28.04.2023
Заключение на проект федерального закона
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Ассоциация «Гильдия ювелиров России» рассмотрела проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и считает, что принятие статьи 3 данного законопроекта приведет к негативным социально экономическим и финансовым последствиям для всей отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней.
Статьей 3 законопроекта предлагается запретить применять автоматизированную упрощенную систему (АУСН) налогообложения в ювелирной отрасли для предприятий, осуществляющих производство и реализацию изделий.
С 01.01.23 г. вступили в силу изменения в НК РФ, запрещающие применение упрощенной системы налогообложения (УСН) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющих производство, оптовую и розничную реализацию ювелирных изделий.
Причиной данного запрета была заявлена борьба с дроблением бизнеса, как формой незаконной налоговой оптимизации и повышение конкурентоспособности продукции крупных производителей.
Следствием отмены возможности применять УСН стало сокращение числа субъектов МПС в ювелирной сфере за 4 месяца 2023 г. на 12,4 %. При этом за тот же период общее число субъектов МСП в России увеличилось на 3,6 %.
В ювелирной отрасли более 90 % предприятий относятся к малому и микробизнесу. Специальные налоговые режимы установлены именно для снижения налоговой нагрузки у предприятий малого и микробизнеса, так как у предприятий малого и микробизнеса более высокая себестоимость производства изделий и более высокий уровень расходов на производство и реализацию продукции, а также доля затрат на администрирование обязательных требований в сфере драгоценных металлов и камней по отношению к крупным предприятиям.
В крупном бизнесе основная статья затрат — это золото и драгоценные камни, при приобретении которых НДС идёт в зачёт. У малого бизнеса основная статья затрат — работа (ручной труд и социальные взносы). На всю сумму фонда заработной платы начисляется НДС. Зачёта по этому НДС нет, так как фонд заработной платы и является добавленной стоимостью.
Часть предприятий малого и микробизнеса осуществляющая производство и реализацию ювелирных изделий с 01.01.23 г. перешла на применение АУСН. Введение запрета на применение АУСН неизбежно приведет к их ликвидации.
Увеличение налоговой нагрузки для субъектов малого и микропредпринимательства в совокупности с ужесточением мер государственного урегулирования в период затяжной стагнации на рынке — это наиболее болезненный способ регуляторного воздействия.
Во-первых, такое решение неминуемо приведёт к повышению цен на
20–30 % по всей цепочке от производства до розничной торговли. Повышение цен повлечёт за собой снижение объёмов продаж и, как следствие, уход с рынка значительного числа игроков. Прекратят деятельность 30% производственных предприятий из категории малого бизнеса. Это означает потерю от 12 до 15 тысяч рабочих мест.
Во-вторых, необратимым и негативным последствием станет увеличение нелегального (неконтролируемого) оборота драгоценных металлов и камней. Часть производителей уйдёт в «подполье», а часть розничной торговли в интернет. Безусловно ОСНО ликвидирует некоторые схемы налоговой оптимизации, но одновременно с этим создаст стимулы для расширения нелегального оборота. Это станет головной болью крупного бизнеса.
Важно, что нелегалам одинаково удобна любая система налогообложения!
Третья проблема в том, что отрасль, избавившись от дробления бизнеса, не ликвидирует, а наоборот, нарастит применение иных схем налоговой оптимизации. И именно в сегменте крупного бизнеса.
Четвёртым неприятным сюрпризом станет увеличение рыночной доли крупными производителями, федеральными сетями и импортёрами. Это произойдёт за счёт вытеснения малого и микро- бизнеса. Мы получим монополизацию рынка и ограничение доступа к прилавкам продукции малых предприятий.
В качестве пятой проблемы следует ожидать сокращение банковского кредитования и развития кризиса неплатежей из-за ухудшения финансового положения компаний, а также череду их дальнейшего банкротства.
Шестым последствием станет формирование дефицита рабочих мест по специфической специальности «ювелир». Это болезненно для регионов с существенной концентрацией ювелирного производства.
Седьмым и самым тяжёлым последствием будет наполнение федеральных сетей импортируемым товаром взамен отечественного. Это неизбежно ввиду более низкой себестоимости производства в конкурирующих за наш рынок странах.
Через несколько лет мы утратим очередную отрасль экономики, успешно работающую сегодня.
В ситуации с закрытием внешних рынков для экспорта золота и драгоценных камней из Российской Федерации представляется логичным по крайней мере не предпринимать действий, влекущих усложнение регулирования оборота ДМДК, а также увеличение издержек и налоговой нагрузки для производителей и продавцов продукции из ДМДК. Наоборот, крайне важным является принятие мер по расширению внутреннего рынка и снятию барьеров для его развития.
С учетом вышеизложенного считаем, что введение запрета применять АУСН, как и уже принятого запрета на применение УСН, предприятиям, осуществляющим производство и реализацию ювелирных изделий, приведет к негативным социально экономическим и финансовым последствиям.