20.02.2022

ФПП не поддержала отмену идентификации изделий из серебра

15 февраля в режиме видеосвязи состоялось заседание Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням под председательством Дягилева М. В. На мероприятии обсуждались вопросы внедрения ГИИС ДМДК. Среди участников были представители Федеральной пробирной палаты РФ и Минфина РФ. 

Разногласия в оценке эксплуатационных свойств информационной системы между участниками рынка и регуляторами были ожидаемыми. Противоречия вызвали и способы решения актуальных проблем рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. Доклад и презентация по проблематике ГИИС ДМДК от сообщества ювелиров стояли в повестке заседания на первом месте. Руководитель ФПП РФ Юрий Иванович Зубарев предложил отказаться от докладов и презентаций в пользу обсуждения проблем внедрения эксплуатационной системы в формате «вопрос-ответ». Также было предложено в первую очередь обсудить проблемы добывающего, перерабатывающего и банковского сегментов рынка ДМДК, поскольку их доля в общем рынке составляет 90 %, а обсуждение проблем производителей ювелирных изделий и ювелирного ритейла отложить «на потом», так как их доля незначительна и составляет 10 %.

Сложно согласиться с таким подходом. О доле и спорить не стоит, наши коллеги конечно доминируют на рынке и оперируют большими суммами. Но по численности занятых рабочих мест в отрасли преобладают именно ювелиры. На переднем крае контактов с конечным потребителем стоят именно они. Основные тяготы освоения новых цифровых технологий понесут ювелиры, так как у них нет опытных и квалифицированных специалистов в области IT-технологий и бюджеты компаний ограничены. Наибольшие потери в случае сбоя и торможения информационной системы понесут производители и ритейл. И главное, если остановится мелкосетевой ювелирный ритейл, то крупному бизнесу тоже не поздоровится. Пострадают «за компанию» аффинажные и перерабатывающие предприятия.

Хорошо, что председатель комитета не согласился с подходом, предложенным руководителем ФПП и первое слово было предоставлено ювелирам. 

В своём докладе я высказал предположение, что информационная система вопреки ожиданиям участников оборота не сможет отвечать предъявляемым пользователями к ней требованиям. Складывается впечатление, что на её доработку не хватает ресурсов. Руководитель ФПП РФ Юрий Зубарев в категоричной форме ответил, что ресурсов достаточно как финансовых, так технических и кадровых.

Хорошо! Тогда вопрос: если ресурсов достаточно, чтобы довести информационную систему «до ума», чего же тогда не хватает? Пользователям нужна доступная, понятная, лёгкая в освоении и удобная в пользовании информационная система, а не тот сложный замысловатый ребус, который существует сегодня. 

Также Юрий Иванович Зубарев выступил против нашего предложения об отмене индивидуальной идентификации каждого ювелирного изделия из серебра, с применением взамен этого прослеживаемости оборота по партиям продукции. То есть мы предложили заменить уникальные идентификационные номера (УИН) на идентификационные номера партий (ИНП) для изделий из серебра. И ещё мы предложили для изделий из золота наносить уникальные идентификационные номера только на бирку, а идентификационные номера партий непосредственно на изделия. Такая смена технологии маркировки по нашим расчётам позволила бы существенно сократить затраты производителей на маркировку продукции. Исходили мы из следующей логики: только индивидуально определённая вещь может иметь уникальные идентификационные признаки. Посему на полуфабрикаты ювелирных изделий, которые сдаются в ФПП РФ на опробование, клеймение и маркировку, целесообразно наносить ИНП, а на готовые ювелирные изделия наносить УИНы (на бирки). Но руководитель ФПП РФ возразил нам, заявив, что реализация такого предложения будет означать бессмысленную трату денег. Если допустить, что затраты на организацию прослеживаемости путём присвоения продукции из ДМДК идентификационных номеров партий и нанесения их на материальные носители это выброшенные деньги, тогда требуется пояснение: почему в отношении 90 % продукции из ДМДК применяется именно такой технологический способ обеспечения прослеживаемости?

Остаётся ещё один любопытный вопрос: если сегмент ювелирных изделий на рынке ДМДК незначителен, то почему такой сложный технологический способ, как нанесение штрихового кода на поверхность изделия применяется только к ювелирным изделиям? Будем надеяться, что в ходе дальнейших этапов внедрения ГИИС ДМДК участникам оборота и регулятору удастся сблизить позиции в поисках способов оптимального решения задачи обеспечения прослеживаемости оборота. Мы считаем, что цель у нас общая, но пути достижения видим по-разному. 

Генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин  

Повестка заседания Комитета ДМДК 15.02.2022 г.

Анализ позиции Федеральной пробирной палаты в отношение ГИИС ДМДК