11.04.2023
11.04.2023 в Совете Федерации Федерального собрания РФ состоялось совещание «Актуальные вопросы развития ювелирной промышленности» под председательством члена Комитета СФ по экономической политике Сергея Калашника.
Участие в мероприятии приняли:
Последние специально для данной встречи подготовили свои предложения. Прозвучали выступления Андрея Жирных (от имени НП «ОПОРА»), Юрия Зайцева (от имени Комитета по драгоценным металлам и драгоценным камням ТПП РФ), Владимира Збойкова (от имени Комитета ДМДК, ЮИ и НХП «Деловой России»), Светланы Макаревич (от имени Управления экономической политики и конкурентоспособности РСПП).
Свои предложения для совещания подготовил и Генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин. Они, а также текст выступления Владимира Збойкова, будут приведены в конце статьи.
Основное время встречи было посвящено двум темам: налогообложению в ювелирной отрасли и перспективам либерализации оборота изделий из серебра. По первой теме было принято решение дождаться промежуточных итогов работы в отрасли в новых условиях перехода малого бизнеса на ОСНО, а в середине года собраться вновь для выработки окончательной позиции.
По вопросу оборота изделий из серебра Сергей Викторович также предложил собраться еще раз, выслушав позиции ФОИВов по идеям, предлагаемым бизнесом. Также, С.В. Калашников подтвердил готовность сенаторов обсуждать и другие «горячие» вопросы ювелиров.
Текст выступления генерального директора Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Э. Ю. Уткина
Трансформацию, которую сегодня претерпевает налоговое регулирование в сфере малого и микро- бизнеса в ювелирной отрасли, следует называть не иначе как борьбой с налоговой оптимизацией за счёт расширения нелегального оборота драгоценных металлов и камней.
Долгие годы государство популяризировало выход из тени малого бизнеса за счёт создания налоговых преференций, упрощения налогового администрирования и минимизации расходов на ведение бухгалтерского и налогового учёта. Логика такого предложения проста: незатейливое и необременительное налогообложение в обмен на полную легальность оборота и прозрачность всех бизнес-процессов. И это дало желаемый результат. Бизнес поверил и согласился.
Опытные эксперты подтвердят, что в последние годы малый бизнес с налогами не «шалил». И вот как гром среди ясного неба — отмена специальных режимов в ювелирной отрасли. Если эту меру нельзя назвать «экспроприацией», то уж «реституцией» она является по сути.
Причины объявлены — это борьба с дроблением бизнеса, как формой незаконной налоговой оптимизации и повышение конкурентоспособности продукции крупных производителей.
Предоставление субъектам малого и микро- бизнеса права применять специальные налоговые режимы — это одна из форм реализации государственной налоговой, социальной и промышленной политики. Их применение обеспечивает возможность роста и развития малого бизнеса, стимулирует создание дополнительных рабочих мест, способствует сокращению теневого оборота в традиционно проблемных для администрирования сбора налогов сегментах экономики. Кроме того, их применение способствует снижению социальной напряжённости в сложных регионах.
Отмена возможности применения специальных налоговых режимов в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней — очередное свидетельство того, что контрольно-надзорные функции государства имеют безусловный приоритет над государственной политикой. Причём во всех сферах.
Конечно, в нашей сфере есть налоговые правонарушения. Есть неправомерное использование специальных налоговых режимов, но все ли участники рынка к этому причастны? В бизнесе нельзя применять принцип коллективной ответственности за проступки отдельных субъектов. Бизнес не армия.
За неумение ФНС выявлять и пресекать налоговые схемы, за сохранение возможности возмещать НДС недропользователями, за отмену НДС для переработчиков драгоценных металлов, за дробление бизнеса крупными производителями и крупными сетями, в конечном счёте за создание нового инвестиционного инструмента для банков и граждан, будут должны заплатить самые маленькие, а посему самые беззащитные! И не все, а лишь те, кто вёл бизнес добросовестно и платил установленные законом налоги.
Мы постоянно слышим аргумент: «Условия ведения бизнеса должны быть одинаковыми для малого и крупного бизнеса».
Но нельзя устанавливать одинаковые уровни налогообложения для крупных корпораций и мелких мастерских! Иначе нужно прекратить все разговоры о поддержке и развитии малого бизнеса.
В крупном бизнесе основная статья затрат — это золото и драгоценные камни, при приобретении которых НДС идёт в зачёт. У малого бизнеса основная статья затрат — работа (ручной труд и социальные взносы). На всю сумму фонда заработной платы начисляется НДС. Зачёта по этому НДС нет, так как фонд заработной платы по сути и является добавленной стоимостью.
Увеличение налоговой нагрузки для субъектов малого и микро- предпринимательства в совокупности с ужесточением мер государственного урегулирования в период затяжной стагнации на рынке — это наиболее болезненный способ регуляторного воздействия.
Во-первых, такое решение неминуемо приведёт к повышению цен на 20-30 % по всей цепочке от производства до розничной торговли. В свою очередь, повышение цен повлечёт за собой снижение объёмов продаж, и как следствие уход с рынка значительного числа игроков.
Во-вторых, необратимым и негативным последствием станет увеличение нелегального (неконтролируемого) оборота драгоценных металлов и камней. Часть производителей уйдёт в «подполье», а часть розничной торговли в интернет. Безусловно ОСНО ликвидирует некоторые схемы налоговой оптимизации, но одновременно с этим создаст стимулы для расширения нелегального оборота. Это станет головной болью крупного бизнеса.
Что важно — нелегалам одинаково удобна любая система налогообложения.
Третья проблема в том, что отрасль, избавившись от дробления бизнеса, не ликвидирует, а наоборот, нарастит применение иных схем налоговой оптимизации. И именно в сегменте крупного бизнеса.
Четвёртым неприятным сюрпризом станет увеличение рыночной доли крупными производителями, федеральными сетями и импортёрами. Это произойдёт за счёт вытеснения малого и микро- бизнеса. Мы получим монополизацию рынка и ограничение доступа к прилавкам продукции малых предприятий.
В качестве пятой проблемы следует ожидать сокращение банковского кредитования и развития кризиса неплатежей из-за ухудшения финансового положения компаний, а также череду их дальнейшего банкротства.
Шестым последствием станет формирование дефицита рабочих мест по специфической специальности «ювелир». Это болезненно для регионов с существенной концентрацией ювелирного производства.
Седьмым и самым тяжёлым последствием будет наполнение федеральных сетей импортируемым товаром взамен отечественного. Это неизбежно ввиду более низкой себестоимости производства в конкурирующих за наш рынок странах.
Через несколько лет мы утратим очередную отрасль экономики, успешно работающую сегодня. Когда государство вернётся, а оно обязательно вернётся к необходимости собирать налоги с малого бизнеса, то бизнес уже не поверит государству.
Однако если в части производства и оборота ювелирных изделий из золота позицию регулятора можно оправдать хотя бы ожиданиями дополнительных налоговых поступлений, то с ювелирными изделиями из серебра ситуация иная.
Серебро не является инвестиционным драгоценным металлом – его позиционирование на рынке принципиально другое. Это просто материал для изготовления ювелирных изделий.
В общем физическом объёме производства ювелирных изделий, изделия из серебра занимают 60 %. А если рассматривать стоимость драгоценного металла (серебра), использованного для производства этой продукции, то это всего 6 % от стоимости всех драгоценных металлов, использованных для производства ювелирных изделий.
Это легко объяснимо: цена золота сегодня 6 000 руб. за грамм, а цена серебра 60 руб. за грамм. Если ювелирные изделия из золота можно назвать предметом роскоши, то изделия из серебра — это «хлеб» для ювелирной отрасли. Для развития малого бизнеса, а, скорее всего, для его сохранения, нужна либерализация оборота изделий из серебра. Чтобы отрасль могла прокормиться.
На основании вышеизложенного, предлагаю рассмотреть возможность:
- выведения ювелирных и других изделий из серебра из-под юрисдикции Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
- выведения ювелирных и других изделий из серебра из-под норм Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" в части обязательной постановки на специальный учет участников рынка ювелирных и других изделий из серебра;
- восстановления права в Налоговом кодексе РФ для субъектов малого и среднего предпринимательства на использование упрощенной системы налогообложения при производстве и торговле изделиями из серебра.
Текст выступления В.А. Збойкова (Комитет ДМДК, ЮИ и НХП «Деловой России»)
Аргументы в пользу либерализации оборота изделий из серебра
1. На 10 апреля 2023 г. цена золота составляла 5303 рубля, а серебра - 66 рублей за грамм (ЦБ РФ). Таким образом, серебро в 80 раз дешевле золота.
Стоимость использованного при производстве ювелирных и других бытовых изделий серебра составила лишь 2,6 % от стоимости использованного для тех же целей золота.
2. Регулирование использования металлов, имеющих такой большой разброс стоимости, производства из них продукции и дальнейшего их оборота не должно быть одинаковым.
3. Ценность ювелирных и других бытовых изделий из серебра не заключается в стоимости материала, из которого они изготовлены.
Конкуренцию обороту ювелирных украшений из серебра составляет бижутерия, т.е. изделия из недрагоценных металлов.
4. Регулирование оборота изделий из серебра создает избыточные издержки участникам рынка, снижающим привлекательность работы с такими изделиями.
Средняя по стране рентабельность производства ювелирных изделий в 2021 году по данным Росстата снизилась до 2,71 % против 10 … 28% в производстве иных товаров бытового назначения.
5. Необходимость применения ГИИС ДМДК при реализации изделий из серебра несет неприемлемые издержки для розничных магазинов подарков и посудно-хозяйственных магазинов, где изделия из серебра составляют лишь малую долю ассортимента.
Полезная в медицинском плане бактерицидная посуда и столовые приборы из серебра по сути вообще отсечены от потребителя, т.к. их розничная продажа осуществляется в непрофильных для этих товаров специализированных ювелирных магазинах.
Без возможности сохранить применение специальных налоговых режимов, посудно-хозяйственные магазины и магазины подарков работать с изделиями из серебра не будут!
6. В соответствии с публичными отчетами Росфинмониторинга национального и секторальных оценок рисков легализации (отмывания) преступных доходов, продажа изделий из серебра несет низкий уровень риска.
7. В Рекомендациях ФАТФ, положенных в основу 115-ФЗ, речь идет о контроле за сделками с драгоценными металлами или изделиями из них при одновременном присутствии трех факторов:
- сумма сделки от 15 тыс. долларов или евро и выше;
- оплата осуществляется наличными деньгами;
- сделка выглядит подозрительно.
Однако ювелирных или посудно-хозяйственных изделий из серебра стоимостью более $15 тыс. просто не существует, а, значит, нет как минимум одного из оснований для осуществления контроля по 115-ФЗ за ювелирными и другими бытовыми изделиями из серебра.
8. В себестоимости каждого грамма изделий из серебра издержки, связанные с требованиями исполнения 115-ФЗ, составляют до 40 рублей, что сопоставимо со стоимостью самого серебра.
9. Использование серебра не в качестве инвестиционного металла, а в качестве сырья для производства изделий дает дополнительную добавочную стоимость и налоги.
Есть прямой интерес государства развивать именно это направление (в производстве) использования серебра.
10. Доля серебра, использованного в ювелирных и других изделиях в России в 2018 году составила 11,8 % от его производства (производство изделий – 122,7 тонны, общий оборот с учетом импорта - 180,91 тонны, производство серебра в России 1035,63 тонны).
При этом среднемировая доля использования серебра в 2018 году в производстве ювелирных изделий составляла около 18 %, и в посудной группе – порядка 6 %, т.е. в сумме около 24 %.
Есть потенциал двукратного роста как производства, так и реализации.
Присоединяйтесь к нам