09.04.2022

Предложение «Гильдии ювелиров» вернуть УСН требует доработки и обсуждения

Редакция сайта agjr.ru получила очередную порцию вопросов, касающихся перспектив возврата специальных налоговых режимов в отрасли. Кто-то из авторов привёл подсчёты: сколько членов Совета Ассоциации потенциально заинтересованы в отмене УСН, а сколько нет. Что ж, это лишнее подтверждение тому, что всё больше представителей рынка драгоценных металлов и драгоценных камней стало интересоваться историей вопроса и вникать в ситуацию.

Иногда нам приходится читать конспирологические трактовки происходящих событий. Например, что Ассоциация «Гильдия ювелиров России» инициатор отмены УСН. Версия любопытная, но противоречит реалиям, произошедшим, в частности, на последнем заседании рабочей группы по регуляторной гильотине в сфере ДМДК. Там Илья Бырдин и Эдуард Уткин (генеральный директор Ассоциации) подняли вопрос о возврате для отрасли УСН. Они просили рабочую группу проголосовать за подготовку соответствующего письма в Правительство Российской Федерации. Инициатива ожидаемо не получила поддержки, поскольку вопрос недостаточно проработан: не выработан баланс интересов крупного бизнеса, малого бизнеса и государства. Проработка поручена экспертной подгруппе в сфере производства оптовой и розничной торговли ювелирными изделиями в составе рабочей группы «Драгоценные металлы и камни».

История вопроса

Во властных структурах решение о применении специальных налоговых режимов в отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней, созрело давно. Данная мера сопутствовала принятому решению об освобождении от НДС реализации слитков драгоценных металлов физическим лицам. Планировалось, что она будет осуществлена в 2019 году, но процесс шёл неторопливо. Стоит заметить, что консолидированной позиции в предпринимательском сообществе по данному вопросу не было и до сих пор нет.

Очередной виток интереса государства к применению специальных налоговых режимов в отрасли произошёл по причине введённых санкций. Проект «достали из-под сукна» и оперативно претворили в жизнь без детального анализа, без обсуждений, без оценки альтернативных вариантов.

Проблемы малого бизнеса при ликвидации специальных налоговых режимов:

• Единовременная переоценка товарных остатков на 20 % при переходе на общую систему налогообложения, так как к зачёту нечего принять.

• Увеличение цен на новую продукцию, поступающую от бывших «упрощенцев» (минимум на 15 %).

• Увеличение стоимости изготовления изделий на давальческих условиях из-за начисления НДС на весь фонд оплаты труда.

• Наибольший рост издержек ожидают производителей ювелирных изделий из серебра, т.к. у них добавленная стоимость значительно превышает стоимость сырья.

• Усложнение и удорожание стоимости ведения бухгалтерского учёта.

• Сокращение практики отгрузки товара на условиях длительной отсрочки либо оплаты по мере реализации.

• Увеличение затрат на администрирование контрольных мероприятий ФНС.

• Возникновение дополнительных рисков по оценке контрагентов и доначислению налогов.

• Существенное снижение доли «мелкосетевой» розницы и монополизация рынка крупными федеральными сетями, как следствие — усложнение доступа к прилавкам для мелких производителей.

• Наибольший рост издержек ожидает производителей ювелирных изделий из серебра, поскольку у этих производителей полученная добавленная стоимость значительно превышает стоимость используемого сырья.

• Ожидается общее снижение маржинальности и инвестиционной привлекательности сферы оборота ДМДК.

Почему большинство экспертов полагает, что отмена закона невозможна?

Закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (от 09.03.2022 г.) прошел все необходимые процедуры, подписан Президентом и вступил в действие. Его отмена практически невозможна с точки зрения юридической техники, но существуют варианты внесения изменений как в действующую редакцию Налогового кодекса РФ, так и в ФЗ № 47 от 09.03.2022 г. На прежних условиях это маловероятно, необходимо компромиссное решение, устраивающее малый бизнес, крупный бизнес и государство.

Какие варианты возможны?

Наиболее реалистичными выглядят следующие три:

1)      Ведение НДС на скупку у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, ломов и отходов драгоценных металлов, а также восстановление УСН для производственных и торговых компаний в ювелирной сфере. Особенности варианта: допускается закупка производственными предприятиями аффинированного золота с НДС непосредственно у аффинажных заводов и у коммерческих банков.

2)      Перенос срока вступления в силу запрета на применение УСН с 01.01.2023 г. на 01.01.2024 г.

3)      Отмена запрета на применение УСН организациями и ИП, осуществляющими производство, оптовую и розничную торговлю ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов при условии отмены НДС на реализацию драгоценных металлов.

На заседании Совета Ассоциации «Гильдия ювелиров России», которое состоялось 08.04.2022 г., после детального анализа всех трёх вариантов, большинство собравшихся предпочли третий. Экспертная подгруппа из состава рабочей группы «Драгоценные металлы и камни» также сочла этот вариант наиболее приемлемым.

Окончательная позиция Гильдии будет определена 12 апреля 2022 года во время общего собрания Ассоциации «Гильдия ювелиров России». Вопрос о вступлении в действие изменений в Налоговый кодекс вынесен отдельным пунктом повестки.

ПОВЕСТКА ДНЯ

общего собрания Ассоциации «Гильдия ювелиров России»

«12» апреля 2022 года

Начало собрания в 12:00.

1. Прием в Ассоциацию «Гильдия ювелиров России».

2. Анализ ситуации в ювелирной отрасли.

3. О внедрении ГИИС ДМДК (Постановление Правительства РФ № 270 от 26.02.2021).

4. О вступлении в действие изменений в Налоговый кодекс (№ 47-ФЗ от 09.03.22).

5. О предложениях по внесению изменений в нормативные правовые акты, регулирующие оборот ДМДК.

6. Предложения по мерам государственной поддержки отрасли.

7. О довыборах в Совет Ассоциации.

8. О размере и порядке оплаты членских взносов для предприятий  микробизнеса.

9. Разное.