25.04.2022

Контроль ради контроля

В условиях санкционного давления единственный путь выживания экономики страны: максимально повысить эффективность всего и вся. Повысить производительность труда, свести к нулю непродуктивные издержки всех процессов и операций. Иными словами, в условиях санкций, под которые попала Россия, необходимо в кратчайшем периоде и на всех уровнях пересмотреть и оценить эффективность всего, что мы делали и делаем: от организации управления экономикой страны в целом, регуляторики по отраслям до эффективности организации бизнес-процессов у каждого из хозяйствующих субъектов.

Кажется очевидным, что такие понятия отраслевого регулирования, как «избыточный контроль» и «необоснованные обязательные требования» в условиях санкционного давления должны быть искоренены очень быстро и полновесно. Если, конечно, есть заинтересованность в выживании отрасли в новых условиях.

Исполнение бизнесом отраслевых обязательных требований не может быть бесплатным, т.к. любое такое требование влечет как минимум необходимость его внутреннего контроля, выбор не самых оптимальных для бизнеса решений, а соответствующих требованиям. А ведь ещё будут прямые затраты на штрафы, без которых в нашей стране редко обходятся проверки.

Какова бы ни была доля затрат на обслуживание обязательных требований и контроль в структуре товарной продукции, эта доля не дает никаких преимуществ товару с точки зрения потребителя. Оплачивая долю стоимости товара, приходящуюся на затраты его производителя и/или поставщика на исполнение обязательных требований, покупатель, фактически, платит «за воздух». У разных товаров емкость потребительского рынка своя. Это зависит от цены товара, но очевидно, что с её повышением емкость рынка неизбежно падает. В свою очередь это дополнительно увеличивает себестоимость товара.

Что представляют собой затраты на обслуживание обязательных требований в ювелирной сфере? Это затраты на избыточные с точки зрения технологических процессов требования, которые не диктуются реальными потребностями бизнеса, а навязаны отраслевой нормативной правовой базой. За частного ювелира государство решило, где и как он должен покупать сырье, как его и готовую продукцию хранить, как учитывать, как перевозить. А чтобы неповадно было даже в мелочах нарушать предписания, государство внедряет в отрасли «большого брата» — ГИИС ДМДК! За движение каждого грамма драгоценного металла надлежит отчитываться перед системой, за каждую вставку…

Самое удивительное обязательное требование в сфере ДМДК – это исполнение предписаний Росфинмониторинга. Зачем дублирующая проверка покупателей ювелирных изделий, если они расплачиваются банковской картой, эмитированной банком, который уже сам идентифицировал своего клиента и контролирует все его денежные потоки? Как все это дублирование соотносится с «цифровой революцией», в рамках которой базы данных всех участников рынка вроде бы уже объединены? Обслуживание требований Росфинмониторинга участниками рынка ДМДК – это затраты. Причем непродуктивные затраты, снижающие эффективность бизнеса.

Тут же можно вспомнить про государственный контроль при пересечении ДМДК внешних границ ЕАЭС. Зачем он нужен, в чем его таинственный смысл, если и без того при пересечении границы есть таможенный контроль? При этом государственный контроль – это не только непродуктивные затраты для бизнеса (замораживание товара на период проведения государственного контроля). Это еще и огромный барьер на пути развития Интернет-торговли в адрес частных лиц за рубежом, т.к. мало кто наберется такого терпения, чтобы дождаться свою посылку с ювелирным изделием.

Обязательные требования по контролю, т.е. требования по обязательному государственному опробованию, клеймению и маркировке ювелирных изделий, равно как и использованию ГИИС ДМДК – это затраты на контроль за собой, никак не востребованный интересами самих участников рынка.

Доля затрат на обслуживание обязательных требований и контроль в общей стоимости ювелирных изделий из-за высокой стоимости сырья кажется небольшой. Однако производитель получает доход от той добавленной стоимости, которую производит его работа. А вот здесь доля затрат на обслуживание обязательных требований и контроль уже значительна!

Если на внутреннем рынке все его участники, занимающиеся схожим бизнесом, имеют примерно одинаковый уровень затрат на обслуживание обязательных требований и контроль, то зарубежные конкуренты несут подобные затраты в куда меньшем размере (см. Таблицу 1). Это влечет снижение конкурентоспособности ювелирных изделий российского производства на внешних рынках. Т.е. от необходимости исполнения отраслевых обязательных требований и контроля в отрасли страдает столь желанный государством экспортный потенциал. Теоретически, российские ювелирные изделия могли бы быть абсолютно конкурентоспособными в мировом измерении. Могли бы – но не являются таковыми из-за неравных ценовых показателей из-за совокупности издержек на администрирование обязательных требований.

К сожалению, даже в условиях санкций у регулятора есть стремление не уменьшить, а, напротив, усилить государственный контроль и требования к участникам ювелирного рынка.

Большую часть новых ужесточений регулирования сферы ДМДК можно отнести к опасениям «как бы чего не вышло». Со снятием НДС со слитков аффинированного золота законодательно с 1 января 2023 года отменили право малого бизнеса в сфере ДМДК использовать специальные налоговые режимы. Ожидаемый результат – себестоимость ювелирных изделий возрастет, а вместе с ней и цена. Конкурентоспособность на внешних рынках упадет, и без того небольшой экспорт снизится, а число участников рынка (и всех занятых в ювелирной сфере) сократиться кратно. Уменьшится и общий объем поступающих от ювелирной отрасли в бюджеты налогов. Особенно пострадают региональные бюджеты.

Но если от перехода с СНР на ОСН пострадает только малый отраслевой бизнес, то другая мера по усилению контроля – введение этапа маркировки ювелирных изделий по металлу в рамках ГИИС ДМДК с 1 марта 2023 года, неизбежно (и сильно) увеличит затраты и малого, и среднего, и крупного бизнеса. При этом ни государству, ни потребителю эта маркировка на изделиях вообще не нужна, т.к. она дублирует те же самые двумерные штриховые коды, что наносятся на скрепленные с изделиями бирки. Заметим, что в рамках маркировки ЦРПТ «Четный знак» маркировку можно наносить либо на сам товар, либо на не связанные с ним носители (упаковку и т.д.).

Наконец, в стадии обсуждения находится проект усиления ответственности за правонарушения в сфере ДМДК. Срок давности по ним планируется увеличить с двух месяцев до двух лет. Очевидно, такая мера приведет к увеличению штрафов, а, значит, и к увеличению средней доли затрат в себестоимости продукции бизнеса на контроль за собой.

Даже краткое перечисление самых вопиюще непродуктивных издержек бизнеса в сфере ДМДК на администрирование обязательных требований потребовало больше десяти абзацев этой статьи. Сможет ли ювелирный бизнес нести всю эту махину контрольных излишеств на своем горбу в эпоху санкций? Вряд ли… Может быть, все-таки стоит регулятору еще раз проанализировать, что действительно необходимо в отраслевой регуляторике, а что нужно немедленно устранять? Насколько перечисленный выше объем обязательных требований в сфере ДМДК соответствует объявленным антисанкционным заявлениям Президента РФ В. В. Путина о максимальной  экономической свободе для людей, которые занимаются бизнесом?

Исполнительный директор комитета «Деловой России» по драгоценным металлам и драгоценным камням

Збойков В.А.