03.08.2022

Способны ли в России драгоценные металлы и камни играть инвестиционную роль?

Одной из первых реакций России на введение санкций со стороны Запада после начала специальной операции стала отмена НДС для физических лиц на слитки драгоценных металлов. 9 марта 2022 г. вступил в силу известный в ювелирных кругах Федеральный закон № 47-ФЗ. Понятно, что таким образом государство решило создать для граждан инструмент замещения доллара.
23 июня 2022 г. агентство «ПРАЙМ» сообщило, что Заместитель министра финансов России А.В. Моисеев заявил об одобрении поправок в Налоговый кодекс для введения нулевой ставки НДС на покупку гражданами бриллиантов и алмазов.
С бриллиантами все понятно. Но о какой покупке алмазов гражданами может идти речь? Владеть необработанными драгоценными камнями физическим лицам запрещено, а ограненные алмазы – это и есть бриллианты. И почему только алмазы-бриллианты? В таком случае было бы логично (по аналогии с драгоценными металлами) продавать населению без НДС и прочие драгоценные камни.
Вопрос в том, а могут ли драгоценные металлы и камни в принципе быть объектами инвестиций в России, учитывая парадигму регулирования государством рынка ДМДК? Инвестиции бывают двух типов: приносящие регулярный доход (к которым ДМДК очевидно не относятся) и позволяющие теоретически получить доход одноразово, в момент реализации объекта инвестиций. Т.е. существование возможности выгодной реализации объектов инвестиций в случае с ДМДК должно быть гарантировано. Только в этом случае можно говорить о драгоценных металлах и камнях, как об объектах инвестиций.
Но выгодная реализация любого материального объекта предусматривает наличие рынка, на котором есть конкурирующие между собой покупатели. И, естественно, наличие права инвестора оперативно, без вынужденных задержек, продавать объект своих инвестиций тогда и тому покупателю, который предложит более высокую цену. Причем это право распоряжаться объектом инвестиций, как своей собственностью, должно быть гарантированно ее владельцу вне зависимости от того, где и при каких обстоятельствах инвестиции были сделаны. Т.е. весь перечень прав собственника на инвестиционный материальный объект, предусмотренный Разделом II Гражданского кодекса РФ, должен соблюдаться неукоснительно. Иначе приобретение тех или иных материальных объектов инвестиционными приобретениями нельзя рассматривать в принципе.
Без развитого вторичного рынка инвестиционных слитков аффинированных драгоценных металлов и сертифицированных драгоценных камней их инвестиционный потенциал выглядит крайне сомнительным. Если судить по спреду в моменте между ценой реализации и выкупа слитков драгоценных металлов у банков, их интерес к развитию данного продукта выглядит весьма умеренным: 15-20% спреда – этот слишком много для формирования интереса к продукту у инвесторов. И вряд ли в отсутствие нормальной конкурентной среды спред когда-нибудь будет низким.
К тому же не все банки готовы не только реализовывать, но и выкупать обратно слитки аффинированного золота у граждан. А иногда банки обставляют данную возможность дополнительными условиями, например, временными ограничениями.
Не стоит забывать и о сохранности слитков (слитки со следами потертости, царапинами и т.д. могут приниматься банками с большим дисконтом). Ещё необходимо заботиться о сохранности документов (сертификатов) на них, без которых банки слитки принимать назад не будут.
Скупки и ломбарды (которые также работают через скупки) не имеют легальной возможности принимать слитки аффинированных драгоценных металлов ни в настоящее время, ни в будущем. Пункт 9 действующего постановления Правительства РФ от 07.06.2001 № 444, утвердившего «Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий», указывает, что драгоценные металлы в аффинированном виде скупке не подлежат. Причем аналогичный запрет содержится и в обсуждаемом в настоящее время проекте обновления данного документа.
Важнейшее для населения свойство вторичного рынка любого товара – возможность совершения сделок напрямую между физическими лицами. Одобренный Правительством РФ законопроект по внесению изменений в Федеральный закон 41-ФЗ новым пунктом 6 Статьи 22 предусматривает исключение запретов на совершение сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями между физическими лицами, не являющимися ИП. В исключения должны войти находящихся в собственности физических лиц ювелирные и другие изделия из ДМДК, ограненные драгоценные камни и инвестиционные драгоценные металлы, имеющие сертификаты.
Получается, что согласно законопроекту, если он будет принят, физические лица наконец-то получат возможность легально совершать между собой сделки с сертифицированными слитками, инвестиционными монетами и ограненными драгоценными камнями. Это, безусловно, либеральный прорыв (если он случится), т.к. сегодня любые сделки между физическими лицами с этими объектами находятся в «серой» зоне и имеют значительные риски, вплоть до возбуждения уголовных дел. И это при том, что уже пять месяцев населению реализуются слитки драгоценных металлов без НДС.
Нужно понимать, что в определенные периоды, обусловленные внешними обстоятельствами (например, при снижающемся тренде после бурного взлета цен на драгоценные металлы), многие физические лица могут захотеть продать имеющиеся у них слитки, чтобы зафиксировать прибыль. И тогда получится рынок одних продавцов. Без покупателей.
Даже использовать слитки золота в качестве давальческого сырья для изготовления ювелирных изделий на заказ физические лица легально не смогут.
Но самое главное – это то, что для физических лиц законодательно отрезана возможность реализации слитков аффинированных драгоценных металлов тем, кому они нужны более, чем другим (а, следовательно, цена их выкупа может быть наиболее привлекательной) – ювелирным производственным компаниям. Более того, такие продажи называются сегодня «криминальным перетоком» драгоценного металла без НДС от физических лиц к юридическим. И именно ради предотвращения этого «перетока» был введен запрет права на применение малыми ювелирными компаниями специальных налоговых режимов с начала 2023 года.
Здесь возникает вопрос: не проще ли и надежнее было бы разрешить скупкам принимать у физических лиц слитки аффинированных драгоценных металлов, но при этом сразу добавлять к их дальнейшей цене НДС? Это можно было бы сделать, переведя все скупки на основную систему налогообложения. Тогда решались бы сразу несколько задач:
- физические лица-инвесторы в лице скупок получили бы надежный и безопасный канал реализации имеющихся у них слитков драгоценных металлов, а значит – привлекательность инвестиций в слитки аффинированных драгоценных металлов стала бы реальной, а не придуманной (собственно, ради чего все и затевалось);
- возникла бы нормальная и совершенно легальная конкуренция за эти слитки между банками и скупками;
- можно было бы без опасности «перетока» вернуть производственным и торговым малым ювелирным компаниям право на специальные налоговые режимы.
Еще лучше для полного отсутствия криминогенной ситуации в сфере драгоценных металлов было бы полное освобождение от НДС всего их оборота, в любом виде и для всех субъектов рынка (включая юридические лица и ИП). Вопрос нелегальной добычи драгоценных металлов – это другой вопрос. А вот формирование совершенно свободного рынка драгоценных металлов без НДС для всех могло бы сделать инвестиции в золото действительно привлекательными. Но на такое регуляторное решение сегодня рассчитывать точно не приходится.
Подводя итог, можно сказать про целесообразность инвестирования физических лиц в слитки драгоценных металлов: пока что «овчинка не стоит выделки».
Целесообразность инвестиций в драгоценные металлы через так называемые «обезличенные металлические счета» (ОМС) также сомнительна. Как минимум из-за отсутствия возможности оперативного управления этими счетами. Ваш покорный слуга предпринимал попытку инвестировать в ОМС (в золото без НДС) через банк. Идея была плохая. Возможность самостоятельно (онлайн) управлять счетом отсутствовала. Ещё требовалось, чтобы в момент обращения в отделение банка, там находился ответственный за работу с VIP-клиентами сотрудник (хотя вклад был очень скромного размера). И только этот сотрудник банка имел доступ к работе на Forex, где банк продавал и покупал безналичный металл. Ни о какой оперативности реакции на рынок не могло быть и речи: операции купли-продажи безналичного золота занимали до двух суток, за которые стоимость металла менялась. Если это процесс и можно было считать «инвестиционным», то уж точно очень неудобным.
Что касается инвестиций физических лиц в ограненные драгоценные камни с сертификатами (упоминание про алмазы будем считать оговоркой), то все вышесказанное про драгоценные металлы распространяется и на камни. Такой же «чемодан без ручки».


Владимир Збойков
Исполнительный директор Отраслевого отделения по драгоценным металлам и драгоценным камням ФМОС «Деловой России»