11.03.2022
Предоставление субъектам малого- и микробизнеса права применять специальные налоговые режимы — это одна из форм реализации государственной налоговой, социальной и промышленной политики. Применение специальных налоговых режимов обеспечивает возможность роста и развития малого бизнеса, стимулирует создание дополнительных рабочих мест и способствует сокращению теневого оборота в традиционно проблемных сегментах экономики. Кроме того, это способствует снижению социально напряжённости.
Отмена возможности применения «СНР» в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней — это ещё одно свидетельство того, что контрольно-фискальные функции государства имеют безусловный приоритет над государственной политикой, причём как социальной, так и промышленной, и даже над налоговой политикой.
Конечно, в этой сфере есть налоговые правонарушения. Есть неправомерное использование специальных налоговых режимов, но далеко не все участники рынка к этому причастны. В бизнесе нельзя применять принцип коллективной ответственности за поступки отдельных субъектов. Всё-таки бизнес — это не армия.
За неумение Федеральной налоговой службой выявлять и пересекать налоговые схемы, за сохранение возможности возмещать НДС недропользователями, за отмену НДС для переработчиков драгоценных металлов, за дробление бизнеса крупными производителями и крупными сетями, в конечном счёте за создание нового высокодоходного инвестиционного инструмента для банков, заплатить будут должны самые маленькие! Причём не все, а лишь те, кто вёл бизнес добросовестно и платил установленные законом налоги.
Увеличение налоговой нагрузки для субъектов малого и микропредпринимательства в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней в совокупности с ужесточением мер государственного регулирования в период затяжной стагнации на рынке — это, пожалуй, наиболее болезненный способ регуляторного воздействия для всех участников рынка.
Во-первых, такое решение неминуемо приведёт к повышению цен на 15-20 % по всей цепочке: от производства до розничной торговли ювелирными изделиями. В свою очередь, это повлечёт снижение объёмов продаж ювелирных изделий.
Вторым негативным (и необратимым) последствием станет увеличение теневого сегмента. Часть производителей уйдёт в «подполье», а часть розничной торговли перекочует в интернет.
Третьей неприятностью станет увеличение доли крупных производителей, федеральных сетей и импортёров за счёт вытеснения с рынка предприятий малого и микробизнеса. Для крупных игроков это будет благом, для остальных — бедствием.
А был ли другой способ обеспечения сбора НДС в отрасли драгоценных металлов. Был и остаётся! Это установление общей системы налогообложения для скупщиков ломов и отходов. Да, сырьё для производства ювелирных изделий подорожает на 20 %, но это менее травматичный способ борьбы за НДС, нежели ликвидация специальных налоговых режимов для производителей и продавцов.