29.09.2022

Резюме общего собрания (28 сентября 2022 года)

28 сентября 2022 года состоялось общее собрание членов Ассоциации «Гильдия ювелиров России». Мероприятие прошло в Москве (ВДНХ, павильон 57) в рамках выставки JUNWEX МОСКВА.

Повестка

Изначально повестка включала 3 пункта:

1. О приеме в Ассоциацию «Гильдия ювелиров России».
2. О ситуации в ювелирной отрасли и планируемых изменениях в нормативном правовом регулировании (ФЗ-41; ФЗ-115; ФЗ-47; Постановление Правительства РФ 270; экспорт/импорт).
3. Разное.

По просьбе И.Ю. Бырдина в повестку были включены ещё два вопроса:

- о создании Комитета по вопросам малого и микропредпринимательства;

- об альтернативном решении проблемы с применением СНР.

Пополнение

28 сентября 2022 года ряды Ассоциации «Гильдия ювелиров России» пополнились 26 новыми членами.   

Список новых участников размещён здесь.

О ситуации в ювелирной отрасли

Э.Ю. Уткин: «Накануне собрания всем членам Ассоциации разослали в электронном виде изменения, которые планируются внести в ФЗ-41, а также изменения, которые планируется внести или уже внесены в ФЗ-115. То же касается и материалов по изменению сроков внедрения в эксплуатацию ГИИС ДМДК. Материалы по ФЗ-47 мы не рассылали, так как тема сложная, она обсуждается участниками рынка практически ежедневно: введен запрет на применение специальных налоговых режимов в виде УСН для тех ювелирных предприятий, которые осуществляют оптовую, розничную торговлю и производство ювелирных изделий. Реально остается возможность применять СНР только у предприятий, осуществляющих ремонт ювелирных изделий и скупку. С подачи Минфина мы ведем большую работу по «причесыванию» нормативно-правового законодательства. Обязательные требования, которые должны исполнять ювелиры, разбросаны по очень большому перечню НПА. Не во всех компаниях есть грамотный юрист, который мог бы своевременно дать совет руководителю, каким образом действовать в той или иной ситуации. Два года назад мы вышли с предложением в Минфин кодифицировать законодательство, которое касается ДМДК. Предложили создать такой документ, который бы назывался «Правила оборота драгоценных металлов и драгоценных камней» по аналогии с «Правилами дорожного движения», где все четко и понятно прописано. Мы добиваемся, чтобы вся нормативка была в одном законодательстве. Мы составили полный перечень нормативных актов, которые предлагаем структурировать.

Параллельно Правительство РФ начало работу по пересмотру всех старых нормативных актов с целью выявления в них каких-то противоречий и недостатков. Этот Перечень мы отправили в Минфин РФ. Мы планируем публиковать предложения о внесении изменений в конкретные нормативные акты, если у вас возникнут свои наработки, пожалуйста, присылайте в Гильдию, мы постараемся все это учесть и воплотить в жизнь для того, чтобы облегчить работу предприятиям, особенно предприятиям, которые относятся к категории малых.

Много нареканий у участников рынка по работе ГИИС ДМДК. Мы подготовили общий перечень претензий всех участников рынка и отправили все материалы в Минфин. Работа продолжается, поэтому, если у вас появляются проблемы с эксплуатацией ГИИС ДМДК, присылайте информацию в Гильдию, мы обязательно учтем все ваши замечания и доведем до регулятора.

Член Ассоциации Бырдин Илья Юрьевич предложил создать в рамках Гильдии Комитет по вопросам малого и микробизнеса. Предлагаю заслушать Бырдина И.Ю. по данному вопросу». 

Фотогалерея собрания

О создании Комитета по вопросам малого и микропредпринимательства

И.Ю. Бырдин: «У меня есть предложение создать Комитет по вопросу малого и микробизнеса.

Цель:

- Защита законных интересов представителей цивилизованной малой торговли и производства ювелирных изделий.

- Популяризация деятельности Гильдии среди субъектов малого ювелирного бизнеса.

Задачи комиссии:

- Привлечение представителей малого ювелирного бизнеса в члены Ассоциации «Гильдия ювелиров России».

- Создание равных возможностей для открытия, расширения и ведения бизнеса субъектами малого и микропредпринимательства.

- Исследование и изучение общественных проблем в сфере малого и микробизнеса.

- Создание условий ведения прозрачного бизнеса всеми участниками рынка.

- Создание оптимальной налоговой нагрузки для предпринимателей.

- Всестороннее информирование предпринимателей и создание условий для открытого обсуждения любых острых проблем.

- Проведение консультаций с различными объединениями и органами по проблемам предпринимателей с целью выработки алгоритма их решений.

Решения Комитета будут носить рекомендательный характер при принятии решений Ассоциации «Гильдия ювелиров России».

Я готов возглавить Комитет по вопросам малого и микробизнеса.

Предлагаю от Гильдии включить в состав Комитета 5 активных членов Ассоциации».

В итоге Комитет по вопросам малого и микропредпринимательства был сформирован в следующем составе:

1. Бырдин И.Ю.

2. Баборина М.В.

3. Рыбаков С.Е.

4. Слотин С.А.

5. Ушкалов С.В.

6. Уткин Э.Ю.

Подборка видеовыступлений собрания

Обсуждение изменений в ФЗ-47

Э.Ю. Уткин: «Изменения в ФЗ-47 приняты в марте 2022 года. Много общественных организаций ювелиров и неформальных групп ювелиров, которые объединились вокруг этой проблемы, написали множество обращений во всевозможные инстанции с просьбой вернуть обратно эти специальные налоговые режимы, обосновывая это тем, что возникающая дополнительная нагрузка для малого бизнеса неподъемная. Большинство предприятий будет закрыто. Я должен сразу сказать, что этот вопрос непроходной. Когда это произошло, нам объяснили, что нужно готовить альтернативный вариант, в котором нужно учесть интересы и крупного бизнеса, и бюджета страны. Этот вариант должен быть консолидированным, т.е. он должен быть единым от ювелирного сообщества. К этому варианту должны прикладываться экономические расчеты. По данной теме мы проделали огромную работу. Но у нас две проблемы: во-первых, мы не нашли возможность консолидировать мнения участников отрасли и, во-вторых, это касается экономических расчетов. Мы нашли исполнителей, которые взялись за эту работу. 1,5 млн рублей потребовалось, чтобы заплатить исполнителям. У нас таких денег не было, работа по данному вопросу затормозилась. 

Если вести речь о внесении изменений в ФЗ-47, нам нужно всё подтвердить расчетами. Например, что при закрытии предприятий из-за ликвидации специальных налоговых режимов уменьшатся поступления в бюджет. Обращаться к государству отдельно от Гильдии нет смысла. Ответы, которые приходят от ФОИВов, содержат одинаковые позиции: во-первых, УСН создает неравные условия ведения бизнеса для крупного и малого бизнеса, во-вторых, такая система позволяет дробиться бизнесу, создаются малые предприятия, которые не являются плательщиками НДС и государство вообще не видит НДС, потому что вчера было крупное предприятие, сегодня стало несколько мелких и все они являются неплательщиками НДС.

Есть предложение: собрать пул из руководителей общественных организаций ювелирной отрасли, включить туда лидеров неформальных объединений и обратиться с просьбой за решением этой проблемы к Премьер-министру России Мишустину М.В.»

В.А. Иванов: «Представители Северо-Западного округа приняли решение о том, что весь металл должен быть с НДС, так как от этого никто не пострадает на ювелирном рынке. А второй вариант, совместить с 6% розничной торговли с оборота, в этом случае все участники рынка будут равны в условиях ведения своего бизнеса».

Д. А. Глобис: «Мы должны понять, что нам через 3 месяца будет проблематично вести свой бизнес. Если наши предложения в Правительство не предполагают увеличения поступлений в бюджет страны, то они уже априори не имеют смысла. У меня есть предложение: обложить скупку НДС, перевести ее на ОСН, других вариантов нет. Я поддерживаю позицию Уткина Э.Ю. Должны все консолидировано выйти с конкретным четко сформулированным предложением, обосновать его. Расчеты, о которых говорил Эдуард Юрьевич —1,5 млн. руб., это не та критичная сумма, которую мы бы не смогли собрать, включая малый бизнес. К этому вопросу надо подключить все регионы России и единым фронтом решить эту проблему. Обращаться надо непосредственно к Мишустину М.В., а также подключить газету «Коммерсант».

В.А. Кабаровская: «Я поддерживаю мнение Иванова В.А. Если кто-то считает, что неправильно, если все участники рынка будут на единой общей системе налогообложения, я с этим категорически не согласна. Все производители должны быть в равных условиях ведения бизнеса».

Ф.Ф. Гумеров: «Я правильно понял, Вы предлагаете всех производителей перевести на общую систему налогообложения, а налогообложение передать субъектам Федерации».

В.А. Кабаровская: «Да, именно так».

С.Е. Рыбаков: «Считаю рациональным и справедливым, с учетом оценки рисков и негативных последствий отмены УСН, и с точки зрения интересов государства, и с точки зрения бизнес сообщества, альтернативное предложение — оставление единого спецрежима для МСП (предприятий с доходом до 200 млн. руб.) налога с продаж (доходов, полученных от реализации товаров) в размере 6%.

Оставление и применение единого налога с продаж выравнивает положение участников значительного сегмента ювелирного рынка, тем самым выполняет основную цель введения ОСНО.

Применение налога с продаж:

- Увеличит собираемость налога и пополняемость казны.

- Исключит массовые увольнения, безработицу с перенасыщением биржи труда, расходы государства на выплаты по безработице. Позволит сохранить бизнес и рабочие места.

Указанная мера сохранит жизнедеятельность большинства предприятий МСП (более 90%).

- Исключит олигополию крупного ювелирного бизнеса и рост цен на ювелирную продукцию.

- Повлечёт за собой упрощение процедуры системы налогообложения.

- Упростит систему бухучета, снизит затраты на его ведение.

- Упростит администрирования для всех участников рынка, в том числе и со стороны налоговых и проверяющих органов.

Предлагаю взять за основу расчет, который будет подготовлен нашими силами и сделать новую экспертизу, в которой указать дополнительный доход в бюджет государства, а он реально будет.

ФОИВы считают, что данные расчеты должны делать экономисты, мы с вами не экономисты. Конечно, это будут дополнительные финансовые расходы на заказ новой экспертизы, но это всем нам необходимо сделать, времени у нас не так много осталось. Кто решительно для себя готов рассматривать такой вариант: часть своих денег перевести на заказ новой экспертизы с экономическим обоснованием, давайте проголосуем».

В.А. Збойков: «Переговоры с Финансовым университетом при Правительстве РФ о проведении НИР по данной еме вел я, с начала июля 2022 года. Первоначально шла речь о стоимости работ в 2,5 млн. рублей, затем удалось договориться о сумме в 1,5 млн. рублей. 21 сентября 2022 года мне должны были выслать договор, подписанный со стороны университета. Однако 21 сентября 2022 года была объявлена мобилизация. Прошла уже неделя, договора нет. Возможно, университет в новых условиях решил согласовать проведение этого НИР с правительством, не знаю. В любом случае, нужно понимать, что даже при наличии денег этот НИР может не состояться. Очень непростая проблема.

А.В. Романовская: «Мы своими силами собрали деньги на экспертизу, она уже сейчас готова. 14 октября 2022 года в Санкт-Петербурге будет очень большое мероприятие с представлением этой экспертизы. Приглашены депутаты исполнительной и законодательной власти, руководители налоговых инспекций».

Об альтернативном решении  проблемы с применением СНР

И.Ю. Бырдин: Я отправлял Эдуарду Юрьевичу два варианта для голосования по налоговым режимам:

- «Отмена специальных налоговых режимов для производства и торговли ювелирными изделиями с 2023 года (сохранение норм НК РФ, вступающих в действие с 01.01.23г. 47-ФЗ от 09.03.22)»;

- «Сохранение специальных налоговых режимов для производства и торговли ювелирными изделиями, одновременным применением НДС на весь поступающий в ювелирную отрасль драгоценный металл, в том числе лом драгоценных металлов. В случае необходимости, для  поиска решения данного предложения — перенос на два года до 2025 года вступления в силу решения о прекращении действия УСН и ПСН ювелирной отрасли для принятия альтернативных решений (п.2-3 47 ФЗ от 09.03.22)».

Ф.Ф. Гумеров: «После майского общего собрания Гильдии и проведения Круглого Стола в Костроме у Губернатора в августе этого года при Минфине создана Рабочая группы из 6 представителей бизнеса. Это Горыня А.С. (Санкт-Петербург), Гутерман А.Л. (Кострома), Зайцев Ю.В. (Красноярск), Бырдин И.Ю. (Екатеринбург), Уткин Э.Ю. (Москва) и Гумеров Ф.Ф. (Москва). Мы таким составом еженедельно собираемся для обсуждения актуальных проблем отрасли. Вопрос по налогам архисерьезный. Нам надо сегодня получить директивы по данному вопросу и выйти с ними к регулятору. Предложить Гончаренко Ю.А.  собрать представителей ювелирной отрасли, включая представителей Гильдии, собрание может делегировать на эту встречу любого из присутствующих и вместе с Рабочей группой начать работу по данному вопросу».

С.В. Куколевский: «Мы – малый бизнес хотим работать, зарабатывать и платить налоги. Нам нужно доказать Правительству РФ, что если оставить прежнюю систему налогообложения для малого бизнеса, будет лучше и проще для пополнения бюджета страны. Я за обложение НДС на входящий металл и оставление УСН для малого бизнеса.

Есть предложение: обратиться к регулятору с тем, чтобы сохранить УСН, совместить с 6% налог розничной торговли с оборота и ввести НДС на входящий металл. Все это должно быть представлено единым пакетом».

Э.Ю. Уткин: Предлагается:

1. Составить коллективное обращение в адрес Премьер Министра РФ Мишустина М.В. Это обращение должно быть подписано руководителями общественных организаций ювелирной отрасли (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Калининград, Ростов-на-Дону, Якутия), также представителями неформальных объединений ювелиров, которые ведут активную работу. Подготовку к такому обращению мы можем вести по ВКС, мне нужны для этого полномочия, чтобы начать эту работу. В качестве основного аргумента  возвращения СНР предлагаю говорить о том, что при сохранении СНР есть вариант их трансформации таким образом, что налоговые поступления в бюджет увеличатся от сегодняшнего уровня. Мое предложение еще заключается в том, что надо дать на выбор нашим государственным органам несколько вариантов для решения этой проблемы.

Первый вариант:

Ввести запрет на применение СНР в скупке. Основная претензия Минфина в том, что НДС на самом деле не платится в отрасли. Все сырьевые товары идут с НДС, а у нас в отрасли какая-то «элегантная» схема, что при скупке можно получить металл без НДС, дальше он проходит через малые предприятия и дальше тоже без НДС. Все это, естественно, раздражает Минфин и налоговую службу. Если сырье будет включать НДС, условия ведения бизнеса будут одинаковые.

Второй вариант:

Оставить УСН только для розничной торговли, а все производство перевести на ОСН.

Третий вариант:

Ввести единую ставку в УСН 6% от доходов с оборота для всех малых предприятий и параллельно ввести НДС на весь входящий металл. Вот эти три варианта предлагаю предоставить на выбор Правительству РФ. Предполагаю, что мы не договоримся сейчас о принятии какого-то одного из предложенных вариантов».

И.Ю. Бырдин: «У меня по второму варианту вопрос, где обоснование данного предложения «Оставить УСН только для розничной торговли, а все производство перевести на ОСН».

Э.Ю. Уткин: «Это придется считать».

Ф.Ф. Гумеров: «Предлагается собрать всех представителей общественных организаций и выработать единую позицию на совещании в Минфине, затем отправить письмо Мишустину М.В. Сегодня я озвучил 6 представителей от Гильдии, которые работают на постоянной основе с Департаментом Минфина, который возглавляет Гончаренко Ю.А. Я думаю, что Гильдия может отправить на это совещание не 6 представителей, а 10 человек. Если вы не возражаете, можно добавить еще желающих поучаствовать в этом мероприятии.

Д.А. Глобис: «Я имею желание принять участие в совещании».

С.Е. Рыбаков: «Предлагаю свою кандидатуру на участие в совещании в Минфине».

А.В. Романовская: «Я согласна принять участие в совещании».

В.А. Иванов: «Я согласен участвовать в совещании».

Ф.Ф. Гумеров: «Итак, в совместном совещании с Департаментом Минфина, который возглавляет Гончаренко Ю.А, от Гильдии примут участие:

1. Будный В.В. (Санкт-Петербург)

2. Бырдин И.Ю. (Екатеринбург)

3. Глобис Д.А. (Москва)

4. Горыня А.С. (Санкт-Петербург)

5. Гумеров Ф.Ф. (Москва)

6. Гутерман А.Л. (Кострома)

7. Зайцев Ю.В. (Красноярск)

8. Иванов В.А. (Санкт-Петербург)

9. Кабаровская В.А. (Кострома)

10. Романовская А. В. (Санкт-Петербург)

11. Рыбаков С.Е. (Тверь)

12. Уткин Э.Ю. (Москва)

А.С. Горыня: «Предлагаю провести рейтинговое голосование по трем предложенным вариантам от Уткина Э.Ю.»

Э.Ю. Уткин: «Я должен пояснить следующее: мы сейчас обсуждаем три варианта по налогам, но в совещании примут участие другие общественные организации, может у них будут еще и свои варианты, это тоже надо учесть. Наши предложения будут рассматриваться, но они не могут быть в приоритете, так как наши варианты только от членов Ассоциации. А наша отрасль включает в себя еще и другие общественные региональные организации». 

Ф.Ф. Гумеров: «Давайте проголосуем:

Есть предложение вынести на совещании все три варианта, озвученные Уткиным Э.Ю.

Есть предложение из этих трех вариантов выбрать только два варианта.

Есть предложение из трех вариантов выбрать только один вариант».

Резюме

Большинством голосов получило предложение выйти на совещание в Минфине с двумя вариантами:

1. «Ввести запрет на применение СНР в скупке, что обеспечит приход на производство в любых предприятиях, вне зависимости от их размера, металла с НДС, т.е. введение НДС на весь входящий металл».

2. «Ввести единую ставку в УСН 6% от доходов с оборота для всех малых предприятий и параллельно ввести НДС на весь входящий металл».