24.05.2022

Мнение Ю.В. Зайцева о вариантах налоговой оптимизации для сферы ДМДК

В статье «Варианты налоговой оптимизации для сферы ДМДК», опубликованной на сайте Ассоциации «Гильдия ювелиров России» 22.05.2022, информация о высказанных в ходе заседания Совета Ассоциации оценках предложений по вариантам реформы налоговой системы для сферы ДМДК, а также тезисах состоявшейся дискуссии представлена слишком лаконично. Считаю, что её следует дополнить некоторыми важными уточнениями.

Так, второй вариант, предусматривающий сохранение специальных налоговых режимов при отмене НДС на реализацию аффинированных драгоценных металлов вполне реален. Более того, именно этот вариант рассматривается Минфином России в качестве одного из приоритетных к реализации. Этот вариант был разработан целевой подгруппой Рабочей группы «Драгоценные металлы и камни» при подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы. Он обсуждался на различных площадках, в том числе на заседании Совета Гильдии 8 апреля 2022 года, где был единогласно поддержан. Но этот вариант категорически не приемлем для представителей крупного бизнеса.

А вот шестой вариант, являющийся возвратом к налогу с продаж (НсП) и предусматривающий отмену НДС, как раз наименее реалистичен. Этому есть ряд причин. Так, данный вариант предполагает возложить обязанность исчисления и уплаты НсП на конечного продавца, что перенесет всю тяжесть налогообложения на розничную торговлю. Из-за этого снизится конкурентоспособность отечественных ювелирных изделий на внешних рынках, т.к. НсП, в отличие от НДС, не подлежит возмещению конечному продавцу при реализации товара за рубеж. Также возникнут условия для применения недобросовестными предпринимателями различных схем уклонения от уплаты налога, потому что различия между конечной реализацией и мелкооптовой торговлей достаточно невелики. То есть администрировать НсП будет крайне затруднительно. А в связи с тем, что НсП является региональным налогом, то произойдет ещё и перераспределение налоговых доходов субъектов РФ в той части, что регионы с большим количеством населения будут получать большие доходы, а регионы с небольшим населением фактически останутся без доходной части. Система налогообложения с НДС позволяет собирать налог в федеральный бюджет, откуда через субсидии и дотации производится выравнивание бюджетной обеспеченности регионов. При этом НДС позволяет собирать налог в любой части жизненного цикла изделия, не затрачивая усилий на выяснение точки конечной его реализации. Принимая во внимание изложенные факторы маловероятно, что Правительство РФ решится на такой шаг, как кардинальное изменение НК РФ в текущих условиях обстановки, когда даже небольшая потеря доходов бюджета воспринимается крайне болезненно.

В ходе заседания Совета состоялась острая дискуссия по различным вариантам реформы налоговой системы. Соглашаясь в необходимости обеспечения равных конкурентных условий ведения бизнеса для всех видов предприятий, члены Совета не смогли достигнуть единого мнения и поддержать согласованный вариант.

Юрий Владимирович Зайцев

Член Совета Ассоциации «Гильдия ювелиров России»

Директор по взаимодействию с государственными органами ОАО «Красцветмет»

Члена Комитета по драгоценным металлам и драгоценным камням ТПП РФ