сможет отвечать предъявляемым пользователями к ней требованиям. Складывается впечатление, что на её доработку не хватает ресурсов. Кроме того, государство считает, что сегмент ювелирных изделий на рынке ДМДК незначителен. Если это так, непонятно почему столь сложный технологический способ, как нанесение штрихового кода на поверхность изделия применяется только к ювелирным изделиям?

Совокупность негативных факторов, оказывающих влияние на состояние рынка, создает риск полной остановки отрасли, в которой на сегодняшний день занято около 150 тысяч человек. По мнению экспертов, для максимально возможного нивелирования негативных факторов требуется кардинальная либерализация оборота ДМДК с освобождением участников от исполнений излишних обязательных требований и избыточных издержек непроизводственного характера. Чтобы это осуществить, придётся объединится и вместе поработать над решением следующих задач.

Предложения по мерам поддержки отрасли

1. Приостановить внедрение новых этапов маркировки выпускаемой продукции и отложить маркировку товарных остатков до 2023 года. Система не протестирована, полный функционал не доделан, работает нестабильно с многочисленными сбоями, что создает излишнюю нагрузку на участников и тормозит работу отрасли.

 

2. Установить нулевую ставку НДС при реализации слитков драгоценных металлов организациям. Иначе из-за отмены НДС на реализацию драгоценных металлов физическим лицам неизбежно порождение теневого оборота и снижение конкурентоспособности добросовестных производителей.

 

3. Вывести ювелирные изделия из категории субъектов «антиотмывочного» законодательства по противодействию легализации преступно нажитых доходов. Ювелирные изделия не эффективное средство для этих целей. Законодательство было навязано России западными странами, в соответствии с нормами FATF.

 

4. Ввести мораторий на проведение плановых и внеплановых проверок сроком на один год, приостановить проведение начатых выездных проверок.

 

5. Пересмотреть нормативную базу, регулирующую оборот ДМДК. Имеется противоречие между частной собственностью на ДМДК и жестким государственным контролем за оборотом в части правил перевозки, хранения, учета, регламентации технологических процессов и предоставления отчетов. Это снижает инвестиционную привлекательность бизнеса из-за высоких издержек на администрирование обязательных требований.

 

6. Изменить порядок ценообразования на драгоценные металлы для внутреннего рынка с целью повышения конкурентоспособности отечественных производителей (установление дисконта к биржевой цене, введение экспортного налога, экспортной пошлины либо введение ограничений на вывоз драгоценных металлов). Ввести ограничение на размер комиссионного вознаграждения коммерческих банков при реализации драгоценных металлов.

 

7. Отменить ввозные пошлины на все виды цветных и синтетических камней и бриллианты рассевом 0,2 карата, а также производственное оборудование для ювелирной промышленности. Эта мера необходима для повышения конкурентоспособности отечественных производителей.

 

8. Отменить двойной тариф государственной пошлины на опробование и клеймение ювелирных изделий с закрепленными камнями. Такая мера уменьшит издержки производителей и позволит применять современную технологию производства.

 

9. Установить добровольный порядок клеймения экспортируемой продукции. Эта мера позволит скрыть российское происхождение продукции и повысит ее конкурентоспособность.

 

10. Отменить государственный контроль при экспорте ювелирных изделий в формате B2C. Эта мера позволит осуществлять прямые продажи российской продукции непосредственно потребителям, минуя оптово-розничные структуры.

 

11. Установить предельный срок опробования, клеймения и маркировки продукции – 5 рабочих дней. Увеличение сроков нахождения продукции в ФПП РФ означает замораживание оборотных средств и нарушение технологического регламента производства.

 

12. В срочном порядке внести корректировки в нормы Постановления Правительства № 270 от 26.02.21 г., препятствующие бесперебойной работе ГИИС ДМДК, в форме и объеме, согласованных с Минфином РФ.

 

13. Ввести мораторий на банкротство и блокировку счетов организаций. Данная мера стабилизирует экономическую ситуацию на рынке и позволит организациям не останавливать свою деятельность.

14. Отложить срок отмены возможности применения специальных налоговых режимов в отрасли ДМДК на 2024 год.

Коллеги, присоединяйтесь, вступайте в Ассоциацию «Гильдия ювелиров России», не оставайтесь безучастны к решению общих проблем.