25.04.2023
В проекте говорится о внесении поправок в «Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 2463 от 31 декабря 2020 г.
Таким образом, речь в проекте идет только об изменении правил розничной продажи юридическими лицами и ИП ограненных драгоценных камней, причем продажи только физическим лицам.
Согласно тексту проекта, основным нововведением является то, что розничная продажа ограненных драгоценных камней может осуществляться не только при наличии сертификата, но и при наличии у камня заключения о проведении геммологической экспертизы драгоценных камней, выданного ФОИВом, имеющим полномочия по проведению геммологической экспертизы.
Сегодня выдачу сертификатов и экспертных заключений на драгоценные камни осуществляют коммерческие геммологические лаборатории. Одним из таких центров является Геммологический центр МГУ, обладающий упомянутыми компетенциями.
Что касается ФПП, ситуация иная. Согласно «Положению о Федеральной пробирной палате», утвержденному Постановлением №307 от 20 марта 2020 года, проведение геммологических экспертиз в функционал ФПП не входит. Тот факт, что в пункте 2 Статьи 13 Федерального закона №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» упоминается, что ФПП вправе проводить геммологическую экспертизу драгоценных камней в целях выполнения поставленных перед нею задач (непосредственно или через подведомственные организации), не означает наличия полномочий на совмещение контрольно-надзорной деятельности на рынке с коммерческими функциями, делегированными Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184-ФЗ.
В соответствии с п.1 Статьи 14 закона №41-ФЗ, подтверждение соответствия драгоценных камней осуществляется в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании. А Статья 3 закона №184-ФЗ прямо говорит о недопустимости совмещения одним органом полномочий по государственному контролю (надзору) с полномочиями по подтверждению соответствия. И именно в связи с наличием такой нормы в законодательстве, когда Пробирная палата преобразовалась в федеральную службу ФПП, была закрыта лаборатория, функционировавшая при палате ранее и занимавшаяся выдачей сертификатов на драгоценные камни.
В законодательстве есть определения подтверждения соответствия требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров. Подтверждение соответствия производится двумя путями: декларированием соответствия и сертификацией. В законе №184-ФЗ вообще нет определения «геммологическая экспертиза».
Предлагая в проекте внести новый термин, расшифровки которого нет ни в одном нормативном акте, делается попытка обойти требования двух федеральных законов и вернуть новый «старый» функционал для Федеральной пробирной палаты, который позволил бы и усилить контроль на рынке, и получить дополнительный внебюджетный доход. Ведь проведение экспертных работ для участников рынка вряд ли будет проводиться на безвозмездной основе.
Более того, пояснительной записки к проекту не приложено. Тем не менее, в пункте 1.7. «Сводного отчета» написано следующее: «Проектом постановления предусматривается установление запрета продажи ограненных драгоценных камней по договору розничной купли-продажи при отсутствии на каждый такой камень заключения Федеральной пробирной палаты (Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты лабораторных исследований и геммологической экспертизы) о проведении геммологической экспертизы либо сертификата».
Иными словами (как можно понять из этого текста), Межрегиональное управление лабораторных исследований и геммологической экспертизы Федеральной пробирной палаты хочет взять на себя ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ право выдачи заключений о проведении гемммологической экспертизы или выдачу сертификатов.
Или, возможно, выдавать заключение Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты лабораторных исследований и геммологической экспертизы на каждое экспертное заключение или каждый сертификат, выданные коммерческими геммологическими лабораториями. Т.е. заключение на заключение...
Пока много неясностей, но процедура обсуждения началась (сейчас стадия антикоррупционной экспертизы) и у каждого участника рынка есть возможность высказать свою позицию по данному проекту.